Визит Нурсултана Назарбаева за океан оказался насыщенным событиями. В первый день он встретился со своим американским коллегой Дональдом Трампом, а 18 января принял участие в заседании Совета безопасности ООН на тему «Нераспространение оружия массового уничтожения: меры доверия».
Для Казахстана – событие, для Fox News – эпизод
Разумеется, что к визиту приковано внимание и казахстанских экспертов и СМИ, и экспертов стран-соседей и стран-партнеров.
Что касается казахстанских СМИ, то первый день визита оценивается в крайне превосходной степени. Звучат фразы: «новый этап стратегического партнерства», «следующая страница в истории взаимоотношений двух стран», «кульминация прорывных действий казахстанской дипломатии с момента избрания Казахстана непостоянным членом Совета Безопасности ООН» и прочие весьма комплиментарные оценки.
Все главные результаты, достигнутые в ходе встречи, содержатся в совместном заявлении о новом этапе расширенного стратегического партнерства. Говоря об этом, Д. Трамп подчеркнул, что США рассматривают Казахстан «в качестве ценного друга и стратегического партнера США в Центральной Азии».
Стратегическое партнерство заключается в стремлении двух стран решать вопрос укрепления международной и региональной безопасности. В первую очередь речь идет о более тесной координации усилий Астаны и Вашингтона по Афганистану. В практическом плане это вылилось в решение разрешить транзит специальных грузов из США в Афганистан через казахстанские порты Актау и Курык. Соответствующий законопроект 17 января поступил в парламент Казахстана.
Также страны договорились укреплять сотрудничество в рамках региональной диалоговой площадки «С5+1». Кстати сказать, сотрудничество в этом формате вызывает определенные опасения у России. Так, министр иностранных дел РФ Сергей Лавров на недавней пресс-конференции по итогам работы своего ведомства в минувшем году завил, что «Вашингтон может злоупотребить партнерством в формате «C5+1», в который входят США, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения и Узбекистан». По его мнению, формат «C5+1» направлен на то же, что и проект Большой Центральной Азии, активно продвигавшийся прежней администрацией Белого дома – укрепление позиций США в регионе при ослаблении влияния России и Китая.
И все же в экспертной среде не существует единого мнения на счет того, кому больше нужен формат «С5+1» – Америке или странам ЦА. США пытаются вовлечь страны региона в решение афганской проблемы, а республики ЦА хотят использовать его лишь для диалога с Вашингтоном.
Тут же логично обратить внимание на то, что главы Америки и Казахстана, как сообщила пресс-служба Белого дома, «договорились консультироваться по вопросам санкций во избежание каких-либо непредусмотренных последствий для экономики Казахстана». По мнению наблюдателей, это может свидетельствовать о намерении Казахстана «потеснить» Россию в поставках некоторых товаров в США. Речь может идти об уране, титане и ферросплавах. Однако, на наш взгляд, все эти договоренности укладываются в логику многовекторной политики, много лет проводимую Акордой.
Здесь необходимо отметить, что Н. Назарбаев затронул тему отношений США и РФ, которые, по его словам, «ушли в ноль». Обеспокоенность главы РК этой темой можно объяснить двумя причинами. Во-первых, «санкционная война» бьет и по Казахстану, а во-вторых, Казахстан, зарекомендовавший себя как «миротворец», мог бы попытаться снизить интенсивность этого конфликта.
Еще один момент, на который обращают внимание казахстанские эксперты, заключается в том, что, несмотря на прогнозы о снижении внимания Вашингтона к Центральной Азии, обусловленные лозунгом Д. Трампа «Америка прежде всего», этого не произошло. И нынешний визит приводится в качестве доказательства.
Естественно, не остались без внимания экономические последствия визита. А они довольно впечатляющие. Речь идет о соглашениях на сумму около 7,5 млрд. долларов, по данным казахстанских источников. Между тем государственный департамент США называет сумму в 2,5 млрд. долларов. Сотрудничество будет осуществляться в формате трансферта технологий в сферах авиационной и космической промышленности, сельского хозяйства, транспорта.
Еще один показательный и даже в чем-то курьезный момент – визит Н. Назарбаева в США в течение трех дней является самой горячей новостью в казахстанских СМИ. В то же время телеканал Fox News, который считается «идеологическим рупором» нынешней администрации Белого дома, отвел на это событие не более 30 секунд. Гораздо больше внимания ведущие телеканала уделили новости о том, что Д. Трамп прошел тест на наличие признаков приобретенного слабоумия и оказался здоров.
Казахстанская повестка в СБ ООН
Председательство Казахстана в Совете Безопасности ООН в текущем январе стало для республики финальным аккордом непостоянного членства в этой структуре. И хотя страна возглавила СБ в рамках ежемесячной ротации, казахстанская идеологическая машина уделяет этой теме большое внимание.
Вполне ожидаемо РК выступила с трибуны ООН на тему нераспространения оружия массового уничтожения (ОМУ). Закрыв Семипалатинский испытательный ядерный полигон в 1991 году и отказавшись от ядерного оружия под гарантии безопасности от ядерных держав, подписав в 1992 году т.н. Лиссабонский протокол, Казахстан получил моральное право «окучивать» эту тему. И всю новейшую историю страна выдвигала различные инициативы, связанные с проблематикой ОМУ.
В их числе можно назвать инициативу о достижении к 2045 г. безъядерного мира, выдвинутую в 2015 году на пленарном заседании ГА ООН, манифест «Мир. XXI век» и политическое обращение к СБ ООН «Концептуальное видение Казахстана по упрочению глобального партнерства для построения безопасного, справедливого и процветающего мира», презентованные не так давно. Их суть в том, что Казахстан предлагает найти политические решения региональных конфликтов, связанных с ОМУ, в том числе через укрепление мер доверия.
По словам министра иностранных дел Кайрата Абдрахманова, заседание Совета безопасности ООН, в котором принял участие Н. Назарбаев, «поможет сформулировать рекомендации на основе взаимозависимости трех тем – «предотвращение конфликтов», «нераспространение» и «меры доверия». Конечно, было бы наивно надеяться на то, что государства, имеющие ОМУ, откажутся от обладания им и средствами его доставки, но, по словам министра, «новые меры доверия могли бы стать частью процесса нераспространения при анонсировании государствами-членами соответствующих конкретных обязательств». Казахстан и тут пытается выступить в роли посредника и миротворца, стремясь наладить конструктивный диалог между ядерными и неядерными государствами, что, разумеется, следует оценить позитивно.
Помимо этого, 19 января ожидается заседание СБ ООН по афганской проблеме – «Построение регионального партнерства в Афганистане и Центральной Азии в качестве модели взаимозависимости безопасности и развития», в решении которой Казахстан также заинтересован. РК последовательно продвигает идею о необходимости налаживания экономических и социальных связей между Афганистаном и внешним миром, выводе этой страны на путь устойчивого развития.
В СБ ООН Казахстан попытался использовать свой опыт переговорщика. А за минувшие годы он значительно пополнился благодаря т.н. Астанинскому процессу по Сирии, успешному посредничеству РК в российско-турецком конфликте. Конечно, должность временного председателя СБ ООН больше почетная и, надо признать, «техническая». Решить глобальные вопросы за один месяц невозможно. Тем не менее председательство в СБ ООН – это новый масштаб задач для казахстанской дипломатии. Это прекрасная школа и бесценный опыт, особенно учитывая сложную бюрократическую схему международной организации и необходимость учитывать и согласовывать интересы разных стран.
***
Говоря об итогах визита в целом, можно использовать классический дипломатический штамп – визит прошел в атмосфере конструктивного партнерства. И это будет правдой. Казахстан получил инвестиции и закрепил имеющийся международный авторитет, а США – подтверждение лояльности Астаны.