В 2025 году продолжались интеграционные процессы в различных отраслях стран ЕАЭС. За счет общесоюзного финансирования обеспечено около трети инвестпроектов в различных отраслях, включая энерго- и транспортную инфраструктуру.
Почти 100% достигла доля нацвалют во взаиморасчетах стран ЕАЭС. В то же время сохраняющаяся фактическая привязка этих валют к евро-долларовой корзине и к мировым сырьевым ценам, особенно к нефтяным, пока не привела к стабилизации уровня цен на товары и услуги в странах союза.
Весьма важное решение принято и реализуется в сфере трансграничного природопользования: с середины ноября 2025 г. работу всех водохранилищ и смежных объектов в бассейне реки Урал координирует межрегиональная профильная комиссия РФ с привлечением экспертов из Казахстана.
В рамках Высшего Евразийского экономического совета в середине 2025 г. была предварительно одобрена и к концу года окончательно принята дорожная карта по реализации Декларации о дальнейшем развитии экономических процессов в ЕАЭС до 2030 года включительно. С дальнейшей пролонгацией и корректировкой этого документа на период до 2045-го.
По информации ЕЭК, документ содержит комплекс системных мер «по развитию интеграции, сближению уровней экономического развития стран Союза, расширению областей экономического сотрудничества, совершенствованию регулятивной среды». Особое внимание уделено в этой карте развитию условий по созданию современной, технологически развитой и стабильной бизнес-среды за счет общесоюзной финансовой и смежной поддержки кооперационных проектов, цифровой трансформации в ключевых сферах, таких как внутренняя торговля, таможенное регулирование
В документ также вошли мероприятия по развитию взаимодействия евразийской «пятерки» в сфере искусственного интеллекта. Будут «проработаны возможные подходы к правовой охране объектов интеллектуальной собственности, созданных искусственным интеллектом или с его использованием, а также отдельный план по развитию сотрудничества стран Союза в сфере ИИ на 2026-2030 годы».
Предусмотрено также повышение мирохозяйственной значимости ЕАЭС как «полюса экономического притяжения на международной арене».
Всего в дорожную карту включено 340 мероприятий, планируется подготовить свыше 100 аналитических материалов, принять до 130 нормативно-правовых актов, внести ряд корректировок в Договор о ЕАЭС и Таможенный кодекс Союза.
С осени 2025 года в ЕАЭС расширилась апробация – на основе соглашения 2022 года – электронных навигационных пломб (ЭНП), полномасштабное применение которых для отслеживания перевозок и грузов в ЕАЭС начнется с 11 февраля 2026 года. И еще с 27 января 2025-го предписано использовать навигационные пломбы в перевозках, осуществляемых по процедурам таможенного транзита и взаимной торговли в соответствии с решениями Высшего госсовета и Совета министров Союзного государства (2024 г.)
Столь длительная задержка с полномасштабной реализацией соглашения обусловлена пока сохраняющимися разночтениями между странами ЕАЭС по вопросам определения сфальсифицированных товаров, демпинга и незаконного реэкспорта. Тем не менее высокий уровень всевозможных подделок, ввозимых и сбываемых на внутреннем рынке ЕАЭС зачастую по фальшивым сопроводительным документам, вынуждает вводить единую систему отслеживания поставок с помощью ЭНП.
Означенная ситуация находится в поле зрения экспертов. Так, директор по взаимодействию с органами государственной власти АО «ОТЛК ЕРА» Лариса Коршунова отмечает, что до сих пор ведутся дискуссии, какие грузоперевозки должны осуществляться с применением навигационных пломб. Но уже определено, что «это, например, табак и алкогольная продукция независимо от типа перевозки. Это и подсанкционные товары в РФ». Поясняется, что товары, пломбируемые в Вязьме или Смоленске (граница РФ с Белоруссией. – Ред.), будут пломбироваться и в Белоруссии с пломбой доезжать до границы Казахстан – Китай».
Результаты апробаций показывают, что использование ЭНП сокращает объемы незаконного реэкспорта и оборота фальсификатов-подделок. Но требуется окончательное согласование странами Союза этих и смежных категорий для применения согласованных мер по выявлению и устранению нелегитимной продукции по всей цепочке поставок-перевозок-сбыта.
Весомы результаты внешнеэкономической политики ЕАЭС-ЕЭК в ушедшем году. Согласно утвержденным Высшим Евразийским экономическим советом в конце 2024-го «Основным направлениям международной деятельности ЕАЭС на 2025 год», усилия ЕАЭС и ЕЭК были сосредоточены на развитии сложившихся механизмов сотрудничества, в том числе в рамках меморандумов, деклараций и торговых соглашений. Среди зарубежных организаций, имеющих важное политико-экономическое значение для Союза, сотрудничество с которыми продолжилось, отмечены СНГ, БРИКС, ШОС, АСЕАН, Южноамериканский общий рынок (МЕРКОСУР), Африканский союз.
Напомним в этой связи, что, во-первых, 15 мая 2025 года вступило в силу подписанное 5 декабря 2023 года соглашение о режиме свободной торговли (то есть в основном без пошлин и других ограничений) между Союзом и Ираном. Во-вторых, прорабатываются вопросы о переговорах по аналогичным соглашениям между ЕАЭС и Египтом, Таиландом, Малайзией, Венесуэлой. Начаты переговоры осенью 2025-го о режиме свободной торговли с Индией, что является весьма значимым и геополитическим событием для ЕАЭС и в целом для мирохозяйственных взаимосвязей. Начаты консультации с Тунисом по тематике переговоров о ЗСТ.
А 21 декабря страны ЕАЭС на заседании Высшего Евразийского экономического совета в Санкт-Петербурге подписали соглашение о свободной торговле (ССТ) между ЕАЭС и Индонезией. Ранее, в 2025-м подписаны такие же соглашения с Монголией и ОАЭ. С учетом подписанных ССТ-соглашений в 2025-м и с учетом перспективного соглашения с Индией (предварительно намеченного самое позднее на начало 2027 г.) обоюдными экспертными сообществами прогнозируется, что объем торговли ЕАЭС с указанными странами увеличится суммарно более чем в 2,5 раза. В том числе промышленный экспорт ЕАЭС увеличится в те же страны минимум вдвое.





