Страна восходящего солнца последовательно работает над совершенствованием имеющегося в его распоряжении оружия. Недавно на борту испытательного судна «Асука», которое Морские силы самообороны Японии используют для тестирования перспективных вооружений, смонтировали прототип высокоэнергетической лазерной системы в контейнерном исполнении. В обозримом будущем подданные микадо рассчитывают получить в своё распоряжение рабочий луч, которым они намерены сбивать снаряды, беспилотники, а через некоторое время – и ракеты.
Лазеру корабль удобнее грузовика
Министерство обороны Японии постепенно расширяет проводимые на его средства исследования в области лазеров, рельсотронов и других передовых оружейных технологий. Так, в мае 2025 года компания Kawasaki на выставке DSEI 2025, прошедшей в японской префектуре Тиба, впервые представила концепцию военно-морской версии своей высокоэнергетической лазерной системы. Посетителям выставки, столпившимся у стенда, где был установлен макет этой установки, сотрудники компании объясняли, что разработка всё ещё находится на ранней стадии и потребуется несколько лет, чтобы довести продукт до приемлемой степени совершенства.
Для справки: в 2024-м Министерство обороны Японии запросило в бюджете на 2025 финансовый год 19,1 млрд иен (132 млн долларов) на проведение исследований в области корабельных лазерных систем большой мощности, способных противостоять новой угрозе – рою малых беспилотных летательных аппаратов. На тот момент предполагалось, что единственными японскими кораблями, которые должны быть оснащены лазерными системами большой мощности, станут эсминцы, построенные по программе Aegis Equipped System Vessels (ASEV). Два этих огромных корабля возмещением в 12 тыс. тонн (соответствуют тяжёлому крейсеру Второй мировой войны), предназначенных для комплексной противовоздушной и противоракетной обороны, Токио намеревается ввести в строй в 2028 году. Лазерными установками, впрочем, их предполагается оснастить уже позже, где-то после 2032 года.
Со временем появился и план установки лазеров на особых морских платформах, специально предназначенных для их размещения. «Почему японцы планируют устанавливать систему именно на кораблях? Ни танк, ни специальная наземная боевая машина пока не могут дать то количество энергии, которое требуется мощным лазерам для непрерывной боевой работы. А современные корабли имеют и необходимую для этого энергетическую установку, которая может обеспечить питанием лазерную систему, и место, где можно разместить многотонные механические системы управления и наведения боевого лазера», – объясняет военный эксперт Дмитрий Корнев.
Таким образом, Япония теперь официально входит (наряду с США, Великобританией, Германией, Францией, Китаем и Россией) в небольшую группу стран, которые конструируют собственные боевые лазеры. Конкретно же разработку высокоэнергетических лазерных систем в качестве экономичной альтернативы существующим системам ПВО продвигает в Японии Агентство по закупкам, технологиям и логистике (ATLA), подведомственное минобороны. Программы соответствующих исследований в целом делятся на две категории. Во-первых, это высокомобильные лазерные системы, устанавливаемые на транспортные средства. Во-вторых – более крупные лазерные образцы с высокой выходной мощностью.
То есть всё же японские военные рассчитывают получить и такие лазеры, которые можно будет применять на суше. Разработка мобильной лазерной системы на базе колесного шасси велась в стране с 2021 по 2024 год. Все необходимые подсистемы были интегрированы в один тяжёлый грузовик, оснащённый излучателем мощностью 10 кВт. Данное устройство в первую очередь предназначено для борьбы с малыми БПЛА. В октябре 2024 года компания Mitsubishi Heavy Industries (MHI) представила демонстрационный образец, установленный на грузовой машине. А в настоящее время уже ведутся работы по внедрению этой системы в список вооружений, имеющийся в распоряжении японской сухопутной армии.
Вторая итерация японского лазерного оружия представлена системой с энергоисточником высокой мощности. Она начала разрабатываться с 2018 года и «доводится до ума» и сейчас. С технической точки зрения инженеры Страны восходящего солнца пошли по пути спектрального сложения мощностей. Установка объединяет лучи десяти волоконных лазеров японского производства (по 10 кВт каждый), генерируя единый поток мощностью свыше 100 кВт. Главный козырь такой системы – так называемый неисчерпаемый магазин. В отличие от ракетных перехватчиков, где боезапас жёстко ограничен пусковыми ячейками, лазер стреляет до тех пор, пока на борту есть электричество. «Пока есть достаточное количество электроэнергии, система может продолжать поражать цели, не испытывая недостатка в боеприпасах», – заявили в ATLA. Там подчёркивают, что стоимость одного выстрела фактически равна цене затраченной энергии: это критически важно при отражении массовых атак дешёвых дронов, когда тратить ракету за миллионы на копеечный БПЛА крайне нерационально.
Достоинства и пока ещё недостатки
Но у подобных систем есть и свои минусы – по крайней мере, пока. «Лазер может гарантированно сбивать легкие, небольшие летательные аппараты: то есть его использование эффективно против дронов. Но ему сложнее поражать тяжелые и защищенные от теплового нагрева объекты, такие как крупнокалиберные снаряды или боеголовки баллистических ракет. Для уничтожения цели лазеру надо воздействовать на неё какое-то время – вплоть до нескольких секунд. Современные системы наведения могут обеспечить удержание цели в фокусе лазерной "пушки", но тем не менее объекты с высокой скоростью имеют больше шансов уцелеть», – отмечает Д. Корнеев. По его словам, ещё один недостаток боевых лазеров заключается в их относительно невысокой дальности действия: энергия луча рассеивается в атмосфере и уничтожение объекта на большом расстоянии требует мегаваттной мощности.
Примечательно, что более десяти лет назад Япония отказалась от химических лазеров в пользу волоконных систем, сделав ставку на их безопасность и компактность. Эволюция шла постепенно: сначала отрабатывались установки мощностью 50 кВт, теперь в море испытывают конфигурацию удвоенной мощности. Контракт на разработку и производство прототипа морского лазера выиграла компания Kawasaki Heavy Industries, которая предоставила первый свой ещё очень «сырой» образец в феврале 2023 года. Несколько более усовершенствованную установку этой системы недавно установили на судне «Асука», находящемся пока на верфи компании Japan Marine United. Всё оборудование удалось уместить в два модуля, по габаритам не отличающихся от стандартных 40-футовых морских контейнеров. Внутри скрыта сложная начинка: массив волоконных лазеров, оптическая система управления лучом, генераторы и контур охлаждения.
Эффективность этой аппаратуры предстоит оценить в процессе новой серии тестов. Недавно агентство ATLA опубликовало запрос на поставку воздушных мишеней для проведения стрельбовых испытаний в море. Система должна продемонстрировать возможность непрерывного ведения огня, эффективность обнаружения целей и точного наведения, интеграцию с датчиками поиска и приемлемые эксплуатационные характеристики в различных условиях окружающей среды. На недавнем техническом брифинге чиновники ATLA утверждали, что в ходе наземных тестов, проведённых ранее в 2025 году, установка успешно «сжигала» воздушные дроны и миномётные снаряды. Но одно дело – тепличные полигонные условия и совсем другое – открытое море.
Поскольку 2025 финансовый год (заканчивающийся в Японии 31 марта 2026-го) станет последним, отведённым на первый этап разработки и исследований этой системы, испытаниям на «Асуке» отводится особое значение. Крайне существенно то, что они будут проводиться на движущемся на полном ходу судне, что должно значительно усложнить наведение на цель. Соответственно, задача заключается в том, чтобы научить систему обнаруживать, вести и поражать быстрые воздушные цели с качающейся палубы. Комплекс оснащён тепловизорами и высокоскоростными поворотными зеркалами, компенсирующими вибрации судна – они позволят удерживать луч на мишени вопреки волнам и ветру.
Если результат окажется признан удовлетворительным, то со временем (но точно не в ближайшие годы) японский флот намерен оснастить подобными системами все свои корабли. Лазер на корабле, как предполагают военно-морские теоретики, станет вещью абсолютно необходимой, ибо с его помощью можно будет прицельно сбивать не только БПЛА, но и, как надеются в японских ВМС, ещё и противокорабельные ракеты, идущие на максимальной скорости. Впрочем, использование лазеров для перехвата полноценных ракет рассматривается как долгосрочная, пока ещё достаточно далёкая цель.
Между опытным образцом и серийным производством
Судя по тем крупицам сведений, что просочились наружу, главной проблемой лазерных систем на данный момент является их громоздкость, связанная с массивностью используемых в них компонентов источника питания и накопителя энергии. Пока что задача по их миниатюризации далека от решения. В целом эффективность преобразования энергии в высокоэнергетических лазерах составляет примерно 30%. То есть для лазера мощностью 100 кВт требуется не менее 300 кВт электроэнергии. Всё же, как уже указывалось, этот пока ещё не преодоленный недостаток менее существенен для морских систем, чем для сухопутных – на судне громоздкие лазерные системы разместить и запитать легче, чем на грузовике или, скажем, на танке.
В целом сотрудники японской программы под названием «Исследование корабельной лазерной системы» бьются над решением нескольких задач. Во-первых, необходимы действующие технологии идентификации целей и точного наведения лазерной энергии на основе данных РЛС воздушного поиска и других датчиков – для одновременного поражения нескольких целей. Во-вторых, требуются технологии перенаправления целей между несколькими лучевыми установками – для охвата всех 360 градусов секторов поражения. В-третьих, нужны технологии наведения лучевой установки в зенит. В-пятых, крайне важно наличие технологии автоматической оценки боевых повреждений, нанесённых вражескому объекту для определения последствий лазерного воздействия на облученную цель.
Наконец, лазерные установки должны пройти специфическую адаптацию, призванную обеспечить их совместимость с судовым оборудованием и подарить им устойчивость к воздействию качки, водяных брызг и других факторов, характерных для морской среды. Предполагается, что второй этап создания исследовательских прототипов продлится по середину 2029 финансового года. Эксплуатационные же демонстрационные испытания запланированы на период с 2027 по 2030 финансовый год. Пока что представители Kawasaki не раскрывают технических характеристик своей системы (дальнобойность, мощность и прочие параметры), но направление, в котором они ведут свой поиск, примерно понятно. Ведь военные моряки в первую очередь обращают внимание не только на точность боевых лазеров, а на и скорострельность и мощность, которая должна быть достаточной для нейтрализации крупных целей.
Пока что имеющиеся лазерные установки страдают одной весьма существенной «детской» болезнью: в случае их выключения для повторного включения энергетического оружия может потребоваться некоторое время. Это делает нынешние лазеры неэффективными против роя дронов: при отражении атаки множества стремительно налетающих целей необходима очень быстрая реакция. Кроме того, пока лазерное оружие довольно ограничено в плане мощности, поскольку даже на борту корабля не получается разместить достаточно значительных источников энергии для неё. Осознавая все эти проблемы, специалисты Kawasaki работают над созданием очень быстрой башни и оптики большого диаметра, позволяющей получить более широкий луч и обеспечить высокую подвижность луча.
В любом случае уже сейчас лазерное оружие прошло значительный путь. Когда-то писатели мечтали о «гиперболоиде инженера Гарина», и вот уже этот «гиперболоид» воплощён в металле, пусть пока ещё и не столь мощный, как в романе А.Н. Толстого. Однако многочисленные «детские» болезни, присущие этому виду оружия, успешно преодолеваются, и уже совсем скоро по историческим меркам оно займёт важное место в арсенале человечества. Нам, россиянам, нужно внимательно следить за военными новинками, появляющимися в распоряжении наших соседей, и добиваться того, чтобы у нас самих «игрушки» были как минимум не хуже.





