Как СССР шел к мирным договорам с бывшими союзниками гитлеровской Германии - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 27.12.2025 |

Как СССР шел к мирным договорам с бывшими союзниками гитлеровской Германии

С 16 по 26 декабря 1945 г. в Москве проходила конференция (промежуточное совещание) Совета министров иностранных дел (СМИД), представлявших СССР, США, Великобританию и Францию. Что собрало в советской столице представителей государств, являвшихся лидерами в антигитлеровской коалиции? Необходимость урегулировать отношения с бывшими европейскими союзниками Берлина – Италией, Румынией, Болгарией, Венгрией и Финляндией. Они, в отличие от Германии, которую союзники оккупировали и управляли коллективно, сохранили свой суверенитет, и на Потсдамской мирной конференции было решено заключить с ними мирные договоры.

Отношения между союзниками уже стали натягиваться, но до холодной войны дело пока не дошло, и вопросы послевоенного урегулирования еще решались совместно, хотя и с большим трудом. СМИД как раз и должен был разработать тексты договоров.

По принятому в Потсдаме решению при разработке мирных договоров Совет должен был состоять «из членов, представляющих те государства, которые подписали условия капитуляции». Это означало, что условия мирного договора с Финляндией должны были разрабатывать Советский Союз и Великобритания как державы, находившиеся в состоянии войны с этой страной и подписавшие условия капитуляции Хельсинки; мирные договоры с Румынией, Венгрией и Болгарией – Советский Союз, Великобритания и США. При рассмотрении вопросов мирного урегулирования с Италией к державам, подписавшим с ней условия капитуляции, приравнивалась Франция. Члены Совета, которые не участвовали в подготовке того или иного мирного договора, тем не менее могли быть приглашены на заседание.

Советскую делегацию на всех этапах мирного урегулирования с бывшими союзниками Германии в Европе возглавлял министр иностранных дел СССР В.М. Молотов, американскую – государственный секретарь Дж. Бирнс, британскую – министр иностранных дел Великобритании Э. Бевин. Последние двое, отражая все более явный курс западных союзников на конфронтацию с Советским Союзом, вели согласованную линию.

Это проявилось уже на первой сессии СМИД в Лондоне в сентябре – октябре 1945 г. Здесь советская делегация столкнулась с попытками союзников подвергнуть решения Потсдама ревизии. На первом же заседании Бирнс выразил готовность его делегации немедленно пересмотреть Потсдамские постановления относительно порядка разработки мирных договоров, создавая этим прецедент к пересмотру и других совместно принятых решений. А чтобы укрепить свои позиции, Бевин и Бирнс пригласили присутствовать на переговорах делегации Франции и гоминьдановского Китая.

Советская делегация твердо заявила, что она не уполномочена пересматривать решения, принятые главами правительств, и предложила перейти к рассмотрению вопросов по существу, а к американо-британскому предложению вернуться на одном из ближайших заседаний Совета.

Разговор по существу тоже шел с большими затруднениями. Западных дипломатов заботила не столько суть мирных договоров, сколько стремление не допустить усиления влияния СССР на Балканах и в придунайских государствах. Американский дипломат Д. Кемпбелл выразился на этот счет предельно ясно: «Соединенные Штаты и Великобритания оказались перед проблемой: сумеют ли они в процессе мирных переговоров добиться того, чего они так безуспешно добивались в период перемирия, а именно поставить ногу в дверь, ведущую в Восточную Европу».

Американская делегация в ультимативной форме заявила, что Соединенные Штаты не будут обсуждать договоры с Румынией и Болгарией до тех пор, пока там не будут созданы правительства, соответствующие стандартам западной демократии и признаваемые Соединенными Штатами. К этому американскому требованию присоединилась британская делегация.

В ответ на это В.М. Молотов заметил: «Румынскому населению нравится это правительство, американскому правительству не нравится. Как же быть? Неужели из-за того, что американскому правительству не нравится теперешнее правительство Румынии, нужно его свалить и навязать другое правительство, которое будет недружественно к Советскому Союзу? В таком деле мы не можем быть помощником американской делегации».

Требование западных делегаций об изменении состава правительств двух этих стран фактически сделало невозможным рассмотрение конкретных вопросов румынского и болгарского мирных договоров.

22 сентября советская делегация вернула участников заседания к вопросу о процедуре работы Совета и предложила строго руководствоваться решениями Потсдамской конференции. Бевин ультимативно заявил, что он не хочет принимать участия в обсуждении этого вопроса. Работа СМИД по выработке мирных договоров была блокирована.

29 сентября Бирнс неожиданно выступил с предложением о созыве конференции для рассмотрения мирных договоров с бывшими союзниками Германии. В состав участников конференции Бирнс предложил включить всех европейских членов ООН и большую часть ее неевропейских членов. За основу обсуждения предлагалось принять доклады заместителей министров по итогам лондонской сессии Совета, то есть на обсуждение было предложено вынести несогласованные проекты мирных договоров. Их окончательный текст должен был быть выработан теми приглашенными государствами, которые объявили войну данной стране.

Такое предложение находилось в полном противоречии с потсдамскими решениями и фактически ликвидировало СМИД как основную инстанцию по выработке мирных договоров; в случае его принятия условия мира зависели бы от конференции, где Вашингтон и Лондон могли рассчитывать на подавляющее большинство голосов за счёт зависимых от них стран. Не отвергая в принципе идею созыва конференции, советская делегация подчеркнула, что вопрос об этом должны решать те государства, которые подписали условия капитуляции.

Чтобы найти выход из тупика, советская сторона 2 октября предложила подписать протоколы согласованных решений в порядке, установленном Потсдамской конференцией, а несогласованные вопросы рассмотреть на следующем заседании, 3 октября. Однако по договоренности Бирнса с председательствовавшим в тот день главой гоминьдановской делегации Ван Шицзи последний заявил, что сессия немедленно завершает свою работу. Бирнс же, со своей стороны, возложил ответственность за срыв сессии на Советский Союз, якобы проявивший «несговорчивость».

В беседе с послом США А. Гарриманом 24 и 25 октября 1945 г. И.В. Сталин предложил еще раз попытаться созвать СМИД и на нем выработать проекты мирных договоров, а уже потом созвать конференцию тех стран, которые будут значиться в согласованном списке. Союзников удалось убедить в целесообразности такого решения.

Так была подготовлена почва для созыва в декабре 1945 г. Московской конференции СМИД. Здесь по настоянию советской делегации была подтверждена процедура выработки мирных договоров, установленная в Потсдаме. Кроме того, участники договорились, что обсуждение проектов мирных договоров, подготовленных СМИД, станет предметом специально созванной для этого конференции.

Вопрос о составе будущей конференции снова вызвал острую борьбу. В результате было достигнуто компромиссное соглашение: в число участников было включено 21 государство – пять великих держав, а также Австрия, Бельгия, Белорусская ССР, Бразилия, Греция, Индия, Канада, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Украинская ССР, Чехословакия, Эфиопия, Югославия, Южно-Африканский Союз. Было решено, что постановления конференции будут являться рекомендациями, которые СМИД рассмотрит в порядке, установленном Потсдамской конференцией, после чего выработает окончательный текст мирных договоров.

Последнее положение имело исключительно важное значение. Оно означало, что советской делегации на Московской конференции удалось вернуть союзников к принципам Потсдамской конференции Большой тройки. При этом был предложен компромисс, позволивший преодолеть сопротивление Вашингтона и Лондона. По принятому СМИД решению заместители министров иностранных дел стран-участниц должны были возобновить работу над составлением текстов мирных договоров, а срок созыва мирной конференции был установлен 1 мая 1946 г.

Подготовка текстов мирных договоров была завершена на третьей сессии СМИД в Нью-Йорке в 1946 г. А сами они были подписаны в феврале 1947 г. в Париже. Военная страница истории Италии, Румынии, Болгарии, Венгрии и Финляндии была тем самым перевернута.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
113
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Арктический Совет Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Гренландия Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Дания Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика