Продолжаем рассказ о дискуссии, развернувшейся в ходе организованного ЦЭИ «Ой Ордо» (Бишкек) круглого стола «Глобальный мировой (бес)порядок и головоломка евразийской безопасности: к итогам III Минской международной конференции по евразийской безопасности».
* * *
Как отметила замдиректора ЦЭИ «Ой Ордо» Наталья Крек, на Минской международной конференции был представлен очень внушительный состав участников – министры и заместители министров иностранных дел, представители государственных структур, эксперты и аналитики из 48 стран мира.
«Воодушевило всех участников и личное участие в конференции президента Беларуси Александра Лукашенко, который в своем выступлении подчеркнул, что система безопасности должна основываться на доверии и справедливости – это ключевые принципы построения всей архитектуры безопасности на Евразийском континенте. К сожалению, именно с доверием сегодня существуют определенные проблемы. В том числе и в Средней Азии. Три из пяти государств региона являются членами ОДКБ. Два из них – Кыргызстан и Казахстан входят в Организацию тюркских государств, куда также входит еще одна среднеазиатская республика Узбекистан, а Туркменистан является ее наблюдателем. При этом членами ОТГ является член НАТО Турция и Азербайджан, который заявил, что переходит на военные стандарты Североатлантического альянса. При этом, что немаловажно, Азербайджан с подачи США будет включен в границы Центральной Азии. Венгрия – еще один наблюдатель ОТГ также является членом НАТО», – напомнила спикер.
Она отметила, что Венгрия сегодня старается поддерживать и развивать отношения с Россией и ее союзниками. Будапешт принимает активное участие в процессе построения многополярного мира, не ориентированного только на западные центры силы. Например, в Минске на прошедшей конференции министр иностранных дел и внешней торговли Венгрии Петер Сийярто говорил о том, что, вводя санкции и таким образом пытаясь изолировать Россию и Беларусь, Европа загоняет в тупик и изолирует лишь саму себя. По его словам, антироссийские санкции и тому подобные методы наносят больший вред в первую очередь европейским странам. Однако факт остается фактом – Венгрия является членом Североатлантического альянса.
«Получается, в ОТГ состоят и члены НАТО, и члены ОДКБ. Пока в рамках тюркской интеграции не сформирована военная составляющая, однако разговоры об этом ведутся уже не первый год, что дает основания полагать, что в обозримой перспективе Анкара выступит с такой инициативой. Тем более что в рамках тюркской организации уже проводятся совместные военные учения. Исходя из того, что их инициаторами выступают Турция и Азербайджан, а не среднеазиатские республики, можно предположить, что делается это намеренно с целью создать кризис доверия в рамках ОДКБ и ШОС. Исходя из понимания, что сегодня Россия воюет не с Украиной, а с блоком НАТО, вовлечение ее союзников в сферу влияния альянса гарантированно приведет именно к таким результатам. Это говорит о том, что определенные силы, а мы все знаем, что финансовое обеспечение турецких инициатив в рамках ОТГ осуществляет Великобритания, пытаются использовать наш регион в своих геополитических интересах», – подчеркнула Н. Крек.
По ее словам, происходящие сегодня в регионе с участием Турции, Британии, США и их союзников процессы направлены на дестабилизацию и фрагментацию, в связи с чем не только снижается уровень взаимного доверия, но и постепенно размываются основы региональной системы безопасности: «Этого нельзя допустить, и в этой ситуации важную роль может сыграть Хартия многообразия и многополярности в XXI веке, разработка которой инициирована Беларусью и Россией на первой Минской конференции по евразийской безопасности».
Хартия является программным документом, который излагает различные параметры архитектуры безопасности в Евразии, обеспечивающей интересы всех стран, опираясь на принципы Устава ООН. Ожидается, что она будет готова к подписанию уже в следующем году.
Как отметил директор ЦЭИ «Ой Ордо» Игорь Шестаков, безопасность – это задача в первую очередь военных, но в то же время многое для ее обеспечения делается и экспертами: «Надо признать, и мы не раз говорили об этом и на наших круглых столах, что информация о той же ОДКБ представлена преимущественно официальными мероприятиями и встречами на высоком уровне. Но информационное пространство, которое влияет на восприятие этой организации со стороны общественности, формируют именно эксперты».
По его мнению, Минский форум может послужить основой для формирования экспертной диалоговой площадки как для ОДКБ, так и для ЕАЭС: «Народная дипломатия может запустить многие процессы общественной поддержки. И кстати, надо отдать должное Организации тюркских государств: они путем народной дипломатии пошли гораздо быстрее и эффективнее, чем ЕАЭС и ОДКБ. Я привожу пример ОТГ, потому что эта организация не сосредоточилась только на вопросах экономики, они взяли более широкую повестку. Сегодня мы дискутируем о тюркском алфавите, завтра появится военная составляющая – та самая армия Туран, которую мы еще какое-то время назад воспринимали, как сказку. Сейчас идет большая конкуренция за Центральную Азию, и соответствующим структурам ОДКБ, ЕАЭС и России сейчас важно это не прозевать. Нужно развивать сотрудничество между экспертными и аналитическими центрами», – добавил И. Шестаков.
Мысль о необходимости расширять экспертное сотрудничество в рамках евразийских интеграционных проектов поддержал д. э. н., доцент, эксперт по экономике и госуправлению Алмаз Насыров: «У нас с Россией и Беларусью нет общей экспертной повестки, мы совместно работаем от случая к случаю. Произошло какое-то событие, отработали, и на этом все затихло. Вроде бы много чего делается, но эффект от этих действий минимальный, поскольку их отклик растворяется и теряется на информационном уровне. Тогда как экспертно-аналитические структуры других стран работают системно и скоординированно через все доступные механизмы – образование, диаспоры, экспертные площадки, госорганы и т. д. В качестве примера можно привести ОТГ. У них емкое информационное и экспертное сопровождение, в итоге население все больше склоняется в их сторону. В Кыргызстане строятся новые школы совместно с российской стороной, но проблемы русского языка сохраняются, т. к. не хватает пропагандистского компонента и экспертной аналитики. Нужны концепты, которые должны иметь выход на глобальных площадках. Идет конкуренция за Среднюю Азию, и выигрывает ее тот, кто контролирует информационное поле».
По словам военного эксперта Нурлана Досалиева, нынешняя ситуация в мире напоминает конец 19 – начало 20-го века, когда произошла технологическая революция, создавшая основу для нефтегазовой экономики, следствием чего стали Первая и Вторая мировые войны. «Сейчас во всех областях также наблюдается технологический прорыв, базирующийся на ИИ, который определит новую природу человеческой жизни на ближайшее столетие, а значит, третья мировая война неизбежна, более того она уже идет, – считает эксперт. – Все наше пространство накрыла когнитивная война – война за умы, но ввиду использования нетрадиционного арсенала она не всем видна. И главная задача нашего евразийского пространства, в том числе и среднеазиатских республик, – адекватная оценка происходящих в мире и в регионе процессов. К сожалению, у нас в Кыргызстане, как и в соседних республиках, ее нет. Соответственно, нет и нормального прогнозного продукта – что нас ждет, кто наш союзник, кто наш противник. И Запад этим пользуется».
Спикер отметил, что внедрение в оборот самого термина «Центральная Азия» – это часть геополитической стратегии США, к среднеазиатскому региону присоединили сначала Афганистан, а теперь и Азербайджан, который через ОТГ продвигает военные инициативы и стандарты НАТО. «Запад использует Среднюю Азию как плацдарм – здесь они готовят второй фронт, и это видно невооруженным глазом, – считает эксперт. – Сейчас они работают через Казахстан, куда второй год на уровне двусторонних военных контактов заходят Катар, Кувейт, Бахрейн. Казахи им уже отдали отдельные военные полигоны, где через год-два появятся военные базы НАТО, которые будут нацелены на Поволжье, Алтай и Забайкалье. Это как раз те территории, которые ОТГ называет общим тюркским пространством. Пока это только начинается, нужно принимать какие-то решения и шаги на дальних подступах. В этой ситуации ценность Хартии многообразия и многополярности в XXI веке возрастает в разы, но понимают это, к сожалению, единицы. В странах Средней Азии на этот процесс пока практически нет отклика, поэтому важно продвигать эту инициативу на экспертном уровне».
В свою очередь, экс-первый замминистра обороны КР Мурат Бейшенов призвал экспертов публично поддерживать союзников по ОДКБ, которые сейчас воюют против блока НАТО: «Россия все равно доведет до конца военную спецоперацию на Украине, но какие мы после этого партнеры, если боимся и слово сказать в поддержку своего союзника? Мы должны эти вещи озвучивать хотя бы на экспертном уровне. Кроме того, нужно проявлять больше активности в рамках ОДКБ, которую мы все справедливо называем гарантом нашей безопасности. Например, мы можем направить своих миротворцев в Беларусь для охраны определенных объектов. И это уже будет реальное взаимодействие».





