Президент США вновь разочарован Владимиром Зеленским, поскольку тот, по словам Дональда Трампа, до сих пор не ознакомился с подготовленным американской администрацией мирным планом.
«Должен сказать, что я несколько разочарован тем, что Зеленский до сих пор не прочитал предложение», – заявил глава Белого дома, добавив, что «кому-то придется объяснить, почему Зеленский до сих пор не изучил детали сделки».
Заявление сделано скорее на публику, как и все предыдущие заявления о разочарованности американского лидера той или иной стороной конфликта. Едва ли Трамп серьезно не понимает, что Зеленскому читать план совсем не обязательно. Проигравшей стороне нет особого смысла знакомиться с текстом акта о капитуляции (а именно так план Трампа выглядит для украинской стороны, поскольку ее принуждают к его принятию), его нужно просто подписать, не задавая лишних вопросов.
Конечно, для Зеленского лично – это капитуляция и полный провал, который может лишить его в лучшем случае власти, в худшем – свободы и жизни. Единственный вариант для главы киевского режима остаться на плаву – продолжать воевать до последнего украинца. Списывая военные неудачи на «предательство» союзников, недостаточную мобилизацию украинского общества, лучшую оснащенность российской армии, конкретных военачальников – да на что угодно. Главное – не сдаваться самому. И, безусловно, для этого он сделает все от него зависящее.
Другой вопрос, а много ли от него зависит? В Вашингтоне прекрасно понимают, что Украина не объект, а субъект происходящих процессов и что главное препятствие на пути урегулирования конфликта – отнюдь не нежелание Зеленского. Тех, кто действительно является таковыми, Трамп не называет, хотя, надо полагать, прекрасно понимает, кто они.
Они – это многогранная «партия войны», представленная элитами как в Европе, так и в самих США, с которыми Трамп и ведет противостояние с переменным успехом.
Я уже писал о том, что Белый дом был вынужден идти на уступки «партии войны», корректируя мирный план, вынося за скобки для дальнейшего отдельного обсуждения его ключевые пункты: территориальный вопрос, гарантии внеблокового статуса Украины и ее демилитаризация, использование замороженных в ЕС российских активов. Таковы требования Киева и стоящей за ним Европы, которые понимают, что могут лишиться поддержки США, без которых воевать дальше проблематично, но желают превратить фактическую капитуляцию Украины в ее победу через сохранение украинского государства и создания ситуации отложенной войны, т. е. превращения плана Трампа в своего рода «Минск-3».
Интересный материал вышел в авторитетном среди американских консерваторов издании The American Conservative (TAC), авторы которого называют требования Европы по Украине и возможным путям мирного урегулирования конфликта «не соответствующими актуальной действительности» и «возможными только в теории». «Любое мирное соглашение по Украине, если таковое будет достигнуто, будет включать в себя тяжелые условия для Киева из-за текущей ситуации на поле боя. Игнорирование этой реальности подобно продлению конфликта еще на несколько лет», – говорится в статье.
Нежелание Европы идти на переговоры, уверены авторы, лишь оттягивает их начало. По их мнению, позиция Киева на фронте ухудшается, что отразится в будущем соглашении.
Точка зрения весьма здравая. Однако надо понимать, что даже в американском обществе ее разделяют не все, даже в родной партии Трампа – республиканской – достаточно как радикальных противников восстановления диалога с России, так и сторонников поддержки Киева до конца, несмотря ни на что. Про ЕС и Британию я вовсе молчу – там таковых все еще подавляющее большинство. И эти люди там находятся у власти и не только определяют политику своих стран, но и формируют общую повестку коллективного Запада, игнорировать которую не может даже президент США, от которого, казалось бы, на Западе зависит все.
Впрочем, тут надо понять, в чем на самом деле интересы Трампа в украинском вопросе. Разумеется, это не миротворчество любой ценой и желание получить Нобелевскую премию, как это может кому-то показаться и, как Трамп сам, возможно, хочет, чтобы все думали.
Американский лидер не раз отмечал, что война и санкции мешают его намерениям торговать с Россией и Украиной, использовать их богатейшие природные ресурсы. «Я думаю, мы сможем урегулировать ситуацию с Россией. Это непросто. Есть война, но есть отличный потенциал для торговли, и я надеюсь, что мы добьемся успеха», – сказал американский лидер в интервью телеканалу Fox News. Именно поэтому о возможном мирном соглашении он говорит как о «сделке», продолжая смотреть на политику глазами предпринимателя.
Очевидно, Трамп попросту не мыслит категориями национальных интересов, потому для него не совсем понятно, чего это Москва и Киев вцепились за крохотные территории, не желая идти на компромисс, который, с точки зрения бизнесмена, был бы крайне выгоден обеим сторонам.
А ведь и впрямь, какие перспективы с его точки зрения открываются! С России снимают санкции, она возвращается в мировую экономику, вновь становится полноправным членом «большой восьмерки», строит вместе со Штатами тоннель под Беринговым проливом, превращаясь в ведущий международный транзитный хаб.
А перспективы для Украины недавно обрисовал госсекретарь США Марко Рубио, заявивший в интервью Fox News, что ВВП Украины может превзойти российский в течение 10 лет, если война закончится и страна будет делать «правильные вещи».
Оставим эти расчеты на его совести – так может говорить человек, увлеченный экономикой, но начисто оторванный от политики. При этом Рубио (один из главных неоконов, а значит русофобов, в окружении Трампа) говоря о 20% территории Донецкой области, которые, по его словам, являются ключевым пунктом спора между Москвой и Киевом, фактически признает, что без промышленного потенциала Донбасса Украина не сможет добиться экономической самодостаточности. А значит, если и сохранится как государство, то скорее как государственное образование, в то время как Россия значительно усилится как экономически, так и политически.
Разве это нужно Трампу? Очевидно, нет. Ему нужны Россия и Украина как ресурсная база, транзитная территория и т. д., по сути, лишенные политической субъектности, иначе «сделка» будет невыгодна США. Но нужна ли такая «сделка» России?
Впрочем, судя по всему, в отличии от Рубио, Трамп все же готов смириться с тем, что Донбасс полностью отойдет России, и предлагает Москве свое признание существующей реальности в обмен на то, что она остановит боевые действия и не будет пытаться освободить остатки Херсонской и Запорожской областей. Про Харьков и тем более Одессу я молчу. Потеря выхода к морю вкупе с потерей главного промышленного региона для Украины будет означать полный крах с перспективой постепенного полного распада. Одесский порт, к слову, – один из самых лакомых кусков, на которые облизываются на Западе.
И не только на Западе. Есть версия, что одной из причин майдана в 2013 году стало якобы намерение тогдашнего украинского президента Виктора Януковича сдать порт в аренду китайцам, что на Западе расценили как серьезный вызов, решив сыграть на опережение. Если порт окажется в руках у России, Китай снова может попытаться получить к нему доступ, что для США и Европы неприемлемо – тут их интересы целиком сходятся.
Расходятся они по Донбассу – по тем самым 20% его территории, которыми Трамп готов пожертвовать ради сохранения Украины, а «партия войны» – нет.
Но это только экономика. Есть еще и политика. Европе, как и США, невыгодна сильная Россия, она пугает. К тому же европейские элиты привыкли жить и «зарабатывать» (а по правде сказать, попросту воровать, пилить бюджеты) в состоянии холодной войны с Россией, которая – т. е. война – к тому же позволяет им сплачивать своих налогоплательщиков и вообще сохранять собственную власть, которой они могут лишиться в случае окончания украинского конфликта победой России.
Тут интересы европейских элит полностью совпадают с интересами Зеленского, это вопрос жизни и смерти, потому они и готовы во всех смыслах стоять насмерть, и никакой Трамп не может склонить их к компромиссу даже по поводу всего-то 20% территории Донбасса, которые большинство людей на Западе будут очень долго искать на карте.
Исходя из этого, едва ли стоит надеяться на то, что мирный план Трампа будет реализован, во всяком случае в нынешнем виде. Это даже не говоря о том, что в нынешнем виде он неприемлем для России. И тут не особо помогает даже коррупционный скандал вокруг Зеленского, который пока не смог сломить его сопротивления. А если и сломит «просроченного», то он явно не сломит сопротивление «партии войны», которая продолжит гнуть свою линию, даже если самого Зеленского не будет – с Залужным или с кем угодно еще.
Однако Трамп, судя по всему, игрок азартный и от своего тоже не отступит. Тем более что в будущем году ему предстоят тяжелые выборы в конгресс, где республиканцы могут потерять большинство, и ему нужен результат на Украине. Так что «игра» предстоит серьезная, время и пространство для маневра есть у обеих сторон.
Однако его (времени) немного, и работает оно на Россию. Пока американцы спорят с европейцами и главарями киевского режима о том, кто и на какие ступки может или должен пойти, ВС РФ продолжают планомерно освобождать не только Донбасс, но и Запорожскую область, а также расширять буферную зону в Харьковской, Днепропетровской и Сумской областях.
На днях, находясь с госвизитом в Индии российский президент заявил журналистам, что Россия в любом случае освободит Донбасс и Новороссию «военным либо другим путем».
Не Донбасс и Таврию, являющиеся законными российскими территориями, а Донбасс и Новороссию. И это уже не игра историческими терминами – это предупреждение. Новороссия – термин более чем рамочный, вложить в него можно все что угодно. По крайней мере все, что Россия успеет освободить до того, как Трампу удастся достигнуть хоть какого-то компромисса с «партией войны».





