США проведут ядерные испытания, поскольку то же делают другие страны, заявил президент США Дональд Трамп, подчеркнув: «Этот процесс начнется немедленно». «У нас больше ядерного оружия, чем у кого-либо. Мы не проводим испытания, но, поскольку испытания проводят другие, я думаю, было бы уместно, чтобы мы тоже это делали», – сказал Трамп.
Он также добавил, что Вашингтон позднее анонсирует место и время проведения испытаний. «У нас есть испытательные полигоны. Об этом будет объявлено», – отметил американский лидер. При этом добавил, что хотел бы «увидеть ядерное разоружение». «Мы уже обсуждаем это с Россией, и, если мы что-то предпримем, к нам присоединится и Китай», – сказал он.
Очевидно, что таким образом американский президент отреагировал на новости из России, которая накануне объявила миру о завершении испытания подводного безэкипажного аппарата «Посейдон» с ядерной энергетической установкой, аналогов которому в мире не существует, как и способов перехвата. Кроме того, президент РФ Владимир Путин сообщил о скорой постановке на боевое дежурство комплексов МБР «Сармат».
И если «Посейдон» и «Сармат» – давно не новости, о них российский лидер рассказал еще в процессе послания Федеральному собранию в 2018 году, то презентованная неделю назад крылатая ракета на ядерной энергоустановке «Буревестник» – это последнее слово техники. И не отреагировать на все это в США не могли никак.
Помнится, презентации «Сармата» и «Посейдона» они называли «мультиками», однако сегодня «включать дурака» и делать вид, что ничего не происходит, получается уже труднее. Даже западные спецы признают, что «Буревестник» – это оружие будущего, и конкурентоспособные аналоги у него появятся не скоро.
Что еще мог ответить Трамп?
Первая реакция – импульсивная. Выступая перед военными, Трамп заявил, что отправил к берегам России «одну или две» подводных лодки. «Нам недавно поступила небольшая угроза от России, и я отправил подводную лодку, атомную подводную лодку, самое смертоносное оружие», – сказал он.
Во-первых, Трамп повторяется. В августе он уже утверждал, что отдал приказ направить две атомные подводные лодки в «соответствующие регионы» после «крайне провокационных» высказываний зампреда Совбеза России Дмитрия Медведева, который, по мнению Трампа, грозил США ядерным оружием.
Во-вторых, он, по сути, сказал, что вода мокрая. То, что их подводные лодки бороздят Мировой океан, вполне возможно, и недалеко от наших берегов – этот факт известен любому далекому от военного дела человеку. Как и то, что российские лодки тоже вполне могут в любую минуту оказаться у берегов условной Флориды.
Очевидно, американский президент решил, что этого «предупреждения» будет достаточно, если не для России, то для успокоения «внутренней аудитории», но новости о «Посейдоне» и «Сармате» заставили его изобретать новую уже более серьезную «ответку». Так он пришел к заявлению о возобновлении ядерных испытаний.
Интересно, что он не упомянул прямо Россию, заявив о том, что «это делают другие». А ведь когда он же разрывал ДРСМД в свою первую каденцию, поводом была вполне конкретная российская ракета, которая якобы нарушала договор. Впрочем, обвинения России в нарушении Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ) были бы не удивительны, тем более что РФ отозвала ратификацию договора в 2023 году. Впрочем, не Штатам судить – они его вообще никогда не ратифицировали.
Тем не менее Москва развеяла все сомнения. Проведенные Россией испытания ракеты «Буревестник» на атомной установке не подпадают под ограниченные в мире испытания ядерного оружия, заявил пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков.
Однако едва ли это объяснение удовлетворило Трампа, который давно и последовательно проводит политику выхода из договоров, определивших архитектуру международной безопасности после холодной войны, и никогда не утруждал себя долгим и мучительным поиском повода для этого. О том, что после ДРСМД и «Открытого неба» придет очередь ДВЗЯИ, говорилось давно. Это был вопрос времени. Тем более что в Штатах давно бьют тревогу по поводу отставания в ядерной сфере. В первую очередь, конечно, от России. Но и по поводу намечающегося прорыва Китая, который вообще никакими договорами не связан. Напомню, в первый срок Трамп буквально шантажировал Россию разрывом договоров, требуя, чтобы Москва применила свое влияние для подключения к ним Пекина. Ведь хозяину Белого дома уже тогда докладывали о серьезном отставании США.
Забавно, что Трамп говорит: «У нас больше ядерного оружия, чем у кого-либо». Зачем тогда новые испытания? Логика где?
Тем более что даже не специалисты знают, что на сегодняшний день у России больше ядерных боеголовок, чем у США, к тому же у них практически не осталось тактического ЯО в отличие от России.
Трамп этого реально не знает? Или сознательно врет?
Теперь об испытаниях. Где их проводить? Трамп не сказал ничего конкретного. От ответа на вопрос журналистов о подземных ядерных испытаниях он уклонился. Конечно, на ум сразу приходит полигон в Неваде, где провели самое большое число ядерных испытаний, однако он, если верить The Washington Post, не годится для возобновления физических ядерных испытаний, поскольку оборудование пришло в негодность.
Последние подземные испытания в Неваде проводились в 1992 году, и сегодня полигон нуждается в ремонте: опрошенные изданием бывшие чиновники утверждают, что восстановление займет годы. Кроме того, для проведения испытаний нужны люди. Их нет и не было в течение 30 с лишним лет. За один-два года соответствующих спецов не подготовить, не говоря уже про «незамедлительно».
Наконец, США практически отказались от возможности самостоятельно обогащать уран в промышленных масштабах, предпочитая покупать его у России. Это тоже старая песня. В сентябре глава Минэнерго Крис Райт сетовал, что США пока не могут отказаться от поставок российского обогащенного урана, но «яростно работают». Они над этим работают несколько лет, а воз и ныне там.
Но главное – деньги. В США очередной бюджетный кризис, а тут нужны десятки миллиардов. Подчеркну – речь идет о наукоемких технологиях. А не о штамповке старых танков, самолетов и ракет, чем три десятилетия занимался американский ВПК, производя то, что хорошо продается, а не то, что нужно для конкуренции с серьезным противником, которой, как они считали, после победы над СССР в холодной войне уже не предвидится.
Кроме того, начало ядерных испытаний может вызвать негативную реакцию внутри американского общества, чем не преминут воспользоваться демократы.
Можно предположить, что Трамп просто блефует. Financial Times пишет, что слова президента могут быть поиском рычага давления на Китай и Россию. Однако, как отмечают авторы, возвращение к ядерным испытаниям стало бы «разворотом на 180 градусов» для Трампа, который ранее подчеркивал важность переговоров о денуклеаризации с Россией и Китаем.
Издание цитирует исполнительного директора некоммерческой организации Arms Control Association Дэрила Кимбэлла, который называет позицию Трампа «противоречивой», «контрпродуктивной» и вызванной «плохой осведомленностью». «Если Трамп преуспеет в этом (в проведении испытаний), он откроет дверь для цепной реакции ядерных испытаний, подобной которой мы не видели уже четверть века», – считает эксперт.
Возможно, Трамп и впрямь плохо осведомлен о реальных возможностях США. Тогда, зная его импульсивность, можно предположить, что он придет в ярость, когда узнает реальное состояние дел. И это только подстегнет его к тому, чтобы попытаться исправить ситуацию. Уже не на словах, а на деле.
Тем более что в его окружении достаточно того, кто будет подталкивать. В прошлом году бывший советник Трампа по нацбезопасности Роберт О’Брайен в статье для издания Foreign Affairs утверждал, что Америке необходимо возобновить тестирование ядерного оружия, поскольку международный диалог в этой сфере зашел в тупик. Это он про невозможность перезаключить тот же СНВ-3 на условиях США. И из этого постулата, напомню, исходит вся логика действий Трампа. Не получается договориться по-моему – к черту все договоры. Назад – к холодной войне и гонке вооружений!
В Кремле не считают, что начался новый виток гонки вооружений между Россией и США, заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, отвечая на вопрос о том, можно ли расценивать заявления Трампа о начале испытаний ядерного оружия соответствующим образом.
Нам всем хочется быть оптимистами. Но кажется, что мы стоим именно на пороге гонки вооружений, которую провоцируют Штаты – не потому, что они вот прямо готовятся к войне, а банально для возвращения паритета. Это вроде бы как нормальное естественное желание. Но все же чувствуется как-то не по себе…
А ведь буквально недавно Трамп называл президента России «бумажным тигром», а в итоге сам им оказался. И это может дать ему стимул попытаться исправить ситуацию.
Но и Россия не собирается оставаться «в долгу»: вчера Владимир Путин поручил МИД РФ, Минобороны РФ, спецслужбам и гражданским ведомствам «внести согласованные предложения о возможном начале работ по подготовке испытаний ядерного оружия».





