
Польша, в течение последних лет постепенно закрывавшая пограничные пункты, соединявшие её с Белоруссией, недавно одним махом «заколотила» оставшиеся КПП: на границе двух стран установился «железный занавес». Точные сроки сохранения такого положения дел не указываются, но не исключено, что это затянется надолго.
Самым незначительным негативным последствием здесь стали проблемы польского бизнеса на приграничных территориях, привыкшего зарабатывать на торговле с Белоруссией. Главное, что Варшава нанесла удар по Китаю, так как через Белоруссию и Польшу до недавнего времени пролегала важнейшая магистраль китайского транзитного маршрута «Один пояс – один путь». Разумеется, КНР не в восторге от такой выходки Польши и сделает должные выводы на будущее.
Внезапно опущенный шлагбаум
«Ритм Евразии» недавно сообщал о том, что жители польского Подляшья потребовали от властей своего государства облегчить доступ на территорию Белоруссии, до предела затруднённый закрытием большинства пропускных пунктов в 2021-24 гг. Это сильно ударило по экономике Подляского воеводства, очень зависевшего от трансграничной торговли. Однако польские власти так и не пошли навстречу чаяниям жителей своих приграничных территорий. Напротив, 12 сентября стало известно, что Польша окончательно закрыла границу с Белоруссией. Глава МВД Марчин Кервинский заявил, что решение пока бессрочное, но будет регулярно пересматриваться.
Поводом для закрытия границы стал старт российско-белорусских учений «Запад–2025», облыжно объявленных Варшавой «угрозой национальной безопасности. Разом оказались заблокированы и пассажирский, и грузопоток. На одном из КПП польские военные натянули колючую проволоку прямо перед пассажирским автобусом. При этом далеко не все польские перевозчики и туристы успели вернуться на родину с белорусской территории. Люди, естественно, воззвали к своим властям о помощи. Однако Кервинский на эти жалобы ответил в том духе, что, дескать, решение о закрытии было объявлено за два с половиной дня до события, а это достаточное времени для корректировки планов. «Мы закрываем границу до дальнейшего уведомления. До какого времени? Пока не решим, что это безопасно», – расплывчато пояснил министр.
У пограничного перехода застыли тысячи грузовиков: их водители и владельцы погрузились в прострацию. «Сейчас у меня тридцать грузовиков с товарами ждут пересечения границы. Тридцать! С Белоруссией идет нормальная торговля. А кто заплатит за задержку?» – в истерике вопрошал журналистов руководитель транспортной компании Кшиштоф. «Если это продлится больше трех-четырёх дней, с нами расторгнут контракты, мне придется заплатить огромные штрафы, не говоря уже о том, что в следующий раз подрядчик может выбрать кого-то другого, – сетовал предприниматель. – У нас были хорошие отношения, а теперь придётся их разорвать».
Однако не все сразу осознали истинное значение происходящего. Ведь решение Варшавы касается не только двух стран. Оно привело и к заморозке деятельности логистического центра в Малашевичах, который в Польше называли «китайскими воротами в Европу». Это один из важнейших перегрузочных хабов, где товары с поездов, шедших по широкой колее со стороны Белоруссии, перегружались в вагоны европейского стандарта. Ещё в прошлом году существовал план увеличить мощности центра в Малашевичах, но в конечном итоге правительство Дональда Туска от него отказалось.
Политолог-полонист Кристина Исмагилова пишет, что остановка движения в Малашевичах создало «мёртвую точку» – быстро перенаправить грузовые поезда практически невозможно. «Альтернативный маршрут через Украину нереален из-за вопросов безопасности, а путь через Литву также сопряжён с рисками. Правда, правительству Туска уже давно всё равно, если поляки теряют деньги: от расширения терминала он отказался, как и загубил множество других прибыльных инициатив. Ответ на вопрос "а зачем это всё" очень прост: на этих проектах, как и в Малашевичах, зарабатывают не те люди – с точки зрения Туска», – отмечает Исмагилова.
Событие геополитического масштаба
По факту произошло событие глобального масштаба: впервые за три с половиной года СВО одна из стран ЕС и НАТО полностью заблокировала главный транзитный железнодорожный коридор Евразии, пролегающий из Китая через Казахстан, Россию, Белоруссию и Польшу в Западную Европу. По этому поводу министр иностранных дел Белоруссии Максим Рыженков справедливо отметил, что Польша «подорвала и собственные интересы и, кроме того, подложила плохую мину под отношения с другими странами».
Западное издание Politico констатирует, что закрытие границы затронуло торговый маршрут, по которому перевозилось 90% железнодорожных грузов между Китаем и Евросоюзом. В частности, на коридор между Польшей и Беларусью приходилось 3,7% всей торговли между ЕС и Китаем. Да, это относительно небольшая, но достаточно важная часть торгового оборота, осуществляемого между Китаем и ЕС. В частности, данный маршрут особенно критичен для торговых платформ Temu, Shein и AliExpress. Пользуясь территорией Белоруссии и Польши, они обеспечивали доставку товаров за 12-14 дней (а экспресс-доставка и вовсе занимала от четырёх до 11 дней). Для сравнения: если бы потребовалось везти эти товары морем, то потребовалось бы от 35 до 40 дней.
Иными словами, благодаря белорусско-польскому транспортному коридору, покупатели стран ЕС оперативно получали потребительские товары по китайским ценам. Для китайских платформ электронной коммерции это стало ключевым преимуществом. Недаром в Пекине называли железнодорожный экспресс Китай–Европа «флагманским проектом» сотрудничества с ЕС. Последовательное расширение этого сухопутного маршрута должно было обеспечить экспансию китайских производств на европейском рынке. И, конечно, закрытие польской границы было воспринято в КНР очень болезненно.
Шаг Варшавы обернулся приостановкой железнодорожных грузоперевозок между Китаем и ЕС объёмом 25 млрд евро в год. Естественно, что Китай, не желая терять такие деньги, попытался сразу же договориться с Польшей и как можно быстрее решить внезапно возникшую проблему. Китайский министр иностранных дел Ван И провёл трёхчасовые напряжённые переговоры с польским коллегой Радославом Сикорским. Однако переговоры оказались безуспешны: Ван И так и не смог убедить собеседника «откатить» принятое решение.
Причём поляки с самого начала выставили максимально расплывчатые условия. «Чтобы граница была полностью открыта, с обеих сторон должен быть мир», – неопределённо заявил Сикорский. Была некоторая надежда на то, что Польша вновь откроет границу по завершении учений «Запад» – такую надежду, в частности, выразил глава белорусского МИД М. Рыженков. Однако «Запад–2025» завершился 16 сентября, а граница так и осталась на замке. «Кстати, помню очень много рассуждений по поводу того, что поляки никогда не перекроют китайский транзит, они деньги считать умеют, это вам не прибалты какие-то», – иронизирует советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований, старший научный сотрудник Центра белорусских исследований Института Европы РАН Всеволод Шимов.
Есть основания предполагать, что выходка Польши предпринята ею не вполне по собственной инициативе: не обошлось без советов заокеанского «большого брата». Как отмечает Politico, Вашингтон, с которым у Варшавы при администрации Дональда Трампа сложились достаточно тесные отношения, имеет вполне определённую позицию по поводу китайского транзита в ЕС. Бывший глава Службы внешней разведки Польши Пётр Кравчик заявил изданию, что «почти уверен» в удовлетворенности США закрытием данного маршрута, поскольку это усиливает давление Вашингтона и на Евросоюз, и на Китай. Кстати, в эту схему укладывается и недавняя конфискация в Греции китайских контейнеров на сумму в 250 млн долларов.
«Конь-скакун в пользу других государств»
22 сентября президент Белоруссии Александр Лукашенко, встречаясь с членом Постоянного комитета Политбюро ЦК Компартии Китая Ли Си, с иронией заявил, что «Польша играет роль какого-то коня-скакуна в пользу других государств». А руководитель российского Центра изучения военных и политических конфликтов Андрей Клинцевич говорит, что речь идёт о «подрыве» взаимодействия всего Евросоюза с Китаем. Эксперт обращает внимание, что именно США призывают ЕС ограничить отношения с Китаем. «Европейцы от этого отказываются, потому что для Европы это будет крахом экономики, образа жизни и всего остального. Самый крупный товарооборот Китая – как раз с Европейским союзом. Но американцы руками своих ставленников физически закрывают границу», – подчеркнул он. Теперь, как считает Клинцевич, многое будет зависеть от того, как долго Польша сможет удерживать свою границу закрытой.
А как видят ситуацию с другой стороны геополитического фронта? Собеседники Politico отмечают, что, хотя товаропоток, проходящий через польско-белорусскую границу, существенен, он всё же недостаточно велик, чтобы заставить Пекин изменить благожелательную позицию в отношении Москвы или Минска. Заявление же правительства Польши о том, что «движение будет восстановлено, как только граница станет полностью безопасной», по мнению Politico, во внимание принимать не стоит – это бессрочное решение. То есть КНР придётся менять значительную часть инфраструктуры своих перевозок. В долгосрочной перспективе Китаю потребуется диверсифицировать свои транспортные пути, чтобы сократить враждебное воздействие в «узких» точках.
На данный момент возможны пять вариантов решения этого вопроса. Во-первых, это Северный морской путь, который Россия с удовольствием откроет Китаю. Во-вторых, так называемая «Южная линия» (он же Средний коридор), пролёгшая от китайского мегаполиса Сиань до венгерского Будапешта – через Турцию и Каспийское море. В-третьих, имеются варианты маршрутов через Центральную Азию: по суше через Казахстан и Южный Кавказ. В-пятых, планируемая железная дорога Китай-Киргизия-Узбекистан.
Однако эти коридоры хоть и показывают рост грузооборота, но пропускная способность их пока относительно небольшая, а сроки доставки и цена значительно выше, чем ныне закрытый коридор через Белоруссию и Польшу. Тот же Северный морской путь пока можно использовать всего несколько месяцев в году, хотя, возможно, со временем это и изменится. В любом случае 20 сентября китайцы отправили по СМП контейнеровоз Istanbul Bridge в 18-дневный рейс из порта Нинбо-Чжоушань, крупнейшего в мире, в британскую гавань Филикстоу. Судно идёт в сопровождении российских ледоколов, предполагается, что такие рейсы станут регулярными.
В целом ситуация для китайских поставщиков означает принудительный возврат к морской логистике, лишающей их конкурентных преимуществ: сочетания низких цен с быстрой доставкой. Без широкого сухопутного «окна» китайское наступление на европейские рынки потребительских товаров замедляется. Ситуацию усугубляет ощущение неопределённости: надолго ли Варшаве хватит силы воли держать границу закрытой?
Пока что в польском правительстве твердят одно и то же: «Решение о закрытии границы с Беларусью останется в силе до дальнейшего уведомления. Дальнейшие шаги по этому вопросу пока не определены». Не исключено, что сейчас ведётся оживлённый негласный торг по этому вопросу…
* * *
Польский премьер Д. Туск на заседании Кабинета министров вчера объявил, что Польша приняла решение открыть границу с Беларусью в полночь с 24 на 25 сентября. Посмотрим, как отразится это на китайском транзите, учитывая, что Туск одновременно оговорился: республика в будущем может закрыть границу вновь.