
Западные государства и Турция активизируют совместные действия по дестабилизации отношений РФ с постсоветскими государствами Центрально-Азиатского региона. В ход идет весьма разносторонний инструментарий – от используемого американцами формата «С5+1», курируемого британцами пантюркизма, и вплоть до реализуемой европейцами в отношении государств ЦА неоколониальной политики, преследующей извлечение максимальной прибыли из туземных недр.
Летом 2025 года Вашингтон официально сообщил: США будут не просто поддерживать, но и «продвигать суверенитет» центральноазиатских стран. Соответствующее заявление сделал кандидат в помощники госсекретаря по делам Центральной и Южной Азии Пол Капур на слушаниях в сенате: «США стремятся продвигать суверенитет и территориальную целостность стран Центральной Азии – Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана. В случае утверждения я буду использовать процесс «C5+1», а также двусторонние форматы и продолжать сотрудничество в таких областях, как энергетика, редкоземельные минералы, борьба с терроризмом, борьба с транснациональной преступностью и развитие физической и цифровой инфраструктуры в Центральной Азии».
«С5+1» – это т. н. диалоговый формат, созданный для обсуждения и решения «вопросов, представляющих общий интерес» в рамках сотрудничества между пятью постсоветскими республиками Центральной Азии (Туркменистан, Таджикистан, Узбекистан, Кыргызстан и Казахстан) и США. В конце августа госсекретарь США М. Рубиo на встрече с главой МИД Туркменистана Р. Мередовым в очередной раз заявил, что Вашингтон намерен развивать соответствующее сотрудничество и далее. Согласно информации, озвученной Рубио через его X-аккаунт, приоритетами остаются расширение экономических и торговых связей, укрепление безопасности в регионе, а также «содействие региональной интеграции» в рамках «С5+1».
Наряду с главой внешнеполитического ведомства США приоритет формату «С5+1» в деле неоколонизации Центрально-Азиатского региона отдают и его коллеги с Туманного Альбиона. Весной 2024 года глава британского Форин Офиса совершил в рамках реализации стратегии сотрудничества «С5+1» турне по странам Центральной Азии, после чего министр иностранных дел Великобритании Дэвид Кэмерон выступил со специальной внешнеполитической речью, в которой особо отметил значение формата «С5+1».
«Учитывая популярность Турции в Центральной Азии и уже традиционную геополитическую игру Анкары в связке с Лондоном, можно ожидать самых болезненных последствий для российских интересов в регионе» – такой вывод делают эксперты агентства ТАСС по итогам недавнего саммита «Центральная Азия – ЕС». Он прошел в Узбекистане и ознаменовал ряд тревожных трендов и негативных для России тенденций в регионе. В числе их выделяют и заявление президента Турции, что «это также предоставляет странам региона прекрасную возможность освободиться от влияния России и Китая».
По словам Р. Эрдогана, укрепить отношения Анкары со странами Центральной Азии может и соответствующее «сближение Европы с Турцией». Как следствие, через формат «С5+1» в Центрально-Азиатский регион подтягиваются и страны континентальной Европы в лице, прежде всего, экономического локомотива ЕС Германии. В сентябре прошлого года канцлер ФРГ Олаф Шольц не просто посетил Узбекистан и Казахстан и принял участие во второй встрече в рамках формата «С5+1» «Центральная Азия – Германия», но и привез в своем обозе «большую деловую делегацию высокого уровня» и бизнес-партнеров для туземных правителей.
Официальный представитель федерального правительства ФРГ Штеффен Хебестрайт изящно назвал гешефт («ваше сырье плюс наш контроль над вашей сферой смыслов в обмен на деньги, которые будут храниться в наших банках») «расширением сотрудничества с Узбекистаном и Казахстаном – ключевыми партнерами Германии». Дословно сформулировано это было так: «Мы стремимся к углублению сотрудничества с ними, особенно в области науки, экономики, энергетики, коммуникаций и сырья».
В мае 2025 года ведущие интеллектуальные центры Запада открыто признали, что Центральная Азия представляет для них интерес, прежде всего, с точки зрения борьбы за редкоземельные ресурсы. Jamestown Foundation сделал достоянием гласности подготовленную тематическую сводку по глобальному соперничеству за критические минералы, представив ключевые аналитические материалы за последние два года – в том числе по Казахстану, Узбекистану и Центральной Азии в целом.
Казахстан, по данным Jamestown Foundation, выступает как стратегический хаб – с крупными запасами меди, цинка, никеля и редкоземельных металлов. При этом, хотя в разработке месторождений активно участвуют Китай и Россия, Астана, по данным западных аналитиков, «стремится сбалансировать зависимость» от КНР и РФ, развивая связи с ЕС, США и Японией. Узбекистан также обозначен как участник подобной «гонки»: власти страны декларируют развитие сектора редкоземельных элементов и уже наладили контакты с западными партнерами. Вызов – узкое место в переработке, где доминирует Китай.
Как считают в Jamestown Foundation, на фоне соперничества между Россией, Китаем и Западом контроль над доступом к стратегическим ресурсам становится фактором геополитической конфронтации. Центральная Азия может столкнуться с давлением как в экономическом, так и в политическом смысле. Этот «новый раунд» глобальной конкуренции уже называют «Большая игра XXI века». Но если в XIX веке речь шла о контроле над землями, сегодня – над технологиями и цепочками поставок.
Неоколониальная политика стран Запада в отношении государств ЦА на данном этапе включает в себя также «диалог высокого уровня» между чиновниками ЕС и правящими режимами этих государств «по вопросам безопасности» и попытки вовлечения их в разрабатываемые под эгидой Совета Европы антироссийские псевдоправовые механизмы, включая так называемые реестр ущерба Украине, компенсационный механизм и специальный трибунал.
В начале 2025 г. Генпрокуратура РФ объявила «нежелательной» деятельность т. н. «Реестра ущерба, нанесенного агрессией Российской Федерации против Украины». Организация Register of Damage Caused by the Aggression of the Russian Federation against Ukraine (RD4U), фиксирующая «ущерб от полномасштабного российского вторжения на Украину», была создана в 2023 году при Совете Европы.
Однако Западу и его марионеткам в Киеве этого, похоже, недостаточно. В конце июня 2025 г. Financial Times сообщила, что Украина совместно с Советом Европы создаст еще и т. н. военный трибунал. При этом, как заявил СЕ, сей «специальный трибунал» сможет возбуждать дела против действующих президентов, премьер-министров и министров иностранных дел, но выдавать ордера на арест и начинать судебные разбирательства только… после того, как они покинут свои посты.
На данный момент в «специальном реестре ущерба» собрано более 34 тыс. записей, которые «могут быть использованы для судебного преследования», включая случаи смерти, пыток или сексуального насилия, разрушения зданий и инфраструктуры или перемещения населения. После подписания соответствующих бумаг Украина должна внести необходимые правовые и административные изменения для создания этого [шемякиного] суда в стране, которая еще не определена. Европейцы сейчас готовы и пытаются найти на эту роль хоть кого-то даже в Центральной Азии.
_____________________________
Рис: А. Горбаруков