Туркменская оппозиция негодует по поводу многовекторной политики Ашхабада - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 02.09.2025 |

Туркменская оппозиция негодует по поводу многовекторной политики Ашхабада

Похоже, американский президент Дональд Трамп решил полностью переформатировать свою внешнеполитическую повестку в отношении Туркменистана, и теперь «во главу угла» уже не ставится регулярное и жесточайшее порицание Ашхабада в части отсутствия гражданских прав и свобод человека с надлежащими угрозами и рестрикциями.

Это вызывает негодование «правозащитников». Так, 28 августа в одном из местных «независимых» изданий вышла статья, автор которой сильно негодует по поводу того, что нарушение прав человека в Ашхабаде совсем не омрачило дружескую атмосферу встреч министра иностранных дел Туркменистана Рашида Мередова с высокими представителями Вашингтона. Речь идёт о прошедшем 20 августа 11-м раунде ежегодных двусторонних консультаций между Вашингтоном и Ашхабадом при участии Мередова и заместителя помощника государственного секретаря США по делам Южной и Центральной Азии Джона Поммершайма, а также о последующем общении с американским госсекретарем Марко Рубио. По словам журналистов, Рубио подтвердил приверженность Соединенных Штатов продолжению работы с Туркменистаном в целях расширения экономических и торговых связей, содействию региональной интеграции через дипломатическую платформу «С5+1» и укреплению безопасности.

Больше всего туркменских «несистемных» оппозиционеров возмутило то, что пресс-служба американского Госдепартамента, мол, им не сообщила, обсуждались ли во время этих дискуссий вопросы соблюдения прав человека в Туркменистане, а также внесения Ашхабада в список государств, на которые распространяется указ президента Трампа от 4 июня 2025 года о частичной приостановке въезда иностранных граждан на территорию США.

Отметим, что столь сильное возбуждение местных информационных ресурсов вызвано опубликованным прямо накануне вышеназванного визита – 12 августа – докладом американского Госдепа о ситуации с правами человека в Туркменистане в 2024 году. А ведь они так сильно рассчитывали на то, что Вашингтон не только пожурит Мередова, но и предпримет более кардинальные карательные меры касательно Ашхабада.

И хотя в самом докладе упоминается о так называемых пытках и репрессиях в отношении прозападных «независимых» журналистов и правозащитников, о принудительном труде, а также об ограничениях и блокировке доступа к интернету и цензуре онлайн-контента, из него к сильнейшей досаде туркменских оппозиционеров полностью исключили раздуваемые много лет коллективным Западом «проблемы»: ситуацию в местах заключения, права женщин, представителей запрещённой в России ЛГБТК+-идеологии* и этнических меньшинств.

Как оказалось, Госдеп США в прошлом докладе опирался на «сведения» желтых прозападных изданий, которые на своих сайтах любили похвалиться достижениями по снабжению Вашингтона фейками, порочащими руководство Туркменистана. Из нынешнего доклада такая «информация» была исключена. Более того, выяснилось, что само бюро по вопросам демократии, прав человека и труда в скором времени ждет полная ликвидация, что показывает вычёркивание Вашингтоном из туркменской повестки (и не только из нее, но и других стран ЦА) тематики прав и свобод женщин, журналистов, гражданских активистов, других «уязвимых» представителей населения, включая ЛГБТК+.

Что касается второго аспекта, о котором так печется несистемная оппозиция – внесения Ашхабада в список государств в соответствие с указом американского лидера о частичной приостановке въезда на территорию США, то этот вопрос в данный момент для американского президента тоже не входит в разряд ключевых. Как известно, предвыборная программа Трампа строилась в первую очередь на антимиграционной политике, что значительно повысило его шансы на победу на президентских выборах.

Кстати, даже американские эксперты с горечью признают, что сейчас Вашингтон, как им кажется, резко снижает свой интерес к Туркменистану и другим государствам Центральной Азии. По мнению директора программы по Центральной Азии профессора исследований IERES Университета Джорджа Вашингтона Себастьена Пейруза, «раньше, несмотря на ограниченные ресурсы, Соединённые Штаты оказывали хоть какое-то давление на правительства региона. Я понимаю, что это влияние было не всегда сильным, но, по крайней мере, США поднимали важные вопросы, связанные с правами человека. А сейчас, с уходом США, с тем, что можно назвать сокращением их политического влияния, становится все труднее как-то воздействовать на ситуацию в Центральной Азии. Да, Европейский союз, конечно, будет стараться, насколько это возможно, но все-таки для ЕС Центральная Азия не является приоритетом».

Да и в самом Европейском союзе, по словам Себастьена Пейруза, всегда были слишком горячая дискуссия и серьезнейший внутренний конфликт между сторонниками энергетических интересов, удовлетворяемых за счет поставок газа из ЦА, и теми силами, которые выступают за контроль над ситуацией с правами человека в Туркменистане. В качестве аргумента он приводит доводы о том, что ЕС до сих пор не подписал соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Туркменистаном в отличие от других стран Центральной Азии, что являет собой крайне осторожную позицию европейцев по отношению к Ашхабаду.

Между тем американский специалист не исключает, что отдельные европейские лоббисты будут продолжать пытаться продвигать идею усиления сотрудничества с Туркменистаном ввиду наличия интереса в покупке у него природного газа вместо российского. Правда, эксперт тут же признаёт, что Ашхабад, занимающий четвёртое место в мире по доказанным запасам природного газа, уже поставляет большие объемы газа в Китай, а чтобы начать поставки в Европу, необходимо развивать проект Транскаспийского газопровода, реализация которого в настоящее время сталкивается с целым рядом проблем.

Кстати, еще два года назад агентство Bloomberg перечислило несколько ключевых факторов, которые представляют риски для проекта Транскаспийского газопровода и являются и по сей день актуальными. В числе главных были названы юридические споры по поводу статуса Каспийского моря: несмотря на то что в 2018 году пять прибрежных государств (Иран, Россия, Туркменистан, Казахстан и Азербайджан) подписали правовую конвенцию, разногласия по поводу строительства инфраструктуры и трубопроводов на морском дне сохраняются. Кроме того, время для налаживания экспорта туркменского газа в Европу сокращается, поскольку ее востребованность в газе ограничена ближайшими 15-20 годами, поскольку страны ЕС постепенно переключаются на возобновляемые источники энергии. Ну и, конечно же, проект такого масштаба требует значительных иностранных инвестиций, а правовая неопределенность и проблемы с безопасностью в регионе могут отпугнуть международных инвесторов.

Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что практически все западные аналитики в один голос признают, что ни для ЕС, ни для США Ашхабад, исповедующий нейтралитет и многовекторную политику, никогда не будет приоритетом. Тем более что рядом имеется два таких крупных игрока, как Россия и Китай.

На фоне всей этой мышиной возни туркменской оппозиции 28 августа министр иностранных дел РФ Сергей Лавров провёл конструктивные переговоры с прибывшим в Москву заместителем председателя Кабинета министров, главой МИД Туркменистана Рашидом Мередовым, в ходе которых обсуждались актуальные вопросы политической, торгово-экономической и культурно-гуманитарной повестки, а также международные и региональные проблемы.

Напомним, что их предыдущая встреча состоялась 25 июня в рамках визита главы российской дипломатии в Ашхабад. Тогда Лавров и Мередов подписали программу сотрудничества между внешнеполитическими ведомствами двух стран на 2025-2026 годы и обсудили широкий комплекс двусторонних и многосторонних вопросов.

Была выражена готовность продолжать тесную координацию в рамках ООН, СНГ, каспийской «пятёрки» и диалога «Центральная Азия + Россия». Не стоит умалять и экономическое сотрудничество, представляющее огромный интерес для обеих стран: двусторонний товарооборот постоянно растёт, а интерес к продуктивному взаимодействию с туркменской стороной проявляют многие крупные российские компании, включая ОАО «РЖД», ПАО «Лукойл», ПАО «Татнефть», ПАО «Камаз» и АО «ПО "Возрождение"».

Как говорится, здесь какие-либо глубокомысленные выводы и комментарии излишни.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
620
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Арктический Совет Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Гренландия Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Дания Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика