
Страны НАТО в связи со своим ограниченным арктическим военным потенциалом пока не рискуют переходить к открытому вооруженному противостоянию с Россией в Арктике с целью создания РФ помех в освоении региона и более активному использованию Северного морского пути (СМП) дружественными ей государствами. В то же время у российских нефтяных компаний уже начались проблемы военного характера с экспортом через главный и крупнейший порт Балтийского моря. В частности, они уже испытывают сложности с вывозом нефти через порт Усть-Луга, входящий в топ крупнейших в Европе.
За неделю, завершившуюся 24 августа, в Усть-Луге были загружены лишь 2 нефтяных танкера против 4 неделей ранее и 6 за период 10–17 августа. Как сообщает (со ссылкой на статистику морских судовых перевозок) Bloomberg, проблемы порту, из которого за рубеж может уходить до 700 тыс. баррелей в день, принесли удары украинских БПЛА по нефтепроводу «Дружба», качающему сырье на экспортные терминалы. Под налеты дронов попали как сам трубопровод, так и нефтеперекачивающая (НПС) станция Унеча в Брянской области, через которую десятки миллионов тонн сырья транспортируются из Западной Сибири в европейскую часть РФ.
С учетом параллельно создаваемых проблем на рынке Индии, где государственные НПЗ сократили закупки в РФ из-за давления администрации Д. Трампа, экспорт российской нефти упал на 300 тыс. баррелей в сутки за неделю. А за две недели, как подсчитал Bloomberg, российские нефтяники потеряли почти 20% экспортных объемов, или 600 тыс. баррелей в день: 17 по 24 августа танкеры вывозили из морских портов 2,72 млн баррелей в сутки против 3,33 млн 3–10 августа.
Таким образом, Запад продолжает идти по пути скрытой войны против РФ с опорой на атаки «неизвестными» БПЛА с «неизвестных» территорий (расстояние между Балтийским регионом и Украиной все же слишком великовато для того, чтобы все списывать на ВСУ), проведение диверсий на морских коммуникациях и незаконное ограничение судоходства в прибрежных с Европой акваториях. Роль провокаторов и козлов отпущения отведена режимам Украины и прибалтийских лимитрофов, которыми Запад всегда может пожертвовать без ущерба для себя.
Его стратегов все больше беспокоит российский проект «Арктик СПГ-2», продолжающий наращивать поставки вопреки санкциям США – уже пять танкеров с газом направлены в Азию и вскоре может быть загружен шестой. На этих судах – более 400 тыс. тонн СПГ, ещё 320 тыс. тонн хранятся на подсанкционных терминалах в Мурманске и на Камчатке.
Продать такие объёмы – задача не из лёгких: формально российские танкеры находятся под западными санкциями, а покупатели газа с них рискуют попасть под вторичные ограничения. Тем не менее Россия активно ищет клиентов. Последний газовоз «Буран», уже загруженный наполовину в июне, довёл объём до полной загрузки на терминале Утренний. По данным Kpler, ещё один танкер «Арктик Метагаз» направляется на погрузку. Крупнейшие покупатели СПГ в Азии пока ведут себя осторожно, что вовсе не исключает возможности «неофициальной» разгрузки части груза, например, в Китае. Если же Пекин начнёт покупать такие объёмы официально, то это станет сигналом для всего огромного и весьма перспективного азиатского рынка. Агентство Bloomberg уже сообщило, что в конце августа Пекин впервые принял сжиженный газ с находящегося под санкциями российского завода «Арктик СПГ-2»: танкер «Арктик Мулан» под российским флагом разгрузился в терминале в порту Бэйхай на юге КНР.
Вышеописанные обстоятельства весьма беспокоят западных стратегов. Теперь они пытаются наработать новый инструментарий противодействия российским нефтегазовикам. Именно в таком ключе можно рассматривать переход от налетов «анонимно-украинско-прибалтийских» дронов на танкеры и блокады балтийских (и черноморских) проливов для нефтевозов из российских портов к более продолжительным (в т. ч. в территориальном плане) атакам «неизвестными» БПЛА на непосредственно порты, из которых выходят танкеры.
Тем временем в самой Арктике подразделения специального назначения ВМС США, широко известные как «Морские котики», отработали в августе выполнение задач в сложных условиях в рамках операции (одновременно и учения) «Полярный кинжал» на Аляске и в ее прилегающей акватории. С этой целью американский спецназ высадился с десантного LPD 26 John P. Murtha на штурмовых катерах на один из отдаленных островов Берингова моря, там «Морские котики» провели разведку территории и впоследствии эвакуировались с помощью вертолета.
Синхронно с этим на фоне растущего стратегического противостояния США и России в Арктике Вашингтон заявил о своих притязаниях на значительную часть морского дна в Беринговом море и море Бофорта. Территория, которую США планируют объявить продолжением своего континентального шельфа, граничит с экономической зоной России в Беринговом море – т. н. линией Шеварднадзе, установленной соглашением между США и СССР о разграничении морских пространств от 1990 года (до сих пор не ратифицированным российской стороной).
В целом Госдеп США объявил о расширении континентального шельфа Соединенных Штатов в Арктике и в Беринговом море на территорию, достигающую по площади около 1 млн кв. км. В ведомстве заявили, что на этой территории сосредоточено много важных ресурсов, а также имеются места обитания различных морских организмов. Тем самым де-факто в одностороннем порядке Вашингтон пытается отрезать себе огромный ломоть арктического пирога.
Здесь и следует искать многие ответы на вопросы о реальных причинах развертывания военной инфраструктуры Пентагона в подконтрольных приарктических странах (прежде всего Финляндии), а также активизации скрытой войны стран Запада и их марионеток против портовой инфраструктуры России и её самой на Балтике.