
Северный морской путь (СМП), который Россия развивает в Арктике, пока не является особым раздражителем для Запада, при этом маршрут привлекает повышенное внимание со стороны Китая. По словам военного эксперта Максима Климова, у КНР есть собственная арктическая программа – более амбициозная в отличие от американской. У США до сих пор очень древний парк ледоколов. Пекин проявляет к этой теме больший интерес, подчеркивает эксперт. Говоря о предполагаемом соперничестве между Россией и Китаем в Арктике, М. Климов отметил: с такой большой страной, как Китай, лучше всего дружить, но упаси Бог быть слабым в этой дружбе.
Ранее Foreign Policy сообщило, что жесткий курс президента США Дональда Трампа в отношении России может негативно сказаться на позициях США в Арктике. По мнению авторов издания, действия Белого дома только усиливают взаимодействие между РФ и КНР в регионе. Политика полной конфронтации с Москвой может обернуться для Вашингтона стратегическими потерями, указывают обозреватели. В качестве альтернативы руководству Соединенных Штатов предлагается точечное сотрудничество с Россией.
Действительно, Китай в Арктику зашел давно и без лишней помпы. Еще в 2003 году на Шпицбергене была открыта первая китайская научно-исследовательская база, в 2013-м было подписано соглашение о свободной торговле с Исландией. В 2014 году в Пекине был опубликован доклад Центра оборонной политики – подразделения Академии военных наук КНР о планах освоения Арктики. Благодаря ему стало известно, что Китай не прочь «отжать» часть природных ресурсов арктического шельфа у приграничных с полярным регионом стран (одной из них является РФ). Поскольку Китай находится в Северном полушарии, он «имеет жизненно важные интересы в арктическом регионе, связанные как с экономикой, так и с национальной безопасностью», заявляют китайские военные аналитики. Речь в первую очередь идет о нефти и газе.
В 2018 году Пекин принял государственную арктическую стратегию, в рамках которой объявил себя «околополярным государством». С тех пор КНР официально инвестировала в различные арктические проекты свыше 90 миллиардов долларов, среди которых российские «Ямал СПГ», Пайяхское нефтяное месторождение на Таймыре, порт Зарубино и глубоководный порт Архангельск. Для справки: по оценке американских геологов, на Арктику приходится до 30% мировых запасов газа и до 15% нефти. Некоторые исследователи поднимают ставки еще выше: до 75% всех углеводородов планеты. Правда, основная их часть находится глубоко под водой – в толще арктического шельфа.
Эксперты South China Mourning Post полагают, что масштабные амбиции Пекина в Арктике продемонстрированы миру еще в 2024 году путем участия Китая в совместном морском патрулировании с Россией (в начале сентября того же года КНР и РФ проводили и учения в Тихом океане). По мнению авторов издания, Китай считает, что имеет право действовать в Арктике, и поддерживает действия России в этом регионе. Это может вызвать усиление сотрудничества остальных арктических стран – США, Канады, Дании и Норвегии. Чтобы избежать этого, Китай посылает на учения корабли береговой охраны, а не ВМС, так как эти корабли привлекают меньше внимания западных стран.
Таким образом, полярные регионы уже несколько лет рассматриваются Пекином как новые стратегические рубежи для Китая. При этом долгосрочным стратегическим приоритетом для него является утверждение себя в качестве законной и влиятельной заинтересованной стороны с постоянным присутствием и доступом для ведения различной деятельности не только в Арктике, но и в Антарктике. Показательно, что у Китая уже два года назад имелось не менее четырех исследовательских станций в Антарктике, а в апреле 2023 года он возобновил строительство пятой – на острове Невыразимый (море Росса) – в ходе своей 39-й антарктической экспедиции.
В ноябре того же года для завершения строительства этой пятой научной станции Китай направил в 40-ю антарктическую научную экспедицию два ледокола («Сюелун» и «Сюелун-2») и грузовое судно «Тяньхуэй» со строительным грузом. По данным CSIS, сам объект включает в себя обсерваторию со спутниковой наземной станцией, чтобы помочь Китаю «заполнить серьезный пробел» в его возможностях доступа к континенту. Станция имеет удобное географическое расположение для сбора разведывательных данных об Австралии и Новой Зеландии, а также снятия телеметрических данных о ракетах, запускаемых с австралийского космодрома в Арнеме.
В настоящее время наибольшее внимание Китая привлекает Трансполярный морской путь. Это самый короткий арктический морской путь и, в отличие от Северного морского пути и Северо-Западного прохода, он проходит в основном через международные воды. Таким образом, китайским кораблям не придется следовать конкретным правилам соответствующих арктических государств, в первую очередь России, в отношении СМП.
Россия в свою очередь уже несколько лет открыто заявляет о том, что будет вместе с Китаем покорять Арктику. В сентябре 2023 года стало известно, что Москва и Пекин ведут переговоры по поводу сотрудничества в эксплуатации арктической станции «Снежинка», работающей на водородной энергии. В связи с этим РИА «Новости» процитировало посла по особым поручениям МИД РФ Николая Корчунова, сообщившего, что договор с Китаем уже проработан, обсуждается место и сроки его подписания, а сама станция строится в Ямало-Ненецком автономном округе. «Данная тематика, – отметил дипломат, – подробно обсуждалась в ходе очередного раунда российско-китайских консультаций по Арктике 7 сентября в Москве. Министерство науки и технологий КНР определило Харбинский инженерный университет в качестве партнера для российского координатора по созданию станции "Снежинка"».
По мнению спецслужб США, «Россия впустила Китай в Арктику». Авторы доклада американской разведки, озвученного зимой 2024 года, считают, что оказавшаяся под санкциями РФ была вынуждена пересмотреть отношение к Арктике и согласиться на проникновение КНР в этот регион, в то время как до начала СВО на Украине российское руководство на протяжении десятилетий старалось не подпускать Китай и другие неарктические страны к региону. В частности, Москва отказывалась принимать китайские ледоколы и допускать КНР к исследовательским проектам.
Но после того как все члены Арктического совета (помимо РФ, в него входят Дания, Швеция, Норвегия, Исландия, Финляндия, США и Канада) прекратили сотрудничество с Россией, только с января по июль 2023 года в Арктике были зарегистрированы 123 китайские компании (в 2022 году их было 111). Китай стал активнее участвовать в разработке месторождений полезных ископаемых в Арктике. Китайско-российская торговля по СМП значительно активизировалась. Как следствие, уже в начале 2024 года американские спецслужбы заявили своему руководству, что «российско-китайское арктическое сотрудничество угрожает интересам США и их союзников».
В свою очередь, в Пекине и Москве считают, что растущая вовлеченность Китая в арктические дела не позволит небольшому числу держав доминировать в регионе и защитит права неарктических стран. Хотя при этом и не скрывают, что позиция Китая по большинству вопросов, связанных с Арктикой, не просто не совпадает с российской, а диаметрально противоположна. В том числе потому, что Северный морской путь определен законом как «исторически сложившаяся национальная транспортная коммуникация РФ».
У происходящего есть еще подоплека, связанная с противоборством на Украине, точнее, попыткой повлиять на его завершение через медиа Туманного Альбиона, стравив ключевых игроков. Американский аналитик Ребекка Коффлер, в прошлом сотрудник разведывательного управления Пентагона (DIA), опубликовала в британском издании The Telegraph материал, где пишет, что Си Цзиньпин якобы не допустит скорого мира на Украине, потому что конфликт выгоден Китаю. Коффлер утверждает, что Пекин ведёт собственную войну чужими руками против США, поддерживая Москву технологиями двойного назначения, БПЛА и закупками энергоресурсов. Цель – истощить арсеналы и ресурсы Вашингтона, снизив его способность вмешаться в возможное вторжение на Тайвань. А также в целом подорвать политическое влияние США в мире. Однако она называет Россию и КНР ситуативными союзниками и историческими соперниками, считая, что Китаю выгодно ослабление России в конфликте на Украине.
В то же время, невзирая на подобные вбросы и провокации, собственно британские аналитики издания The Spectator вынуждены признать: заключение сделки между Россией и США по совместной разработке ресурсных месторождений в Арктике, которое возможно в результате встречи лидеров России и США 15 августа на Аляске, приведёт к концу украинского конфликта. Как говорится в публикации, в случае заключения такого соглашения президент США Д. Трамп сможет представить его в качестве огромной коммерческой победы для Вашингтона и концом украинского конфликта, развязанного его предшественником Д. Байденом.
Российский лидер В. Путин, как подчёркивается, с помощью сделки по Арктике мог бы подтолкнуть Киев к принятию соглашения по прекращению военных действий. «Киев будет в ярости из-за соглашения по Арктике, связанного с Украиной», – отмечают британцы.
Со своей стороны, участвующий в переговорах с американцами глава Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилл Дмитриев уже выразил мнение, что Россия и США могут в Арктике успешно сотрудничать.