
«Ритм Евразии» уже не раз обращался к теме российско-казахстанского образовательного сотрудничества. Двусторонняя кооперация в этой сфере не только сохраняется, но и последовательно развивается и углубляется, несмотря на внешнеполитические штормы и внутриполитические противоречия.
Данное направление регулируется подкомиссией в области образования и науки, действующей в рамках Межправительственной комиссии по сотрудничеству между Казахстаном и Россией, и Советом по стратегическому партнёрству с иностранными университетами под эгидой Министерства образования и науки Казахстана. Дополнительной платформой для обсуждения образовательных инициатив и поддержания диалога в гуманитарной сфере служит Казахстанско-Российский экспертный совет.
50 российских и 60 казахстанских вузов связывают 1882 договора, 34 образовательные и научные программы, 41 совместный образовательный проект и 32 действующих двудипломных проекта.
В этом году Россия выделяет 2 тыс. образовательных грантов, предназначенных для иностранных студентов. Грантовое обеспечение подразумевает не только бесплатное обучение, но и покрытие расходов на перелёты, проживание, страховку и повышенную стипендию. С каждым годом эта цифра будет расти, по планам к 2028 году общее количество специальных грантовых мест для иностранцев должно увеличиться до 5 тыс. Помимо этого нововведения, не стоит забывать, что Россия традиционно резервирует квотные места в вузах конкретно для казахстанцев: так, в 2025 году было выделено 800 квотных мест именно для абитуриентов из РК.
В марте в Астане с успехом прошла уже шестая по счёту выставка «Учись в России», в рамках которой представители 43 ведущих российских вузов, включая МГИМО, МИФИ, университеты Казани, Томска и Санкт-Петербурга, представили казахстанцам свыше 300 образовательных программ и направлений. Российские университеты также планируют открыть в Казахстане центры для довузовской подготовки абитуриентов, подобные тому, что уже действует в Пушкинском центре в Ханое. В этих центрах абитуриенты смогут углублённо изучать русский язык и профильные дисциплины для дальнейшей успешной сдачи вступительных экзаменов.
Казахстан также выделяет гранты для обучения в зарубежных вузах, включая российские – в этом году, например, было выделено 2090 грантов. Стоит напомнить, что с 2022 года целый ряд лучших российских технических вузов входит в казахстанскую государственную программу «Болашак», по которой наиболее перспективные и талантливые казахстанские студенты направляются на учёбу за рубежом.
Кроме того, казахстанские абитуриенты могут самостоятельно подавать документы и сдавать экзамены в любой российский вуз, поскольку во всех университетах РФ предусмотрены бюджетные места для соотечественников. Всего же в российских вузах обучается порядка 60 тыс. казахстанских студентов, эта цифра стабильно сохраняется последние несколько лет. В это число входят не только казахстанцы, обучающиеся непосредственно на территории России, но и те, кто проходят учёбу в филиалах российских вузов в Казахстане.
На данный момент в РК действуют филиалы восьми российских университетов: МГУ им. Ломоносова – в Астане, Московского авиационного института – в Байконуре, Национального исследовательского ядерного университета МИФИ – в Алматы, Российского химико-технологического университета им. Менделеева – в Таразе, МГИМО – в Астане, Российского государственного университета нефти и газа им. И.М. Губкина – в Атырау, Челябинского государственного университета – в Костанае. Санкт-Петербургского государственного университета профсоюзов – в Алматы.
В планах также обсуждается открытие филиала Российского университета дружбы народов с акцентом на межкультурное образование и подготовку специалистов в области медицины и IT, а также открытие филиалов российских технических вузов для подготовки специалистов в области ядерной физики и энергетики. Последнее особенно актуально в свете начала строительства «Росатомом» первой АЭС в Казахстане: 8 августа начались инженерные изыскания и подготовка проектной документации по строительству в посёлке Улькен Алматинской области большой атомной станции с реактором ВВЭР-1200. Стоит отметить, что с участием «Росатома», Российского энергетического университета и КазНУ уже запущен ряд совместных научных проектов, образовательных программ и стажировок.
Но образовательная кооперация – это улица с двусторонним движением, и Казахстан также принимает у себя студентов-россиян: в республике обучается примерно 1600 студентов из России. А в этом году Казахстан, наконец, расширил своё академическое присутствие на территории северного соседа. Уже в сентябре первые 75 студентов начнут обучение в филиале Казахского национального университета им. Аль-Фараби, открытого на базе Омского государственного университета им. Достоевского. Филиал предлагает подготовку бакалавров и магистрантов по таким программам, как «Казахская филология», «Таможенное дело» и «Международное право» с обучением на русском, казахском и английском языках. Акцент делается на подготовку кадров для приграничных регионов.
Обсуждается также создание филиалов и других казахстанских вузов на территории РФ, среди потенциальных кандидатов – Евразийский национальный университет им. Гумилёва и Казахский национальный педагогический университет им. Абая, оба заведения активно сотрудничают с российскими вузами.
В целом сотрудничество двух стран в этой сфере продолжает поступательно развиваться. Есть хороший задел для его углубления, а самое главное, это тот редкий случай, когда запрос на расширение межгосударственной образовательной кооперации со стороны частного бизнеса, госкорпораций и предприятий, а также простых граждан обеих стран совпадает с политической волей как в Казахстане, так и в России.
Напомним, что в прошлом году на переговорах глав России и Казахстана Касым-Жомарт Токаев сообщил об обсуждении перспектив строительства казахстанских школ в России и строительства школ «с российским участием» в южных областях Казахстана. И следует особо отметить, что тогда же президент Казахстана подчеркнул роль русского языка как важного фактора, объединяющего наши народы. Но для того, чтобы этот фактор продолжал сохранять свою значимость, нужно прилагать усилия обеим странам.