
Белоруссия на протяжении многих лет находится под жестким санкционным давлением стран Запада. Несмотря на это, её экономика сумела приспособиться к сложившейся ситуации и сегодня продолжает развиваться, в том числе за счет диверсификации направлений внешней торговли, переориентировав ее на дружественные страны Азии, Африки и Латинской Америки. Важнейшим инструментом противодействия западными санкциям для Минска стало сотрудничество с Россией, которое за последние несколько лет вышло на качественно новый уровень. Вместе с тем в настоящее время перед республикой по-прежнему стоят довольно серьезные вызовы, от преодоления которых напрямую зависит ее будущее.
Во второй половине августа Национальный статистический комитет Белоруссии (Белстат) опубликовал данные, демонстрирующие тревожные тенденции в экономике республики, которая по прогнозам правительства должна вырасти к концу года на 4,1%. Однако последние цифры говорят о том, что данный показатель может быть не достигнут, хотя еще в конце июля глава Минэкономики Юрий Чеботарь выражал уверенность, что замедлившийся экономический рост восстановится уже в конце лета.
В частности, по данным Белстата, рост ВВП по итогам 7 месяцев составил 1,3%, что свидетельствует о продолжающемся в последние месяцы замедлении экономического роста: в январе–июне данный показатель составлял 2,1%, в январе–мае – 2,5%, в январе–апреле – 2,8%, в январе–марте – 3,1%, а по итогам 2024 года – 4%. При этом в разных отраслях белорусской экономики ситуация выглядит довольно неоднозначно.
Так, лидерство по вкладу и темпам роста валовой добавленной стоимости принадлежит строительству, а также сфере информации и связи (ИТ-отрасль), однако и здесь наблюдается небольшое снижение: рост на 10,2% и 4,2% соответственно, в то время как месяцем ранее показатели были 10,8% и 4,8%. Причем в январе–июле в стране было введено в эксплуатацию более 2,1 млн кв. м жилья, что на 10,2% больше, чем годом ранее, а сам темп жилищного строительства за месяц ускорился (9,5% в июне). Источником роста также остаются инвестиции в основной капитал, правда, и они сократились: прирост за 7 месяцев составил 13,6%, в то время как к июлю ранее данный показатель равнялся 14%.
Затормозились и темпы роста розничного товарооборота (8,6%, в то время как за 6 месяцев – 9%), а также рост доходов населения – на 10,2% по итогам полугодия (10,5% в январе–мае). Одновременно траты белорусов в магазинах продолжили расти: в июле ежедневно каждый житель республики тратил на покупки 29,6 белорусского рубля, в то время как годом ранее – 26,2 рубля. При этом, как заявил в августе глава Нацбанка Белоруссии Роман Головченко, белорусы активно открывают депозиты в банках на срок более года, и сегодня в банковской системе страны наблюдается профицит ликвидности, то есть «денег в экономике достаточно».
Самая печальная ситуация наблюдается в сфере промышлености, где впервые за долгое время отмечаются отрицательные темпы производства продукции: -0,3% к уровню января–июля 2024 года в промышленности в целом и -0,6% – в обрабатывающей в частности (в прошлом году отрасль показала годовой рост в 7,7%). При этом на 1 августа было зафиксировано снижение складских запасов на 2,5% по сравнению с 1 июля, когда они составляли 83,7% объема среднемесячного производства. С падением производства снизились и объемы оптовой торговли (сокращение на 5,9%), а также перевозки грузов (меньше на 3,8%).
Наблюдающееся замедление темпов в производственных отраслях в Минэкономики Белоруссии связывают с сокращением производства у основного торгового партнера — России, где в последние месяцы также наблюдается охлаждение экономики после довольно серьезного роста последних лет. Кроме того, власти республики считают, что немалый отрицательный вклад в статистику внесло и сельское хозяйство, что связывается с более поздними сроками начала уборки урожая и заготовки кормов: к 1 августа зерновые были скошены всего с 22% полей, тогда как на ту же дату прошлого года показатель равнялся почти 60%. В результате за семь месяцев было произведено на 12,7% меньше сельхозпродукции, чем в прошлом году, а если сравнивать отдельно июль с тем же месяцем 2024 года, то падение достигло 32%. Сокращается поголовье: на начало месяца в сельхозорганизациях Белоруссии насчитывалось 4 млн голов крупного рогатого скота (в начале года 4,1 млн), а численность свиней составила 2 млн голов (2,2 млн на 1 января 2025 года).
Вместе с тем озвученные Белстатом цифры, в первую очередь касающиеся сельского хозяйства, нельзя рассматривать как катастрофу. Тем более что нынешние колебания характерны для белорусского аграрного сектора, а опыт прошлых лет свидетельствует о том, что аграрии республики способны наверстывать упущенное. Последнее стало очевидно к 18 августа, когда стало известно, что валовой сбор по зерновым, зернобобовым (без кукурузы) и с учетом рапса вплотную приблизился к прошлогоднему. Причем тогда было обмолочено 94% всех культур, а теперь – 78%. Как считают специалисты, это говорит о том, что без зерна и кормов страна в этом году не останется.
В частности, на 18 августа в Белоруссии было намолочено 7,213 млн тонн зерна с учетом рапса. Причем средняя урожайность достигла 41,3 центнера с га, в то время как год назад она составляла 32,8. В целом же в рамках госзаказа уже поставлено продовольственного зерна в объеме 376 тыс. тонн, что составляет 54% от запланированного объёма, а масло семян рапса – 95 тыс. тонн, или 99% плана. Одновременно во всех регионах Белоруссии был посеян озимый рапс на зерно на площади 219 тыс. га, что составляет половину от планируемой площади, а льна вытереблено 38 тыс. га, или 78% от запланированного. Продолжилась и закладка кормов: сено собрано в объеме 50% от плана, сенаж – 85%, а травяные корма – 36%.
Кроме того, сегодня наблюдается неплохой рост в животноводстве – на 1,7%, в том числе в производстве молока – на 4,3%, яиц – на 5,4%. Поэтому можно констатировать, что, несмотря на все вызовы, связанные с погодными условиями и прочими негативными факторами, белорусское сельское хозяйство продолжает демонстрировать устойчивость и потенциал для роста, а с этим можно ожидать и изменений в общей статистке по итогам третьего квартала и года в целом.
В то же время приходится признать, что нынешний год вполне может стать для Белоруссии определенным испытанием. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что определенный потолок в своем развитии некоторые направления белорусской экономики уже достигли, а их дальнейшая судьба напрямую зависит от ситуации на внешних рынках и в первую очередь в России, где сегодня также наблюдаются определенные проблемы. При этом большинство специалистов все же считают, что дисбалансы в экономике Белоруссии хоть и являются значительными, в том числе в торговле (в июле сальдо внешней торговли сложилось отрицательным – минус $3,18 млрд), но они не достигли критических масштабов, чтобы привести к каким-либо серьезным кризисным явлениям.
Это означает, что при всех негативных факторах, которые сегодня оказывают прямое и косвенное влияние на белорусскую экономику, она сумела к ним адаптироваться. В настоящее время одну из главных опасностей для Белоруссии представляют даже не западные санкции, к которым республика уже привыкла, а различные форс-мажорные обстоятельства, начиная от проблем с климатом, и заканчивая глобальными потрясениями на международной арене. Если ничего подобного не произойдет, то большинство экспертов склонны считать, что белорусская экономика сумеет в краткосрочной перспективе выйти на сдержанный рост ВВП. При этом многое будет зависеть от развития ситуации на внешних рынках и в первую очередь российском, на который сегодня в большей степени ориентируются и промышленность, и сельское хозяйство Белоруссии.
Окончательные прогнозы, как и понимание общей ситуации в белорусской экономике, можно будет сделать лишь после появления данных за третий квартал, которые, как правило, являются определяющими для годовых показателей. При этом стоит помнить, что нынешний рост ВВП (101,3%) – это умеренный и довольно неплохой показатель в нынешних условиях, сложившихся вокруг и внутри Белоруссии. Успешное завершение уборочной кампании, стимулирование экспорта, расширение инвестиций, контроль над инфляцией и ряд других факторов вполне могут стать решающими факторами для ускорения экономики во второй половине года. Более того, ситуация вполне может измениться в лучшую сторону при определенных событиях на международной арене, а также в случае развития диалога между Минском и Вашингтоном, который наметился в последние несколько месяцев.
В любом случае сегодня оснований для серьезного пессимизма у белорусов не должно быть, так как экономика республики продолжает движение вперед и весьма адекватно реагирует как на старые, так и новые вызовы.