Прагматичный подход: возможна ли «большая сделка» между Белоруссией и США? - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 17.11.2025 |

Прагматичный подход: возможна ли «большая сделка» между Белоруссией и США?

Приход к власти в США Дональда Трампа привел к серьезным сдвигам во всей системе международных отношений, которые не могли не затронуть и Белоруссию. После длительного периода взаимных упреков, санкций и попыток изоляции на мировой арене Белый дом внезапно для многих изменил свою политику в отношении официального Минска, где уже заговорили о возможности новой «большой сделки» между двумя странами. Вместе с тем наблюдающееся в последние месяцы определенное потепление в отношениях двух стран вызывает ряд вопросов, в первую очередь об искренности намерений американской стороны и возможных последствиях происходящего.

 Необходимо напомнить, что белорусско-американские отношения никогда не были простыми. С момента обретения независимости Белоруссия оставалась на периферии внешнеполитических интересов Вашингтона и воспринималась им скорее как часть постсоветского пространства, где главным приоритетом для США было сдерживание России. Именно поэтому отношение Белого дома к Минску на протяжении последних 30 лет отличалось завидным постоянством – сочетанием давления, санкций и дипломатических маневров с периодическими попытками «подкупа» и обещаниями «взаимовыгодного сотрудничества». Формально американская риторика нередко прикрывалась лозунгами о «демократизации» и «правах человека», но на практике целью всегда оставалось одно – ограничение российского влияния в регионе и создание для Москвы новых очагов напряженности.

Проблемы в отношениях Минска и Вашингтона начались практически сразу после прихода к власти Александра Лукашенко, так как его курс на интеграцию с Россией воспринимался в Белом доме как угроза американским интересам. Тем не менее США не прекращали попыток «вытянуть» Белоруссию из орбиты Кремля, причем самыми различными способами: от санкционного давления и попыток государственного переворота до предложений о сотрудничестве и помощи в евроинтеграции.

Наиболее активная фаза потепления пришлась на первый срок президентства Д. Трампа в 2015-2020 годы, когда Вашингтон решил использовать временное охлаждение отношений между Минском и Москвой, чтобы предложить Белоруссии «новый уровень взаимодействия». Именно тогда в Минск зачастили американские официальные лица, среди которых был даже тогдашний госсекретарь США Майк Помпео. Однако события августа 2020 года, когда в республике произошла неудачная попытка государственного переворота при поддержке западных стран, перечеркнули все прежние наработки. После того как победивший на президентских выборах А. Лукашенко объявил о намерении углублять интеграцию с Россией, Вашингтон запустил против Минска полноценную санкционную кампанию, а администрация Джо Байдена встала на жесткую позицию заморозки любых отношений с белорусскими властями до «освобождения политзаключенных» и проведения «новых выборов».

Однако с возвращением Трампа к власти ситуация изменилась. В отличие от Байдена, он известен своей склонностью к прямым переговорам и попыткам «сделок» даже с теми, кого в США принято считать противниками. Поэтому неудивительно, что Белый дом вновь решил провести «ревизию» белорусского направления. Минск, в свою очередь, также продемонстрировал готовность к диалогу, что в конечном счете вылилось в события последних нескольких месяцев. В частности, в Белоруссии освободили несколько граждан США, осужденных ранее за участие в антигосударственных акциях, и смягчили риторику в отношении Вашингтона, а американцы активизировали контакты с белорусскими властями и даже сняли часть санкций с авиакомпании «Белавиа».

Важным моментом стал телефонный разговор между Лукашенко и Трампом 15 августа, в рамках которого американский президент публично назвал белорусского лидера «глубокоуважаемым президентом Белоруссии» и поблагодарил его за освобождение 16 заключенных. Этот шаг фактически означал признание Лукашенко легитимным главой Белоруссии, чего Вашингтон избегал с 2020 года. А позже Трамп и вовсе назвал президента РБ «могущественным лидером» и сделал ему подарок в виде запонок с изображением Белого дома, которые в Минск 11 сентября привез представитель президента США Джон Коул.

Более того, в аналитической среде США снова стали активно обсуждать, возможно ли в сложившейся сегодня геополитической обстановке «развернуть Белоруссию». Например, аналитик издания The National Interest Марк Эпископос отмечал, что вместо постоянной конфронтации с белорусами «гораздо выгоднее дружить, создавать продуктивные и взаимовыгодные отношения». По его мнению, содействие нормализации отношений Минска с западными соседями может стать «прямым способом снижения рисков будущих эскалаций между Россией и НАТО».

Изменения в позиции Вашингтона были восприняты в Минске с большим оптимизмом. Как заявил на специально созванном для обсуждения отношений с США совещании 14 октября А. Лукашенко, «с учетом наметившегося прогресса в контактах с Вашингтоном, нам необходимо выработать дальнейший алгоритм белорусско-американских отношений на перспективу». Стало очевидно, что в Минске готовы не просто к возобновлению контактов с Вашингтоном, но и к поиску долгосрочной модели взаимодействия. По словам Лукашенко, теперь в Белоруссии ждут американских предложений и готовы к «большой сделке», но с учетом национальных интересов республики.

Эти слова Лукашенко в очередной раз подтвердили многолетний прагматизм властей Белоруссии, которые никогда не шли по пути эскалации, а всегда были готовы к конструктивному диалогу со всеми членами международного сообщества. Более того, оказалось, что контакты между Минском и Вашингтоном никогда полностью не прерывались, и сегодня, как сообщил глава КГБ Иван Тертель, уже идет «очень серьезное обсуждение» вопросов региональной безопасности и украинского конфликта. По его словам, «американские партнёры признают, что мы, находясь в этом регионе, и наш глава государства, зная обстановку, серьезно можем вносить свой вклад в стабилизацию ситуации».

Таким образом, в Минске нашли определенные рычаги влияния на политику США в отношении республики за счет своей позиции в нынешнем конфликте на Украине. Сегодня, как известно, Минск стремится позиционировать себя как важный элемент в новой архитектуре региональной безопасности, а Лукашенко уже заявил, что Белоруссия готова сыграть посильную роль в урегулировании украинского кризиса, если американцы «видят там какую-то небольшую нашу роль».

Вместе с тем в Минске все американские инициативы и действия воспринимают сегодня с определенной долей осторожности. Именно поэтому Лукашенко на совещании 14 октября подчеркивал, что возобновление отношений с США не должно наносить ущерб союзническим обязательствам перед Россией и Китаем, так как «это – святое». Подобные слова являются прекрасной демонстрацией того, что в Минске осознают всю деликатность сложившейся ситуации даже с учетом последних изменений в отношениях между Вашингтоном и Москвой.

При этом стоит заметить, что в России с пониманием и одобрением относятся к такой позиции белорусских властей. Как отметила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова, «Белоруссия является ближайшим стратегическим союзником России, с которым Москва тесно координирует свои подходы на международной арене», а президенты и министры иностранных дел двух стран «регулярно обмениваются информацией о развитии взаимодействия с новой американской администрацией». Это означает, что Москва в курсе всех контактов Минска с Вашингтоном и не видит в них угрозы союзническим отношениям.

Более того, Захарова отметила, что Россия выступает за «конструктивный и взаимоуважительный диалог со всеми зарубежными партнерами, разумеется, не в ущерб национальным интересам и союзническим обязательствам». И такой подход российской стороны вполне логичен, так как определенное потепление между Минском и Вашингтоном может быть выгодным России, если оно позволит Белоруссии ослабить санкционное давление и тем самым укрепит экономику не только республики, но и Союзного государства (СГ) в целом.

В то же время необходимо учитывать, что многие шаги со стороны США сегодня все еще носят декларативный характер. Например, снятие санкций с «Белавиа» до сих пор полностью не реализовано (например, остаются запреты на полеты в Россию и некоторые ограничения на закупку запасных частей для самолетов), а летом Трамп продлил еще на год действие существующих не один год рестрикций в отношении Белоруссии.

Поэтому говорить о том, что процесс перезагрузки белорусско-американских отношений сегодня идет полным ходом, конечно, нельзя. Происходящее можно назвать лишь «осторожным потеплением», в котором позиция США продолжает оставаться двоякой. Так, Вашингтон официально больше не делает ставку на беглую белорусскую оппозицию и даже говорит о возможности восстановления своего посольства в Минске. При этом Госдеп продолжает публиковать доклады с обвинениями Минска в нарушениях прав человека и «репрессиях», а временным поверенным остается Майкл Крейдлер – человек, не отличающийся симпатиями ни к России, ни к Белоруссии.

Одновременно в Белом доме не скрывают, что нынешний интерес к Белоруссии продиктован прежде всего российским фактором. Как отмечал ранее специальный посланник президента Трампа по Украине Кит Келлог, Вашингтон использует контакты с Белоруссией, чтобы «увериться, что американская позиция будет доходить до российского руководства через Минск». То есть для Трампа, пытающегося провести «новую сделку» с Кремлем, Белоруссия сегодня видится лишь как некий возможный посредник, что прекрасно понимают в белорусской столице и не спешат бежать навстречу всем предложениям США с распростертыми объятиями.

В целом же происходящее в последние несколько месяцев в белорусско-американских отношениях свидетельствует о том, что взгляды Вашингтона на Минск и сотрудничество с ним значительно изменились. Еще год назад трудно было представить, что американский президент публично назовет Лукашенко «могущественным лидером», а в Вашингтоне будут обсуждать возможность пересмотра своих отношений с Минском. По сути, отношения Белоруссии и США сегодня вступают в новую фазу, где ключевую роль играет взаимный прагматизм.

Для Минска это означает возможность смягчения санкционного давления и укрепления международного статуса, в том числе как важного игрока в урегулировании украинского конфликта, а для Вашингтона – возможность использовать Белоруссию как дополнительный инструмент для выстраивания отношений с Россией. При этом в обеих столицах вряд ли испытывают иллюзии относительно того, что формат сотрудничества между странами в принципе может стать союзническим с учетом их внешнеполитических стратегий.

Однако сам факт того, что Минск и Вашингтон сумели возобновить диалог, свидетельствует о том, что в настоящее время обе страны заинтересованы в снижении напряженности в двусторонних отношениях. В любом случае возможность «большой сделки» между Белоруссией и США сегодня стала вполне реальной и зависит теперь только от политической воли сторон.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
923
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Арктический Совет Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Гренландия Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Дания Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика