
Россия уже многие годы помогает Индии в строительстве её военно-морского флота. Со стапелей российских верфей сходят новые корабли для ВМС Индии, а специалисты из РФ занимаются модернизацией и совершенствованием индийских систем военно-морских вооружений. Такое сотрудничество с одной из двух главных держав Глобального Юга очень выгодно для нашей «оборонки»: мало того, что оно приносит хорошие деньги, так ещё и служит наглядным доказательством качества работы российских кораблестроителей и оружейников.
«Меч» для Индии выковали в Калининграде
1 июля произошло знаменательное событие: в Калининграде на судостроительном заводе «Янтарь» состоялась передача флоту Индии фрегата «Тамал» проекта 11356. В переводе с санскрита «Тамал» означает «Меч» – очень удачное название для судна, оснащённого комплексом мощного оборонительного и наступательного оружия. Это уже восьмой по счёту фрегат, построенный в России по заказу индусов.
Гендиректор Объединённой судостроительной корпорации (ОСК) Андрей Пучков отмечает: «Фрегат "Тамал" успешно завершил приёмопередаточные испытания с участием индийской комиссии. Мы с уверенностью можем сказать, что это современный и многофункциональный корабль, который обладает высокими боевыми возможностями по противодействию надводным, наземным, подводным и воздушным целям. Несмотря на завершение строительства представителей этого проекта в России, специалисты нашей корпорации продолжат оказывать необходимое содействие при постройке двух кораблей проекта 11356 уже на индийских верфях». По словам главы ОСК, российский опыт и компетенции в проектировании и строительстве боевых кораблей остаются востребованными у многих стран. «Рассчитываем и дальше укреплять международное сотрудничество», – добавил Пучков.
Напомним предысторию: в 2016/17 гг. российский флот пополнился тремя фрегатами типа 11356 (у нас они получили неофициальное прозвище «адмиралы», ибо носят имена прославленных флотоводцев). А осенью 2018 года Россия и Индия после разрешения ряда разногласий подписали пакет контрактов на поставку четырёх фрегатов этого типа. В феврале 2020-го в Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству сообщили, что планируют до конца первого полугодия 2024-го (срок этот выдержать не получилось) передать Индии четвертый и пятый фрегаты проекта 11356. Изначально их заложили на «Янтаре» для нужд российского флота как «Адмирал Бутаков» и «Адмирал Истомин», но потом решили продать индусам. Было договорено, что ещё два корабля в рамках соглашения о передаче технологий построит индийская верфь Goa Shipyard Limited (GSL).
В декабре 2024 года на «Янтаре» состоялась церемония передачи индийскому флоту фрегата «Тушил» (бывший «Адмирал Бутаков»), а вот теперь очередь дошла и до «Тамала» (экс-«Адмирал Истомин»). Кроме того, на индийской верфи GSL спущены на воду девятый и десятый фрегаты этого типа, строящиеся индийскими корабелами при содействии «Рособоронэкспорта». 11356-е привлекли внимание индусов своей сбалансированностью, ведь эти корабли могут выполнять самые разные задачи. Водоизмещение – 4000 тонн, скорость – 30 узлов, автономность плавания – 30 суток. В состав вооружения входят: артиллерийская установка А-190 калибра 100 мм, зенитные ракетные и артиллерийские комплексы, торпедные и противолодочные средства поражения, а также крылатые ракеты высокой дальности BrahMos. На борту базируется палубный вертолет Ка-27 или Ка-31.
С другой стороны, остаётся неясной судьба фрегата «Адмирал Корнилов», который изначально тоже намеревались продать индусам. Судя по имеющимся сведениям, индусы от него отказались, сделав логичный выбор в пользу загрузки одного из собственных заводов. Корпус «Корнилова» в низкой степени готовности пребывает на «Янтаре» у достроечной стенки. Поговаривают об утилизации «Корнилова», так как его изначально запланированное вооружение уже морально устарело, корпус за семь с половиной лет на воде явно не «помолодел», а возможная реконструкция обойдётся в чрезмерные суммы.
Строительство и модернизация
В настоящее время российские специалисты проводят в Индии ремонт и модернизацию корабельных зенитных ракетных комплексов (ЗРК) «Кашмир», поставленных с конца 1990-х и установленных на индийских эскадренных миноносцах типа Delhi. Отметим, что три эсминца типа «Дели» (проект 15), построенные в 1987-2001 годах, представляют на данный момент крупнейшие боевые корабли, сошедшие со стапелей индийских верфей. При этом данный проект был разработан индусами при участии специалистов тогда ещё Северного проектно-конструкторского бюро (ныне Санкт-Петербург).
Всё их вооружение – артиллерия, противокорабельные ракеты, средства ПВО и ПЛО – созданы на основе советских и российских образцов. Это очень выгодно для военпрома РФ, потому что, когда речь заходит о модернизации данных систем, индусам приходится заключать контракты с соответствующими российскими предприятиями. В частности, название «Кашмир» (Kashmir) в Индии получили корабельные комплексы, оснащённые советскими зенитными ракетами 9М38М1, введёнными в эксплуатацию во второй половине 1970-х. Изначально данные ракеты предназначалась для наземного зенитного ракетного комплекса 9К37 «Бук», но позднее были модернизированы и под установку на кораблях.
В силу почтенного возраста «Кашмиров» они нуждаются в модификации, за что и взялись специалисты «Рособоронэкспорта». В компании отметили, что после реконструкции «Кашмиры» смогут использовать не только штатную, но и новую управляемую ракету с наклонным стартом, которой укомплектованы зенитные ракетные комплексы «Штиль-1», установленные на фрегатах класса Talwar и Shivalik. Для пояснения: «Штиль-1» – это ЗРК средней дальности, предназначенные для организации круговой обороны кораблей от всех возможных средств воздушного нападения и для нанесения ударов по надводным целям противника. Эта предназначенная на экспорт система была разработана около десяти лет назад Морским научно-исследовательским институтом радиоэлектроники «Альтаир» (входит в состав концерна ВКО «Алмаз-Антей») на основе многоканального ЗРК 3К90М.
Стоит упомянуть и о фрегатах Talwar (проект 11356), построенных на российских верфях по заказу ВМС Индии в 1999-2013 годах. Заключенный в конце 90-х заказ на постройку первых трёх «Тальваров» очень поддержал российскую военную судостроительную промышленность в кризисный период её существования, а спустя несколько лет индусы заказали ещё три таких корабля. «Тальвары» разрабатывались всё тем же Северным проектно-конструкторским бюро как экспортный вариант сторожевого корабля проекта 1135 («Буревестник»). Три первых проекта фрегатов были созданы на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге, а ещё три – на судостроительном предприятии «Янтарь» в Калининграде. Это оказались первые корабли индийского флота, построенные с применением стелс-технологий и оснащённые установкой вертикального пуска ракет.
Позднее на основе «Тальваров» индусы создали проект 17 – многоцелевой фрегат Shivalik, превзошедший предшественника по величине и мощности вооружения. У индийцев сейчас есть в наличии три «Шивалика», но они намерены довести их количество до двенадцати – это будет становой хребет индийского флота. «Шивалик» – уже в большей степени собственная индийская разработка, но без россиян снова не обошлось: индусам, не имеющим достаточного опыта в разработке таких кораблей, помогали специалисты Северного проектно-конструкторского бюро. И опять же в основу вооружения «Шиваликов» поставили российские системы. Так, основным средством ПВО фрегата является, как и у «Тальваров», ЗРК «Штиль» средней дальности с однобалочной пусковой установкой 3С-90 и боезапасом в 24 ракеты 9М317Е. Дальность действия комплекса – 32 км, по противокорабельным ракетам – 10-12 км. Четыре РЛС сопровождения и подсветки цели 3Р90 обеспечивают одновременный обстрел четырёх целей.
В качестве оружия обороны от вражеских кораблей на «Шивалики» первоначально планировалось установить два ракетно-артиллерийских комплекса ближнего радиуса «Каштан». Однако затем они были заменены стандартным для индийского флота сочетанием российских 30-мм артустановок АК-630М и четырёх модулей установок вертикального пуска израильского ЗРК «Барак» на восемь ракет каждый. Кроме того, фрегаты типа «Шивалик» (как и «Тальвары») вооружены сверхзвуковыми противокорабельными ракетами BrahMos (вариант российской экспортной ракеты «Оникс», доработанный с участием индийских специалистов), размещёнными в восьмиконтейнерных установках вертикального пуска опять же российского производства. Ну а основным противолодочным оружием фрегата являются две установки РБУ-6000 (принятые на вооружение ВМС СССР ещё в 1961 году) для стрельбы реактивными глубинными бомбами 90R и РГБ-60.
У истоков индийского авианосцестроения
Одной из главных вех российско-индийского военно-морского сотрудничества стало завершение в 2004 году сделки по продаже Москвой (после десяти лет переговоров) авианесущего крейсера «Адмирал флота Советского Союза Горшков» (экс-«Баку»). В тот момент «диванные патриоты» очень негодовали, но нужно смотреть на вещи трезво: в начале 2000-х наша экономика и военная инфраструктура только-только начали выходить из многолетнего жуткого упадка и содержание большого количества крупных боевых кораблей Россия позволить себе не могла. «Горшков» бесполезно ржавел бы у причальной стенки – и, право, вариант с его продажей стране, традиционно связанной с нашей дружескими узами, был отнюдь не самым плохим.
Тем более что это была не просто продажа: на индийские деньги «Горшкова» в течение свыше десяти лет реконструировали в Северодвинске, получив в итоге совсем другой корабль. У индийского авианосца «Викрамадитья», переданного заказчику 13 ноября 2013 года, осталось от бывшего «Горшкова» не так уж и много. Замене подверглись большинство конструктивных элементов выше ватерлинии, котлы энергетической установки, ангар и вооружение. Таким образом, российские судостроители, которые пока не могут заняться созданием авианосцев для собственной страны, получили необходимый опыт создания судов этого класса. Принципиально важно и то, что «Викрамадитья» сохранил авиакрыло из летательных аппаратов российских марок: 14-16 самолётов МиГ-29К, 4 МиГ-29КУБ, до 8 вертолётов Ка-28, 1 вертолёт Ка-31. Это привязало индусов к российскому авиапрому, а потому объективно выгодно для нашего государства.
28 июля 2022 года был введён в строй ещё один индийский авианосец – «Викрант». По большинству своих параметров он очень похож на «Викрамадитью». Его сооружение велось с 2009-го на верфи города Кочин – это первый индийский авианосец, построенный собственно в Индии. Однако корабль создавался при активном участии Невского проектно-конструкторского бюро (Санкт-Петербург), которое участвовало в создании авиационно-технического комплекса. Базовые летательные аппараты «Викранта» – истребители МиГ-29К и вертолеты дальнего радиолокационного обнаружения Ка-31 и HAL Dhurv индийской разработки и производства.
«Викрант» создавался мучительно долго, что не удивительно для страны, не имевшей ранее соответствующих компетенций. Надо сказать, что на каком-то этапе индийские партнёры не удержались от соблазна переложить часть вины за это на россиян: бывший министр обороны Шрипад Наик говорил, что РФ якобы затянула поставки авиационного оборудования. Хотя основная задержка была связана с индийской компанией Elecon, сорвавшей сроки поставки редукторов для двигателей «Викранта». Так или иначе, конфликт был разрешен в интересах обеих сторон.