
Если четыре года назад мы говорили о недобросовестной конкуренции в сфере автомобилестроения и автосборки со стороны Казахстана в отношении России, то сегодня ситуация кардинально меняется в лучшую для Москвы сторону. В мае текущего года российские автопроизводители смогли увеличить экспорт легковых автомобилей в Казахстан в пять раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Согласно статистике, в этом году доля российских машин на авторынке Казахстана составила 2,25%, что в пять раз больше, чем в 2024 году, когда этот показатель не превышал 0,5%.
Лидерами среди поставщиков авто в Казахстан остаются Китай (57%), Япония (21%) и США (9%). Только и здесь тенденция меняется: заметно сокращение доли японских машин в пользу китайских. С минувшего года импорт из КНР вырос почти вдвое, а поставки из Японии сократились в те же два раза.
Есть ложка дёгтя и в популярности, поскольку у китайских автомобилей присутствуют и недостатки. В частности, это возможное отставание в качестве сборки и надежности по сравнению с японскими и корейскими брендами. Эти недочёты компенсируют более низкая цена и богатая комплектация.
«Китайцам» дают хорошие прогнозы. Так, по сообщению профильного ведомства, к 2030 году китайские машины обещают занять до половины рынка новых авто в Казахстане. Бренды КНД постепенно входят в премиум-сегмент, вытесняя японские и корейские. Также повышается спрос на электромобили и гибриды из Китая. Предполагают, что они будут доминировать в сфере «зеленого транспорта». Для авторынка РК китайские авто сегодня – это уже не шутка и не компромисс. Это комфортные, технологичные и доступные машины, которые стали логичным выбором для тысяч казахстанцев.
Наряду с китайскими растут продажи российских машин. Повышение спроса зафиксировали в мае текущего года, именно тогда их доля поднялась в пять раз. И хотя на общем фоне место РФ в импорте легковых авто в РК выглядит небольшим, постепенный рост свидетельствует об увеличении интереса к российскому автопрому с казахской стороны.
При этом эксперты прогнозируют рост цен на автомобили как новые, так и подержанные во второй половине текущего года, отчасти из-за колебаний курса тенге.
Как меняются вкусы покупателей на авторынке Казахстана
Лидерами продаж новых автомобилей в РК отмечены модели Hyundai, Chevrolet и Kia. Но среди казахстанских автолюбителей растут предпочтения и в отношении китайских брендов. Расширяется их модельный ряд. На казахстанский рынок выходят такие новые китайские бренды, как Jetour и Chery. Автодилеры ведут конкурентоспособную ценовую политику. Словом, китайские автомобили привлекают сочетанием доступной цены, богатой базовой комплектации и современного дизайна.
Свой след оставил и уход с рынка РК нескольких европейских брендов, которые собирали на площадках России, что значительно расширило нишу для китайских автопроизводителей.
Согласно информации «Казахстанского Автомобильного Союза» (КАС), в июне уровень продаж новых автомобилей вырос на 16,2% и достиг показателя в 19 402 новых легковых автомобилей и коммерческой техники. Отмечается, что за первое полугодие было продано 104 869 автомобилей, что на 26,2% больше, чем за первое полугодие 2024 года (83 092 единиц).
Российские авто в РК: от отвёртки до импорта
До времени тотальных западных санкций против России, Москва и Астана теснее сотрудничали в сфере автомобилестроения. Российские специалисты собирали на территории Казахстана европейские марки, импортировали их в страны Центральной Азии. Далее стали ужесточаться условия, автобренды Европы ушли из РФ. И сотрудничество между профильными кругами соседей перешли в иную плоскость.
Сейчас можно уверенно говорить о росте поставок из России уже готовых автомобилей. Традиционно Казахстан входит в число ключевых торговых партнеров России в сфере машиностроения. И рост поставок российских авто свидетельствует о постепенном восстановлении её позиций на евразийском рынке.
Среди казахстанцев российские автомобили популярны по нескольким причинам. В первую очередь на спрос работает наше географическое соседство. Также членство обеих стран в ЕАЭС упрощает не только приобретение, но и ввоз автомобилей. Общее таможенное пространство РФ и РК означает отсутствие таможенных пошлин на автомобили при их ввозе. Цена российских машин часто выгодно отличает их от аналогичных моделей из других стран. Срабатывает также принцип узнавания, казахи привыкли к российским маркам и моделям и считают их надежными.
Дилеры отмечают, что автомобили из России, особенно модели Lada, часто продают по более низким ценам, чем аналогичные модели других производителей. Это делает российские машины лидерами бюджетной линейки.
К тому же российские марки адаптированы к сложным условиям республики. Производство купленной российской машины находится в непосредственной близости, а значит, запчасти и ремонт тоже не будут составлять сложностей. Специалисты подчёркивают, что российские авто имеют простую конструкцию и ремонтируются без особой сложности.
На территории РК имеется широкая сеть сервисных центров и магазинов запчастей для российских автомобилей. Это тоже является преимуществом, обусловленным удобством обслуживания. В общем, российская машина для казахстанцев – это сочетание выгодной цены, привычности, надежности и удобства.
Привлекает иностранный учёт машин
Важный момент: автолюбители в РК предпочитают водить машины, состоящими на иностранном учете. Независимо от бренда, особую популярность здесь имеют автомобили с российской регистрацией. Таможенные правила с каждым годом эту лазейку стремятся закрыть и ужесточают правила, но водители не спешат менять регистрацию.
Дело в том, что иностранный учет финансово выгоднее регистрации авто в республике. Привезённый из России автомобиль обходится гораздо дешевле и считается таможенно-очищенным, не требует уплаты всевозможных налогов. Особо это касается утилизационного сбора.
«Наши граждане покупают их по причине дешевизны. Юридически они не являются владельцем транспортного средства и никогда не будут. По сути, они просто им пользуются. Но из-за разницы в цене, почти в два раза, такая машина становится привлекательной для наших граждан. Это тревожный звоночек для руководства нашей страны, которое взяло с потолка цены на утилизационный сбор», – раскрывает подробности ситуации директор юридического агентства Justice Consensus Азамат Бурханов.
Согласно нормам, утилизационный сбор легковушки в Казахстане зависит от рабочего объема двигателя. Каждая категория имеет свой коэффициент, который умножается на 50 МРП – это считается базовой ставкой. В сентябре 2021 года МРП равнялся 2 917 тенге. Если регистрировать авто с двухлитровым объемом двигателя, утильсбор «Оператору РОП» равен 1,02 миллиона тенге. Если 2,2 литра – 1 458 500 тенге. Автомобиль с двигателем объемом от трех литров потребует заплатить примерно 3,3 миллиона тенге.
«Такая система с «автомобильным оброком» не приводит к улучшению и обновлению автомобильного парка страны. На этом сборе неплохо зарабатывает «Оператор РОП». Пока действует эта мера, автопарк в Казахстане за последние несколько лет катастрофически устарел. Если раньше была возможность за разумные деньги привезти поддержанный автомобиль, то сейчас стоимость утильсбора достигает ценника самой машины», – полагает глава независимого Автомобильного союза Казахстана Эдуард Эдоков.
В этом тоже кроется популярность российских машин и регистрации. Проще и намного дешевле оформить в России доверенность с правом пересечения границы. Есть возможность сделать этот документ бессрочным – оформление и сбор документов максимально облегчены.
Увеличение продаж российских авто на казахстанском авторынке имеет лишь положительные моменты для России и Казахстана. А значит, будем надеяться, что тенденция продолжится.