
Санкционная политика Запада в отношении России в настоящее время окончательно приобрела характер полного безумия с результатами, далекими от ожидаемых. Помимо того, что РФ сумела адаптироваться к вводимым против нее ограничениям, западные рестрикции нанесли серьезный удар по экономикам инициировавших их стран, в первую очередь в еврозоне. Это уже вызывает определенные разногласия между членами Евросоюза, что нашло свое отражение в ходе обсуждения и принятия нового, уже 18-го по счету, санкционного пакета против России, который содержит в себе множество бессмысленных запретов и выглядит довольно абсурдно.
Как известно, Запад вводит самые различные санкции в отношении России на протяжении многих лет, а начало специальной военной операции на Украине положило начало новому этапу антироссийской деятельности ЕС, США и их союзников, которые за последние три года наложили на РФ десятки тысяч запретов. Более того, под каток санкций как ближайший союзник Москвы попала и Белоруссия, хотя история западных рестрикций в отношении республики насчитывает не одно десятилетие и связана с нежеланием Минска идти по так называемому западному пути развития, как это сделали страны Прибалтики или Украина. При этом, как показывают последние события, и Белоруссии, и России удалось адаптироваться к происходящему, в том числе за счет активного сотрудничества друг с другом, а также странами Глобального Юга, в первую очередь Китаем. Однако все это не останавливает западный мир, который, по всей видимости, не собирается останавливать свой бессмысленный санкционный конвейер.
Судьба 18-го пакета санкций против России долгое время находилась под вопросом, так как еврочиновники не могли согласовать его из-за позиции ряда членов ЕС, в первую очередь Словакии. Братислава упорно блокировала принятия рестрикций, требуя от Брюсселя гарантий бесперебойных поставок нефти и газа в случае полного отказа европейцев от энергоносителей из РФ с 2028 года. Одновременно против ряда положений, связанных с транспортировкой российской нефти и ее стоимости, выступали Греция, Кипр и Мальта, а Венгрия и вовсе заявила о бессмысленности новых санкций. Однако к 17 июля все разногласия были урегулированы, и уже на следующий день Европейский союз официально принял новый пакет «экономических и индивидуальных ограничительных мер».
Официально рестрикции должны «нанести серьезный удар по энергетическому, банковскому и военному секторам России, а также по торговле с ЕС», а также «привлечь к ответу виновных» за конфликт на Украине. Однако в реальности, вопреки громким заявлениям еврочиновников о «самом жестком» пакете санкций, овациям из Киева и со стороны беглой белорусской оппозиции, никаких серьезных последствий для РФ и Белоруссии новый пакет санкций не несет. Тем более что его фактически проигнорировали США (Вашингтон, например, не заинтересован в серьезном ограничении цен на российскую нефть, так как это негативно повлияет на себестоимость добычи сланцевой нефти для американских компаний), а Китай и Индия уже выступили на стороне Москвы.
Для того чтобы понять бессмысленность новых европейских ограничений, достаточно посмотреть на их содержание. В частности, в новом пакете речь идет о снижении потолка цен на нефть из РФ с $60 до $47,6 за баррель и запрете на импорт в ЕС нефтепродуктов, произведенных из российского черного золота, из любых третьих стран, за исключением Канады, Норвегии, Швейцарии, Великобритании и США. Интересно то, что было принято решение отменить исключение, сделанное для импорта нефти из России в Чехию, и теперь Праге придется искать альтернативные источники сырья для своих НПЗ.
Также под новые европейские санкции попали 22 российских банка, Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) и его филиалы, 14 физических лиц и 41 организация, а также 105 судов, которые в ЕС считают частью российского «теневого флота» (всего таких кораблей в списке теперь 444). При этом в санкционных списках оказались нефтеперерабатывающий завод «Роснефти» в Индии, российская СПГ-компания, предприятия Белоруссии, а также семь компаний, которые находятся в Китае, и четыре – в Турции. Как уточнила глава дипслужбы ЕС Кая Каллас, речь идет о «китайских банках, которые позволяют уклоняться от санкций», а также компаниях, связанных с военными разработками, в первую очередь в сфере производства беспилотных аппаратов. Дополнительно ко всему были введены ограничения на любые действия с программным обеспечением и системами его управления, применяемых в банковском и финансовом секторе, а также запрещен экспорт ряда товаров на сумму более 2,5 млрд евро.
Абсурдности новому пакету добавил введенный полный запрет на транзакции в отношении российских газопроводов «Северный поток» (СП) и «Северный поток – 2» (СП-2), включая поставку товаров и услуг, что должно «препятствовать завершению строительства, техническому обслуживанию, эксплуатации и любому будущему использованию трубопроводов». При этом известно, что в сентябре 2022 года в результате диверсии были повреждены обе нитки СП и одна из двух в СП-2, и об их работе в обозримой перспективе речи не ведется.
Новые санкции коснулись и Белоруссии, хотя ранее в ЕС практически забыли о ближайшем союзнике России. Теперь ограничения в торговле с республикой были приравнены к тем, что действуют в отношении РФ, а через территорию республики больше нельзя будет перевозить определенные виды товаров. Помимо этого, рестрикции были введены в отношении четырех белорусских банков, которые еще в 2022 году были отключены от системы SWIFT: «Белагропромбанк», «Банк Дабрабыт», «Банк развития Республики Беларусь» и «Белинвестбанк». Для них вводится полный запрет на любые транзакции. В санкционный список попали и несколько белорусских предприятий, среди которых «Белвнешпромсервис», завод «Легмаш», конструкторское бюро «Беспилотные вертолеты», научно-технический центр «ЛЭМТ» и ООО «Лазерные приборы и технологии».
Самым «оригинальным» в нынешнем пакете санкций можно считать запрет на ввоз из Белоруссии в ЕС любого вида вооружений. В данном случае следует помнить, что о продажах белорусского оружия в страны Европейского союза ничего не известно уже много лет, а потому нынешнее решение Еврокомиссии выглядит более чем странно, лишь доказывая всю абсурдность происходящего.
Сам по себе новый пакет европейских санкций не вызвал серьезного беспокойства ни в Минске, ни в Москве. В Белоруссии практически не отреагировали на происходящее, а в Кремле назвали рестрикции незаконными, после чего в качестве ответной меры запретили въезд ряду западных граждан, ответственных «за оказание Украине военной помощи и участвующих в организации поставок продукции двойного назначения в эту страну».
Более того, в Москве подчеркнули, что «антироссийские враждебные акции не способны оказать какое-либо влияние на политику нашей страны», отметив, что санкции ударят сильнее по их инициаторам. Поддержали российскую позицию в Китае и Индии, на которых ЕС и США пытаются давить на протяжении последних нескольких лет, стремясь заставить их отказаться от экономического сотрудничества с РФ.
В частности, в Пекине заявили, что новые антироссийские ограничения ЕС «противоречат духу взаимопонимания», который был достигнут на высшем уровне, «оказывают серьезное негативное воздействие на торгово-экономические отношения, а также финансовое сотрудничество между Китаем и Евросоюзом». Министерство коммерции КНР подчеркнуло, что Брюссель включил китайские компании и финансовые организации в пакет санкций на основании «сфабрикованных обвинений», а потому призвало ЕС немедленно прекратить такую «ошибочную» практику. В ином случае Пекин пообещал «решительные меры» с целью защиты прав своих компаний. При этом стоит помнить, что в реальности нынешние европейские санкции не способны хоть как-то навредить китайской экономике, но власти КНР просто не могут позволить кому-либо указывать им, что делать.
Ситуация с Индией выглядит чуть сложнее, так как эта страна является третьим по величине потребителем нефти в мире с высоким уровнем зависимости от импорта (более 85%). Индийские НПЗ закупают сырье более чем в 30 странах, в том числе в России (почти 40% от всего объема импорта). Поэтому удар по индийскому НПЗ «Вадинар», где «Роснефть» владеет 49,13% акций, в теории может усложнить экспорт топлива, производимого на заводе. Однако следует помнить, что после 2022 года и отказа ЕС от прямых закупок нефти и нефтепродуктов из РФ Евросоюз стал одним из главных покупателей бензина и дизтоплива именно у Индии, и сегодня стало известно, что индийские производители уже стали поднимать цены и требовать предоплату за поставки 2026 года.
Более того, в самой Индии считают, что введенные Европейским союзом санкции в отношении российских энергоносителей не окажут серьезного влияния на нефтеперерабатывающую отрасль страны, хотя и потребуют некоторых корректировок и дополнительных расходов. Поэтому неудивительно, что ни российские контрагенты, ни индийские власти не высказывают серьезной обеспокоенности происходящим, хотя официально в Дели и заявили, что считают «обеспечение энергетической безопасности обязанностью наивысшей важности, отвечающей базовым потребностям граждан», а потому «Индия не подписывается под односторонними санкционными мерами».
Таким образом, можно констатировать, что серьезного экономического эффекта от 18-го пакета санкций ЕС сегодня не ждет в мире никто, хотя в Брюсселе и пытаются сделать хорошую мину при плохой игре, пытаясь убедить простого обывателя, что теперь рестрикции точно «разорвут в клочья» экономику РФ и ее партнеров. Более того, нынешние ограничения скорее всего будут более губительными для их инициаторов, так как введение нового потолка цен на нефть из России и запрет на закупку произведенной из нее нефтепродуктов вызовет увеличение цен именно на европейском рынке, который во многом зависит от внешних поставок.
Однако наиболее серьезные последствия 18-й пакет санкций может иметь в сфере политики, причем негативные для ЕС и позитивные для России. Это связано с тем, что Брюссель, стремясь надавить на Пекин и Дели, сам отталкивает их от себя в направлении Москвы. В нынешних условиях глобальной геополитической трансформации на планете, в рамках которой большинство стран мира все больше демонстрируют свою усталость от западного диктата, подобное может привести к ускорению процесса распада старой модели международных отношений и формированию новой полицентричной системы.
С учетом того, что, не успев принять 18-й пакет, в Брюсселе уже заявили о подготовке 19-го, который будет очередной пустышкой, прикрытой громкими лозунгами, очевидно, что в руководстве ЕС сегодня абсолютно оторваны от реальности и отказываются признавать, что своими действиями они способствуют не мифическому «поражению» России, а распаду самого Евросоюза. Впрочем, все это станет понятно уже совсем скоро, а Россия, как и Белоруссия, вряд ли будут обращать внимание на новые санкции Запада, продолжая идти по выбранному ими пути.