Новый пакет антироссийских санкций от ЕС: безумие в 18-кратном размере - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 31.07.2025 |

Новый пакет антироссийских санкций от ЕС: безумие в 18-кратном размере

Санкционная политика Запада в отношении России в настоящее время окончательно приобрела характер полного безумия с результатами, далекими от ожидаемых. Помимо того, что РФ сумела адаптироваться к вводимым против нее ограничениям, западные рестрикции нанесли серьезный удар по экономикам инициировавших их стран, в первую очередь в еврозоне. Это уже вызывает определенные разногласия между членами Евросоюза, что нашло свое отражение в ходе обсуждения и принятия нового, уже 18-го по счету, санкционного пакета против России, который содержит в себе множество бессмысленных запретов и выглядит довольно абсурдно.

Как известно, Запад вводит самые различные санкции в отношении России на протяжении многих лет, а начало специальной военной операции на Украине положило начало новому этапу антироссийской деятельности ЕС, США и их союзников, которые за последние три года наложили на РФ десятки тысяч запретов. Более того, под каток санкций как ближайший союзник Москвы попала и Белоруссия, хотя история западных рестрикций в отношении республики насчитывает не одно десятилетие и связана с нежеланием Минска идти по так называемому западному пути развития, как это сделали страны Прибалтики или Украина. При этом, как показывают последние события, и Белоруссии, и России удалось адаптироваться к происходящему, в том числе за счет активного сотрудничества друг с другом, а также странами Глобального Юга, в первую очередь Китаем. Однако все это не останавливает западный мир, который, по всей видимости, не собирается останавливать свой бессмысленный санкционный конвейер.

Судьба 18-го пакета санкций против России долгое время находилась под вопросом, так как еврочиновники не могли согласовать его из-за позиции ряда членов ЕС, в первую очередь Словакии. Братислава упорно блокировала принятия рестрикций, требуя от Брюсселя гарантий бесперебойных поставок нефти и газа в случае полного отказа европейцев от энергоносителей из РФ с 2028 года. Одновременно против ряда положений, связанных с транспортировкой российской нефти и ее стоимости, выступали Греция, Кипр и Мальта, а Венгрия и вовсе заявила о бессмысленности новых санкций. Однако к 17 июля все разногласия были урегулированы, и уже на следующий день Европейский союз официально принял новый пакет «экономических и индивидуальных ограничительных мер».

Официально рестрикции должны «нанести серьезный удар по энергетическому, банковскому и военному секторам России, а также по торговле с ЕС», а также «привлечь к ответу виновных» за конфликт на Украине. Однако в реальности, вопреки громким заявлениям еврочиновников о «самом жестком» пакете санкций, овациям из Киева и со стороны беглой белорусской оппозиции, никаких серьезных последствий для РФ и Белоруссии новый пакет санкций не несет. Тем более что его фактически проигнорировали США (Вашингтон, например, не заинтересован в серьезном ограничении цен на российскую нефть, так как это негативно повлияет на себестоимость добычи сланцевой нефти для американских компаний), а Китай и Индия уже выступили на стороне Москвы.

Для того чтобы понять бессмысленность новых европейских ограничений, достаточно посмотреть на их содержание. В частности, в новом пакете речь идет о снижении потолка цен на нефть из РФ с $60 до $47,6 за баррель и запрете на импорт в ЕС нефтепродуктов, произведенных из российского черного золота, из любых третьих стран, за исключением Канады, Норвегии, Швейцарии, Великобритании и США. Интересно то, что было принято решение отменить исключение, сделанное для импорта нефти из России в Чехию, и теперь Праге придется искать альтернативные источники сырья для своих НПЗ.

Также под новые европейские санкции попали 22 российских банка, Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) и его филиалы, 14 физических лиц и 41 организация, а также 105 судов, которые в ЕС считают частью российского «теневого флота» (всего таких кораблей в списке теперь 444). При этом в санкционных списках оказались нефтеперерабатывающий завод «Роснефти» в Индии, российская СПГ-компания, предприятия Белоруссии, а также семь компаний, которые находятся в Китае, и четыре – в Турции. Как уточнила глава дипслужбы ЕС Кая Каллас, речь идет о «китайских банках, которые позволяют уклоняться от санкций», а также компаниях, связанных с военными разработками, в первую очередь в сфере производства беспилотных аппаратов. Дополнительно ко всему были введены ограничения на любые действия с программным обеспечением и системами его управления, применяемых в банковском и финансовом секторе, а также запрещен экспорт ряда товаров на сумму более 2,5 млрд евро.

Абсурдности новому пакету добавил введенный полный запрет на транзакции в отношении российских газопроводов «Северный поток» (СП) и «Северный поток – 2» (СП-2), включая поставку товаров и услуг, что должно «препятствовать завершению строительства, техническому обслуживанию, эксплуатации и любому будущему использованию трубопроводов». При этом известно, что в сентябре 2022 года в результате диверсии были повреждены обе нитки СП и одна из двух в СП-2, и об их работе в обозримой перспективе речи не ведется.

Новые санкции коснулись и Белоруссии, хотя ранее в ЕС практически забыли о ближайшем союзнике России. Теперь ограничения в торговле с республикой были приравнены к тем, что действуют в отношении РФ, а через территорию республики больше нельзя будет перевозить определенные виды товаров. Помимо этого, рестрикции были введены в отношении четырех белорусских банков, которые еще в 2022 году были отключены от системы SWIFT: «Белагропромбанк», «Банк Дабрабыт», «Банк развития Республики Беларусь» и «Белинвестбанк». Для них вводится полный запрет на любые транзакции. В санкционный список попали и несколько белорусских предприятий, среди которых «Белвнешпромсервис», завод «Легмаш», конструкторское бюро «Беспилотные вертолеты», научно-технический центр «ЛЭМТ» и ООО «Лазерные приборы и технологии».

Самым «оригинальным» в нынешнем пакете санкций можно считать запрет на ввоз из Белоруссии в ЕС любого вида вооружений. В данном случае следует помнить, что о продажах белорусского оружия в страны Европейского союза ничего не известно уже много лет, а потому нынешнее решение Еврокомиссии выглядит более чем странно, лишь доказывая всю абсурдность происходящего.

Сам по себе новый пакет европейских санкций не вызвал серьезного беспокойства ни в Минске, ни в Москве. В Белоруссии практически не отреагировали на происходящее, а в Кремле назвали рестрикции незаконными, после чего в качестве ответной меры запретили въезд ряду западных граждан, ответственных «за оказание Украине военной помощи и участвующих в организации поставок продукции двойного назначения в эту страну».

Более того, в Москве подчеркнули, что «антироссийские враждебные акции не способны оказать какое-либо влияние на политику нашей страны», отметив, что санкции ударят сильнее по их инициаторам. Поддержали российскую позицию в Китае и Индии, на которых ЕС и США пытаются давить на протяжении последних нескольких лет, стремясь заставить их отказаться от экономического сотрудничества с РФ.

В частности, в Пекине заявили, что новые антироссийские ограничения ЕС «противоречат духу взаимопонимания», который был достигнут на высшем уровне, «оказывают серьезное негативное воздействие на торгово-экономические отношения, а также финансовое сотрудничество между Китаем и Евросоюзом». Министерство коммерции КНР подчеркнуло, что Брюссель включил китайские компании и финансовые организации в пакет санкций на основании «сфабрикованных обвинений», а потому призвало ЕС немедленно прекратить такую «ошибочную» практику. В ином случае Пекин пообещал «решительные меры» с целью защиты прав своих компаний. При этом стоит помнить, что в реальности нынешние европейские санкции не способны хоть как-то навредить китайской экономике, но власти КНР просто не могут позволить кому-либо указывать им, что делать.

Ситуация с Индией выглядит чуть сложнее, так как эта страна является третьим по величине потребителем нефти в мире с высоким уровнем зависимости от импорта (более 85%). Индийские НПЗ закупают сырье более чем в 30 странах, в том числе в России (почти 40% от всего объема импорта). Поэтому удар по индийскому НПЗ «Вадинар», где «Роснефть» владеет 49,13% акций, в теории может усложнить экспорт топлива, производимого на заводе. Однако следует помнить, что после 2022 года и отказа ЕС от прямых закупок нефти и нефтепродуктов из РФ Евросоюз стал одним из главных покупателей бензина и дизтоплива именно у Индии, и сегодня стало известно, что индийские производители уже стали поднимать цены и требовать предоплату за поставки 2026 года.

Более того, в самой Индии считают, что введенные Европейским союзом санкции в отношении российских энергоносителей не окажут серьезного влияния на нефтеперерабатывающую отрасль страны, хотя и потребуют некоторых корректировок и дополнительных расходов. Поэтому неудивительно, что ни российские контрагенты, ни индийские власти не высказывают серьезной обеспокоенности происходящим, хотя официально в Дели и заявили, что считают «обеспечение энергетической безопасности обязанностью наивысшей важности, отвечающей базовым потребностям граждан», а потому «Индия не подписывается под односторонними санкционными мерами».

Таким образом, можно констатировать, что серьезного экономического эффекта от 18-го пакета санкций ЕС сегодня не ждет в мире никто, хотя в Брюсселе и пытаются сделать хорошую мину при плохой игре, пытаясь убедить простого обывателя, что теперь рестрикции точно «разорвут в клочья» экономику РФ и ее партнеров. Более того, нынешние ограничения скорее всего будут более губительными для их инициаторов, так как введение нового потолка цен на нефть из России и запрет на закупку произведенной из нее нефтепродуктов вызовет увеличение цен именно на европейском рынке, который во многом зависит от внешних поставок.

Однако наиболее серьезные последствия 18-й пакет санкций может иметь в сфере политики, причем негативные для ЕС и позитивные для России. Это связано с тем, что Брюссель, стремясь надавить на Пекин и Дели, сам отталкивает их от себя в направлении Москвы. В нынешних условиях глобальной геополитической трансформации на планете, в рамках которой большинство стран мира все больше демонстрируют свою усталость от западного диктата, подобное может привести к ускорению процесса распада старой модели международных отношений и формированию новой полицентричной системы.

С учетом того, что, не успев принять 18-й пакет, в Брюсселе уже заявили о подготовке 19-го, который будет очередной пустышкой, прикрытой громкими лозунгами, очевидно, что в руководстве ЕС сегодня абсолютно оторваны от реальности и отказываются признавать, что своими действиями они способствуют не мифическому «поражению» России, а распаду самого Евросоюза. Впрочем, все это станет понятно уже совсем скоро, а Россия, как и Белоруссия, вряд ли будут обращать внимание на новые санкции Запада, продолжая идти по выбранному ими пути.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
913
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Арктический Совет Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Гренландия Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Дания Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика