
К предстоящей 80-й годовщине начала Нюрнбергского процесса над главными военными преступниками (20 ноября 1945 г.) МИД России подготовил интернет-проект о деятельности Народного комиссариата иностранных дел СССР в годы Великой Отечественной войны по установлению и привлечению военных преступников к ответственности «Преступления гитлеровцев на территории СССР и оккупированных стран Европы».
Проект содержит копии документов из Архива внешней политики РФ, свидетельствующих о систематических зверствах и насилии, чинимых немецко-фашистскими захватчиками на оккупированных ими советских территориях, а также об усилиях советской дипломатии по установлению фактов чудовищных злодеяний нацистов и наказанию виновников.
Перелистаем некоторые документы тех лет. Руководство СССР заявило о необходимости привлечь гитлеровскую верхушку к уголовной ответственности за развязывание агрессивной войны уже в первый день войны 22 июня 1941 г.
В декларации Советского правительства, оглашенной на межсоюзнической конференции в Лондоне 24 сентября 1941 г., говорилось, что нельзя допустить, чтобы «шайка вооружённых до зубов гитлеровских разбойников, возомнивших и объявивших себя высшей расой, безнаказанно громила города и села, опустошала земли, истребляла многие тысячи и сотни тысяч мирных людей во имя осуществления бредовой идеи господства гитлеровской банды над всем миром».
Своё стремление добиться неотвратимого наказания гитлеровским убийцам и изуверам Советский Союз выразил в нотах, направленных всем странам, с которыми он поддерживал дипломатические отношения: «О возмутительных зверствах германских властей в отношении советских военнопленных» (от 25 ноября 1941 г.), «О повсеместных грабежах, разорении населения и чудовищных зверствах германских властей на захваченных ими советских территориях» (от 6 января 1942 г.), «О чудовищных злодеяниях, зверствах и насилиях немецко-фашистских захватчиков в оккупированных зонах и ответственности германского правительства и командования за эти преступления» (от 27 апреля 1942 г.).
В этих документах сообщалось о зверствах, превосходивших по своей жестокости все известные ранее в истории. Вся ответственность за них возлагалась на преступное гитлеровское правительство.
Приведем лишь одну цитату из ноты, датированной 6 января 1942 г. и содержавшей более 50 страниц с перечислением задокументированных фактов преступлений оккупантов: «Всюду, где только на советскую территорию вступали германские захватчики, они несли с собой разрушение и разорение наших городов, сел и деревень. Десятки городов, тысячи сел и деревень во временно оккупированных районах СССР ими разрушены, а то и сожжены дотла.
Зарегистрированы многочисленные факты разбойничьего разрушения и уничтожения германскими войсками городских зданий, предприятий, сооружений, целых кварталов, как это имело место в Минске, Киеве, Новгороде, Харькове, Ростове, Калинине и других городах. Такие города, как Истра, Клин, Рогачево – Московской области, Епифань – Тульской области, Ельня – Смоленской области и ряд других, превращены в развалины. Немецкими захватчиками сметены с лица земли сотни сел и деревень на Украине и в Белоруссии, в Московской, Ленинградской, Тульской и других областях нашей страны.
В селе Дедилово Тульской области из 998 домов оккупантами сожжено 960, в селе Пожидаевка Курской области из 602 домов сожжено 554, в деревне Озерецкое Краснополянского района Московской области из 232 домов сожжено 225. Деревня Кобнешки того же района, насчитывающая 123 дома, сожжена полностью. В Высоковском районе Московской области в деревне Некрасино из 99 домов сожжено 85, в деревне Бакланове из 69 сожжено 66. Уходя из сел Красная Поляна, Мышецкое, Ожерелье, Высоково Московской области, немцы выделяли автоматчиков, которые бутылками с горючей жидкостью обливали дома и зажигали их. При попытках жителей тушить пожары немцы открывали огонь из автоматов».
В ноте резюмировалось: «Нет предела жестокости и кровожадности немецко-фашистской армии, ворвавшейся на нашу территорию. Гитлеровская армия ведет не обычную войну, а войну разбойничью, преследующую цели истребления миролюбивых народов, стоящих на пути преступного стремления немецких фашистов к господству над другими народами, над всем миром.
Гитлеровское правительство Германии, вероломно напавшее на Советский Союз, не считается в войне ни с какими нормами международного права, ни с какими требованиями человеческой морали. Оно ведёт войну прежде всего с мирным и безоружным населением, с женщинами, детьми, стариками, выявляя тем самым свою подлую, разбойничью сущность. Это разбойничье правительство, признающее только силу и разбой, должно быть сломлено всесокрушающей силой свободолюбивых народов…»
В нотах Советского правительства подчеркивался систематический, заранее запланированный и санкционированный германским правительством и военным командованием характер этих преступлений и содержалось заверение, что советское правительство и его органы ведут подробный учет злодейских преступлений гитлеровской армии.
С этой целью 2 ноября 1942 г. в СССР была создана Чрезвычайная государственная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причинённого ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР. Её материалы позднее легли в основу многих пунктов приговора Международного военного трибунала в Нюрнберге, осудившего главных нацистских преступников.
В свою очередь, правительства США и Великобритании 25 октября 1941 г. также выступили с заявлениями об ответственности гитлеровцев за чудовищные преступления против человечности. Премьер-министр Великобритании У. Черчилль особо подчеркнул, что «возмездие за эти преступления отныне станет одной из главных целей войны». Президент США Ф. Рузвельт отметил, что зверства, применяемые фашистами, чтобы распространить свой «новый порядок», «могут посеять только семена ненависти, которые в один прекрасный день приведут к суровому возмездию».
Воевавшие против нацистской Германии страны перед лицом грозной опасности, нависшей над всей человеческой цивилизацией, смогли создать широкую антигитлеровскую коалицию. 1 января 1942 г. в Вашингтоне 26 государств, находившихся в состоянии войны с агрессорами, подписали Декларацию Объединенных Наций, в которой содержалось обязательство каждого из подписавших ее правительств употребить все свои ресурсы, военные и экономические, против тех государств «оси», с которыми данный участник декларации находился в войне. Каждое правительство взяло обязательство сотрудничать с другими участниками декларации и не заключать сепаратного перемирия или мира с противником.
Не в последнюю очередь рассматривался вопрос о наказании военных преступников. С целью консолидировать усилия союзников в этом направлении 13 января 1942 г. в Сент-Джеймском дворце в Лондоне на межсоюзническую конференцию собрались представители девяти оккупированных нацистами стран. Заседание проходило в присутствии премьер-министров и членов правительств этих стран, министра иностранных дел Великобритании, послов СССР, США и Китая при эмигрантских правительствах и представителей некоторых других государств.
В декларации, принятой конференцией, отмечалось, что Германия и ее союзники установили в оккупированных странах режим террора, выражающийся в массовых депортациях и убийствах мирного населения, казнях заложников, жестоких преследованиях. Подчеркивалось, что насилия, совершаемые оккупантами, находятся в противоречии с общепринятыми взглядами и законами цивилизованных народов относительно ведения войны.
Напомнив о существующих нормах международного права и заявлениях глав правительств великих держав об ответственности гитлеровцев, правительства девяти стран, в том числе Большой тройки – СССР, США и Великобритании, заявили в декларации, что они «исполнены решимости в духе международной солидарности проследить за тем, чтобы виновные и ответственные, какова бы ни была их национальность, были разысканы, переданы в руки правосудия и судимы, и чтобы вынесенные приговоры были приведены в исполнение».
Итоги Нюрнбергского международного и десятков национальных военных трибуналов и судов, прошедших в ходе и по окончании Второй мировой войны, показали, что эти заявления не остались декларациями и во многом были претворены в жизнь. Непосредственно в СССР в 1943-1949 гг. по наиболее жестоким военным преступлениям состоялись процессы в 21 пострадавшем городе пяти советских республик: Краснодаре, Краснодоне, Харькове, Смоленске, Брянске, Ленинграде, Николаеве, Минске, Киеве, Великих Луках, Риге, Сталино (Донецке), Бобруйске, Севастополе, Чернигове, Полтаве, Витебске, Кишиневе, Новгороде, Гомеле, Хабаровске.