Ровно 80 лет назад 20 ноября 1945 г. был дан старт историческому событию – начал работу Международный военный трибунал (МВТ) над политическими и военными руководителями нацистской Германии. Судебный орган был сформирован из судей, представлявших основные страны антигитлеровской коалиции – СССР, США, Великобританию и Францию.
Уникальность процесса заключалась в том, что впервые в истории не какой-то отдельно взятый народ, а все мировое сообщество, победившее руками Антигитлеровской коалиции блок фашистских государств, выразило готовность законно покарать тех, кто преступно попрал общепризнанные нормы международного права, совершил злодеяния против мира и человечества.
Нюрнбергский процесс проходил во Дворце юстиции Нюрнберга. Место проведения было избрано не случайно: в течение многих столетий город служил символом захватнической политики Священной Римской империи германской нации. В Нюрнберге гитлеровцы издали пресловутые расовые законы, названные потом «нюрнбергскими». Здесь происходили съезды нацистской партии и массовые парады. Поэтому осуждение нацистской верхушки именно в Нюрнберге несло еще и символический смысл.
Но была и чисто техническая причина: Дворец юстиции в Нюрнберге практически не пострадал в ходе боев. Кроме того, он был соединен подземным ходом с тюрьмой, в которой можно было содержать обвиняемых.
Напомним, что в состав трибунала на паритетных началах вошли: от СССР – заместитель председателя Верховного суда генерал-майор юстиции И.Т. Никитченко, от США – член федерального Верховного суда Ф. Биддл, от Великобритании – главный судья лорд Дж. Лоренс, от Франции – профессор уголовного права Д. де Вабр. Председательствующим был избран Дж. Лоренс.
Обвинение было представлено: от СССР – прокурором Украинской ССР Р.А. Руденко, от США – членом федерального Верховного суда Р. Джексоном, от Великобритании – генеральным прокурором X. Шоукроссом, от Франции – министром юстиции Ф. де Ментоном (позднее его сменил Ш. де Риб).

Главные обвинители
На скамье подсудимых оказалась почти вся правящая верхушка нацистской Германии, за исключением главы государства А. Гитлера, руководителя управления имперской безопасности рейхсфюрера СС Г. Гиммлера и министра пропаганды Й. Геббельса, в финале войны покончивших жизнь самоубийством.
Напомним также, что в число обвиняемых вошли 24 политических и военных деятеля: Г. Геринг – рейхсмаршал, главнокомандующий германской авиацией; Р. Гесс – до 1940 г. заместитель Гитлера по НСДАП, член совета министров по обороне империи; И. Риббентроп – министр иностранных дел, уполномоченный фашистской партии по вопросам внешней политики; Р. Лей – руководитель Трудового фронта, один из лидеров НСДАП; В. Кейтель – фельдмаршал, начальник штаба верховного главнокомандования вооруженными силами; Э. Кальтенбруннер – обергруппенфюрер СС, начальник имперского управления безопасности и полиции безопасности; А. Розенберг – заместитель Гитлера по вопросам идеологической подготовки членов НСДАП, имперский министр по делам восточных оккупированных территорий; Г. Франк – рейхслейтер фашистской партии, генерал-губернатор оккупированных польских территорий; В. Фрик – министр внутренних дел; Ю. Штрейхер – гаулейтер Франконии, идеолог расизма и антисемитизма; В. Функ – министр экономики, президент рейхсбанка, член совета министров по обороне империи; Г. Шахт – организатор перевооружения вермахта; Г. Крупп – глава крупнейшего военно-промышленного концерна, принимавшего активное участие в подготовке и осуществлении агрессивных планов германского милитаризма; К. Денниц – гросс-адмирал, командующий военно-морскими силами, преемник Гитлера в качестве главы государства; Э. Редер – гросс-адмирал, до 1943 г. главнокомандующий ВМС; Б. Ширах – организатор и руководитель фашистских молодежных организаций Германии; Ф. Заукель – обергруппенфюрер СС, генеральный уполномоченный по использованию рабочей силы; А. Йодль – генерал-полковник, начальника штаба оперативного руководства верховного командования вооруженных сил; Ф. Папен – один из организаторов захвата власти в Германии фашистами; А. Зейсс-Инкварт – руководитель фашистской партии Австрии, заместитель генерал-губернатора Польши; А. Шпеер – имперский министр вооружений и боеприпасов; К. Нейрат – бывший министр иностранных дел, протектор Богемии и Моравии; Г. Фриче – начальник отдела в министерстве пропаганды и руководитель отдела радиовещания; М. Борман – с 1941 г. заместитель Гитлера по НСДАП, руководитель партийной канцелярии.
Борман был привлечен к суду заочно, место его пребывания так и не было установлено. Дело разбитого параличом Круппа было выделено в отдельное производство и приостановлено. Лей избежал скамьи подсудимых, повесившись в тюремной камере до начала процесса.

Скамья подсудимых
Лица, преданные суду Нюрнбергского трибунала, обвинялись в развязывании агрессивной войны в целях установления мирового господства, то есть в преступлениях против мира; в убийствах и истязаниях военнопленных и мирных жителей оккупированных стран, угоне гражданского населения в Германию для принудительных работ, убийствах заложников, ограблении общественной и частной собственности, бесцельном разрушении городов и деревень, бесчисленных разорениях, не оправданных военной необходимостью, то есть в военных преступлениях; в истреблении, порабощении, ссылках и других жестокостях, совершенных в отношении гражданского населения по политическим, расовым или религиозным мотивам (только через лагеря смерти гитлеровцы пропустили за годы войны 18 млн человек, из которых 11 млн были уничтожены), то есть в преступлениях против человечности.
У главного обвинителя от СССР Р.А. Руденко были все основания заявить в своей речи, что «впервые перед судом предстали преступники, завладевшие целым государством и самое государство сделавшие орудием своих чудовищных преступлений».

Речь держит главный обвинитель от СССР Роман Руденко
Судебный процесс длился почти год – с 20 ноября 1945 г. по 1 октября 1946 г.
Его важнейшей чертой стала безукоризненная правовая обоснованность. Суд заслушал 116 свидетелей, вызванных как обвинителями, так и защитниками, было исследовано более 4 тыс. документальных доказательств. При этом решающая роль принадлежала официальным документам, составленным в свое время подсудимыми. А из них вставала леденящая картина масштабных преступлений, жертвами которых стали десятки миллионов людей…





