
Приближается знаковый юбилей – 500-летие освоения Россией Северного морского пути (СМП). В связи с этим в России проходит немало мероприятий, одно из которых завершившийся в конце июня шестой сезон «Ледокола знаний 2025» – научно-образовательного конкурса «Росатома».
Как проходил конкурс
Конкурс нынешнего года побил все рекорды по количеству участников: это более 63 тыс. ребят 14−16 лет из России и примерно 4 тыс. школьников-иностранцев из 21 государства, включая Армению, Бангладеш, Белоруссию, Венгрию, Индию и другие.
С апреля проводились отборочные этапы «Ледокола знаний», организованные сетью Информационных центров по атомной энергии (ИЦАЭ). Организаторы конкурса определили самой главной своей задачей вдохновить подрастающее поколение на изучение естественных наук и помочь с выбором профессии.
Эксперт арктической экспедиции «Ледокол знаний 2024» Алексей Нешта, глава направления «Энергетика» в компании РЭНЕРА, амбассадор литий-ионных технологий и человек, который умеет заряжать энергией даже школьников, рассказал, чему учит экспедиция «Ледокол знаний» не только подростков, но и взрослых. «Участники получают комплексный опыт: от работы над проектами и преодоления отборочных этапов до совместного решения сложных задач. Но самое ценное – это умение видеть связь между теорией и практикой. Ребята учатся формулировать гипотезу, проверять ее в реальных условиях, презентовать результат – эти навыки пригодятся им в любой профессиональной области. Также развиваются soft skills: коммуникация, лидерство, управление временем и адаптация к изменяющимся условиям, – считает А. Нешта. – Такие программы создают среду, где можно не просто учиться, а пробовать себя в роли исследователя, инженера или популяризатора науки. Ну и, конечно, победители проекта получают невероятную награду в виде экспедиции на самую северную точку нашей планеты!»
Отбор финалистов-победителей шёл в два этапа. Сначала 19 мая определили имена 48 победителей в восьми федеральных округах, где одновременно прошли региональные полуфиналы. Конкурсанты работали по трём направлениям, которые соответствовали категориям отборочных испытаний: «Исследователь», «Инженер», «Инноватор». Каждый участник предложил решение задач в сфере водородной энергетики, атомных технологий для космоса и применения квантовых технологий.
Финал конкурса прошёл в музее «АТОМ» на ВДНХ в конце июня. Здесь определились имена 24 победителей, которые и станут участниками шестой арктической экспедиции «Ледокол знаний 2025». Ребята сразились в интеллектуальной игре и представили 16 презентаций, посвящённых передовым технологиям, которые используются в атомной отрасли.
Конкурсные работы оценивали члены экспертного жюри, а некоторые даже дали напутствия ребятам. Николай Чвертко, директор филиала FESCO во Владивостоке: «Во-первых, базовые знания нужны для того, чтобы потом строить проекты, развивать какие-то направления. А это и математика, в школе – это алгебра, геометрия, и гуманитарные науки тоже помогают в креативном мышлении, в составлении этих проектов, в развитии каких-то направлений».
Дмитрий Лутовинов, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2022», учитель истории средней общеобразовательной школы № 16 города Орехово-Зуево (Московская область): «Мне кажется, здесь важно несколько вещей. Прежде всего важно логическое мышление, чтобы подобрать к проекту, который можно сравнить с замком, правильный ключ. Это очень важно. Учесть все нюансы и даже подумать о том, а как отреагирует на тот или иной ход жюри. Были такие проекты, которые может быть не столько смыслово, сколько эмоционально «подкупили» жюри и получили достаточно высокие оценки. Это очень классно! И второй момент, культура выступлений, где-то артистизм, харизма – всё это тоже очень важно. Потому что сейчас идёт эпоха стартапов. Мы сегодня в этом тоже убедились. Поэтому ребятам важно уметь презентовать то, что они придумали. Это важно и для инженера, и для айтишника, и даже для учителя, кстати».
Дарья Долгих, директор департамента по работе с органами власти и партнерами АНО «Диалог»: «Конечно же, это экспертность, погруженность в тему, в принципе, широта кругозора. Потому что ребятам надо фактически генерировать проект, некую идею и суть ее аргументированно защитить. И второй важный аспект – это коммуникативные способности. Имеются в виду не только публичные выступления, но и в рамках работы внутри команды. Поскольку, с одной стороны, трое – это, может, и небольшая группа, но иногда трое – это очень-очень много, если внутри друг с другом не согласны».
Членам экспертного жюри пришлось принимать непростые решения, поскольку выбрать нужно было только 8 команд-победителей. В честь 80-летия атомной промышленности «Росатом» обеспечил путевку в арктическую экспедицию еще троим финалистам. Победители были определены в номинациях «гордость», «вдохновение», «мечта», отражающих главный слоган юбилея.
Гости и эксперты по завершении финала сказали ребятам много тёплых слов, самыми важными из которых были – не терять живого интереса к открытиям, смело искать новое, познавать мир и никогда не сдаваться на пути к своей цели! Социальные сети и порталы конкурса позже разместили запись трансляции церемонии награждения победителей 6-го сезона проекта «Ледокол знаний».
Определены победители шестого сезона «Ледокола знаний 2025»
Отметим, что в этом году научно-просветительский проект «Ледокол знаний» стал лауреатом национальной премии «Хрустальный компас». Это одна из наиболее престижных международных наград за достижения в области географии, экологии и сохранения природного и культурного наследия. Проект победил в номинации «Путешествие и экспедиция» за организацию уникальной арктической экспедиции для талантливых школьников-подростков.
Севморпуть – знаковый юбиляр
Итак, экспедиция в нынешнем году приурочена к юбилею СМП. Расскажем немного о главном юбиляре. Официальное название Севморпути звучит как «исторически сложившаяся национальная транспортная коммуникация России в Арктике». Сухой протокольный стиль таит в себе столетия дерзновений, гипотез, подвигов, исследований и открытий.
Президент России 10 марта сего года подписал указ о праздновании 500-летия начала освоения СМП. Точкой отсчёта взят 1525 год: тогда русский дипломат Дмитрий Герасимов впервые высказал мнение о возможности практического использования Северо-Восточного прохода, как тогда называли Севморпуть. Впервые современный термин «Северный морской путь» встречается в трудах Михаила Ломоносова, написанных в 1760-х годах. Но в обиход оно вошло лишь в начале ХХ века.
Освоение СМП ныне переживает новую главу в своей истории. Севморпуть все более выходит на передний план как транспортный коридор мирового значения, поскольку на повестке дня стоит организация эффективной и безопасной системы морских перевозок. Ужесточившиеся условия логистики заставляют искать альтернативные пути сообщения. И арктическая магистраль выручает Россию, да уже и многие другие государства как нельзя лучше.
За прошлый год грузопоток через СМП достиг рекордных 37,9 млн тонн, что в пять с лишним раз больше показателей 1987 года. Специалисты планируют и далее развивать объёмы. По прогнозам, перевалка грузов по данному пути достигнет 150 млн тонн по итогам 2030 года и 220 млн тонн – по итогам 2035-го.
Направляясь по СМП, победители «Ледокола знаний» воочию убедятся в масштабах транспортного проекта. А достижение ими Северного полюса –верхушки планеты станет достойной наградой за их знания, талант и упорство.
Победителей ждет Северный полюс