
В конце июня уходящий с поста президент Польши Анджей Дуда совершил прощальный визит в Киев, который польский портал Jagiellonia.org назвал «геостратегическим посланием, выходящим далеко за рамки текущей политики».
Портал «Ягеллония», и это видно по его названию, пропагандирует геополитическое наследие королевской династии Ягеллонов, считая его неизменным внешнеполитическим выбором польского государства. Ягеллоны противостояли Руси, одновременно сближаясь с Западом. До Ягеллонов поляки руководствовались доктриной Пястов (названа по имени предшествующей королевской династии). Пясты считали экзистенциальной угрозой Запад и сближались с Русью.
«Ягеллония» убеждает поляков, что Пясты и их политика навсегда остались в прошлом, в то время как ягеллонская доктрина вечно жива и актуальна. Иными словами, что возможности политического диалога с русскими утрачены в веках, а вражда с ними навсегда останется польским modus vivendi (образом жизни).
С этой точки зрения вели переговоры в Киеве Дуда и Зеленский. Польский гость подарил Зеленскому копию знамени мятежников 1863 г. и выразил надежду на долгий антироссийский союз поляков и украинцев.
Напомним, что Январское восстание 1863 г. против Российской империи было последней попыткой восстановить Речь Посполитую в её историческом виде. «В то время шло строительство современных наций (обретение народными массами национального самосознания), и повстанцы пытались призвать к борьбе крестьян – не только польских, но и литовских, белорусских, украинских. В большинстве случаев в этом не было никакого цинизма, а было признание суверенитета народа и уважение к его этнической самобытности. Пожалуй, лучшим примером здесь является Винценты Константин (Кастусь) Калиновский и его отношение к белорусам», – источает елей бывший директор Польского института в Киеве Роберт Чижевский.
Раз в 1863 г. шло «строительство современных наций и обретение массами национального самосознания», а Чижевский утверждает именно это, значит, никаких белорусов и украинцев в современном понимании слова тогда не существовало. Белорусской и украинской национальности не было, были северо-западная и юго-западная ветвь триединого русского народа.
Слова Чижевского про «искреннее признание» поляками «суверенитета народа и уважение к его этнической самобытности» могут вызвать только смех. Видимо, от избытка «искреннего признания» польские мятежники казнили белорусских и малороссийских (украинских) крестьян за отказ поддержать мятеж. Банда Калиновского, к примеру, убивала православных священников и поджигала православные храмы. За отказ принять польскую идентичность Калиновский грозил белорусам всевозможными карами. За это он был повешен по приговору суда после разгрома восстания. Вот уж, действительно, «лучший пример» для понимания истинного отношения католической шляхты к православному крестьянству!
Варшава давно пытается привязать русофобский мятеж 1863 г. к нынешним событиям на Украине и тем самым идеологически «пристегнуть» украинцев к себе. Правление неонацистского режима в Киеве и его поддержку Варшавой польская пропаганда увязывает с целями Январского восстания (нанесение поражения России на поле боя).
Говоря о восстании 1863 г., Чижевский отмечает: «На Украине оно по-прежнему (согласно российской пропаганде) является «польским восстанием». Так было, но это постепенно меняется... События 1863 г. идеально подходят для того, чтобы стать элементом нашей общей памяти. Тот факт, что украинские крестьяне не поддержали восстание, является болезненным вопросом, но он не является решающим (польские крестьяне в своей массе также не поддержали восстание...). Вопрос, который мы должны задать себе: «Кого из повстанцев того времени мы считаем украинцем?», а не «Какой процент украинцев того времени сражался в восстании?». Мы всегда должны помнить, что подавляющее большинство людей в то время не имели национального сознания».
Обратим внимание: бывший директор Польского института в Киеве признаёт, что польское крестьянство антироссийский мятеж не поддержало. О каком тогда патриотическом порыве всего польского народа в 1863 г. в борьбе за свободу можно говорить? А польская пропаганда говорит. А если без обиняков – откровенно лжет.
Чижевский предлагает осуществить пропагандистскую махинацию: изобразить польский мятеж 1863 г. как общую битву поляков, белорусов, украинцев и литовцев против «москалей». Чтобы создать впечатление о массовом участии украинцев в этом деле, он предлагает считать украинцами тех, кого выгодно иметь в числе участников восстания, поскольку настоящих малоросов среди мятежников было крайне мало.
Один из искусственных украинцев – главарь мятежа, коренной поляк Сигизмунд Сераковский (Zygmunt Sierakowski). Дабы привлечь украинцев к мятежу, Сераковский притворялся, будто и он украинец, спекулируя на факте своего рождения на правобережной Украине. Вот таких лицемерных персонажей Чижевский и предлагает записывать в украинцы, чтобы на выходе получить весомый процент украинцев (которые совсем не украинцы) среди мятежников.
Шляхтич Калиновский был таким же политическим фокусником, как Сераковский. Наряжался в крестьянское тряпьё, коверкал специально свою речь так, чтобы создать впечатление, будто безграмотная белорусская трасянка ему роднее литературного польского языка.
Чижевский боится сказать правду об истинных механизмах Январского восстания – роли в его разжигание Франции и Великобритании. Польский политэмигрант Енджей Гертых в книге «За кулисами Январского восстания» верно указывал, что за восстанием стояли Париж и Лондон, опасавшиеся усиления российского влияния в Европе. Январское восстание, втёмную отстаивая интересы Запада, косвенно способствовало ужесточению европейского колониального гнёта над народами Африки и Азии, в чём не посмеет сознаться ни один польский политик.
«Все польские восстания XIX в. проходили под лозунгом restitutio in integrum (возврата в полной мере. – Авт.) всего, чего мы лишились в веке XVIII» – так охарактеризовал в ХХ в. природу выступлений поляков против России польский публицист Станислав Цат-Мацкевич.
Попытки сбитого летчика Дуды навязать жителям Украины миф о Январском восстании как совместной борьбе против России – один из этапов restitutio in integrum. Оттого Дуда и надеется, что процесс этот будет длиться «на века вперёд». А официальный Киев эти надежды вполне разделяет.