
Обострение конфликта между Израилем и Ираном ставит под угрозу работу Международного транспортного коридора (МТК) «Север–Юг» — стратегического маршрута, связывающего Россию с Индией через Иран и Азербайджан, сообщает «Sputnik Азербайджан».
Основные риски связаны с возможными ударами по иранским портам и блокированием Ормузского пролива, через который проходит 20% мировой нефти.
Ключевыми уязвимыми точками стали порты Бендер-Аббас и Чабахар, через которые осуществляется перевалка грузов по маршруту. В случае военных действий их разрушение может парализовать коридор на месяцы. Еще более опасным сценарием станет перекрытие Ормузского пролива — это не только остановит морские перевозки, но и вызовет глобальный логистический кризис, вынуждая суда идти через Суэцкий канал с увеличением сроков доставки на 30%.
Для России последствия будут особенно чувствительными: через иранские порты в 2023 году было перевезено 600 тыс. тонн грузов (зерно, металлы, удобрения), а к 2025 году планировалось увеличить объем до 4 млн тонн. Первый пробный контейнерный поезд по маршруту «Индия–Россия» (7 200 км) в 2022 году показал эффективность коридора, сократив время доставки до 25 дней.
Однако теперь стабильность проекта зависит от геополитической ситуации. Угроза блокады Ормуза или ударов по инфраструктуре Ирана может надолго затормозить развитие МТК «Север–Юг», лишив Россию, Азербайджан и Индию важной альтернативы западным маршрутам.