Белоруссия успешно справляется с последствиями Чернобыльской аварии - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 30.04.2025 |

Белоруссия успешно справляется с последствиями Чернобыльской аварии

Авария на Чернобыльской атомной электростанции (ЧАЭС) 26 апреля 1986 года стала одной из определяющих страниц в истории многих стран континентальной Европы, в том числе Белоруссии. Более 23% территории белорусских земель оказались загрязнены различными радионуклидами, в том числе цезием-134 с периодом полураспада в 2 года, цезием-137 (30 лет) и стронцием-90 (28-29 лет). По расчетам экспертов, суммарный выход радиоактивных материалов после аварии составил 50 млн кюри, что равнозначно последствиям взрывов 500 атомных бомб, сброшенных на Хиросиму в 1945 году.

Под воздействием радиации оказались более 2,2 млн белорусов в более чем 3,6 тыс. населенных пунктов, порядка 480 из которых были в срочном порядке отселены из зоны загрязнения. Последствия событий того времени заметны в Белоруссии и сегодня, так как потери от катастрофы на ЧАЭС для республики оказались колоссальными. Поэтому к чернобыльской трагедии в стране всегда относились с особым вниманием, при этом в ряде случаев Минску помощи ждать было неоткуда.

Масштабы последствий аварии на ЧАЭС для Белоруссии

На днях президент Белоруссии Александр Лукашенко заслушал доклад о развитии районов Гомельской области, пострадавших от чернобыльской катастрофы. Как отметил белорусский лидер, 26 апреля является важной датой, поскольку страна «пострадала более всего» от аварии, а первые годы после нее были временем «неопределенности и нагнетания страхов». При этом белорусский лидер отметил, что после распада Советского Союза республика фактически в одиночку преодолевала последствия трагедии на ЧАЭС, не получая никакой финансовой помощи. Однако даже в условиях неопределенности и отсутствия опыта Минск, действительно, сумел продемонстрировать впечатляющие результаты.

«Мы немало сделали, шли на непопулярные шаги - не раздавали по рублю, как это было принято, и кто-то хотел эти деньги, а концентрировали на тех проектах, которые нужны были для людей: жилье, чистая вода, канализация, водоотведение, газификация и так далее. Очень много было сделано за это время. И это время показало, что мы действовали абсолютно верно и правильно», – заявил Лукашенко.

Со словами белорусского лидера нельзя не согласиться, особенно если обратить внимание на то, что произошло на территории республики за последние 39 лет. Еще в начале 1990-х годов в стране начали осуществлять государственные программы по преодолению последствий катастрофы на ЧАЭС. Причем на их выполнение было выделено уже более $20 млрд. С марта 2021 года ведется работа уже по шестой пятилетней программе, в рамках которой было потрачено порядка $800 млн, направленных на обеспечение социальной защиты пострадавшего от аварии населения, оказание медицинской помощи и санаторного лечения, выплаты льгот, различные компенсации и пр.

При этом с каждой новой программой белорусские власти стараются вкладывать средства со всё большей бережливостью. По данным статистики, если в начале 1990-х годов доля расходов республиканского бюджета на преодоление последствий аварии на ЧАЭС доходила до 22%, то к началу 2000-х она снизилась до 11%, затем до 3%, а сегодня – чуть более 1%. Причем это не означает, что Минск перестал помнить о проблемах простых людей. В рамках нынешней чернобыльской программы около 60% средств направляется именно на социальную поддержку граждан, а 22% – на решение вопросов радиационной защиты.

Не забывают белорусские власти и о социально-экономическом развитии пострадавших регионов, куда идет также значительная часть средств госпрограммы, направленных в том числе на восстановление сельского хозяйства и промышлености регионов. Это уже привело к тому, что на конец 2024 года абсолютное большинство из 47 районов, относящихся к зоне загрязнения, показывали рентабельную работу с весьма неплохими перспективами дальнейшего развития.

Положительно на ситуации в стране сказывается и то, что за прошедшие почти четыре десятка лет на загрязненных территориях радиационный фон значительно снизился естественным путем: распалось около 60% цезия-137 и стронция-90. Это в свою очередь привело к тому, что общая площадь загрязнения Белоруссии, по официальным данным, сегодня оставляет порядка 12%. При этом самая напряженная радиационная обстановка сохраняется в Полесском государственном радиационно-экологическом заповеднике, на долю которого пришлось более 30% цезия-137, 73% стронция и 97% изотопов плутония. Сложившаяся ситуация уже позволила белорусским властям сократить пересматриваемые раз в 5 лет списки населенных пунктов, официально находящихся в зоне загрязнения. Так, если в начале 1990-х годов к таким относилось более 3,5 тыс., то на сегодняшний день – 2016, где проживают 930 тыс. человек.

Сложившаяся на сегодня ситуация позволила белорусским властям даже начать говорить о необходимости корректировки правовой базы в отношении понятия «загрязненная территория». Как сообщалось в белорусском Департаменте по ядерной и радиационной безопасности МЧС (Госатомнадзор), в настоящее время выделяется пять зон радиоактивного загрязнения: эвакуации или отчуждения, первоочередного отселения, последующего отселения с правом на отселение, а также территория проживания с периодическим радиационным контролем. Теперь же планируется сделать только три категории: территория, где необходимы защитные мероприятия, периодический радиационный контроль и действие специального режима.

Последний предлагается ввести для Полесского государственного радиационно-экологического заповедника как объекта ядерного наследия. То есть, исходя из нынешних предложений, становится понятно, что в Минске всерьез рассчитывают вернуть к нормальной жизни практически все ранее загрязненные территории, тем более что для этого сегодня есть все необходимые предпосылки. По сути, как отмечают и сами белорусские чиновники, в настоящее время в стране речь идет уже не о борьбе с последствиями чернобыльской катастрофы, а о возрождении значительной части территории страны, пострадавшей от аварии.

Нынешние действия белорусских властей вполне ясно говорят, что Минск за последние десятилетия перестал бояться всего, что так или иначе связно с ядерной энергетикой или радиацией. Самым ярким примером этому является возведение в Гродненской области первой белорусской атомной электростанции (БелАЭС) и ведущиеся разговоры о возможности строительства второй АЭС. Более того, в Белоруссии абсолютно правомерно напоминают всему международному сообществу, что страна путем проб и ошибок накопила весьма серьезный и во многом уникальный опыт преодоления проблем, связанных с радиационным загрязнением. И Минск вполне готов им поделится с любым государством.

Как было отмечено 24 апреля на заседании Совета по устойчивому развитию по вопросам Чернобыля, Белоруссия «за 39 лет прошла путь от страны-реципиента гуманитарной помощи до полноправного партнера и страны-эксперта, имеющей реальный опыт преодоления последствий масштабной техногенной катастрофы». Поэтому сегодня республика располагает и готова делиться уникальным научно-практическим опытом в медицине и экологии, готовности к чрезвычайным ситуациям, производстве чистых продуктов, рекультивации земель, лесов и возвращении их в оборот и пр. Более того, в белорусской столице подчеркивают, что «открыты к объединению усилий со всеми заинтересованными партнерами по минимизации последствий чернобыльской катастрофы на основе принципов равноправия, взаимного уважения».

К сожалению, все подобные предложения белорусской стороны в последние годы перестали находить отклик в мире. Даже принятая еще в 2016 году инициированная Минском на Генеральной Ассамблеей ООН резолюция «Долговременные последствия чернобыльской катастрофы» с предложением продолжить сотрудничество по вопросу преодоления последствий аварии на ЧАЭС под эгидой ООН, так и осталась на бумаге. Пожалуй, самым громким совместным международным решением по чернобыльской проблематике последних десятилетий стало объявление по предложению Белоруссии, России и Украины 26 апреля Международным днем памяти жертв радиационных аварий и катастроф. Никаких более глобальных решений больше принято не было.

Приходится констатировать, что за последние четверть века большинство членов мирового сообщества предпочитали не обращать особого внимания на все инициативы Минска по чернобыльской проблематике, принимая лишь общие заявления и незначительные решения. События 2020 года в Белоруссии и начало специальной военной операции на Украине и вовсе привели к тому, что под влиянием стран Запада практически все международные программы, связанные с преодолением последствий аварии на ЧАЭС, были свернуты или подвергнуты серьезной ревизии.

Впрочем, такое отношение к себе и к чернобыльской проблеме не вызвало в Белоруссии удивления. В Минске давно поняли, что страны Запада интересуют не реальные проблемы современности, а лишь решение собственных краткосрочных задач в интересах политических элит и крупного бизнеса. Поэтому неудивительно, что в Минске больше не рассчитывают ни на чью помощь, а планируют решать свои проблемы самостоятельно либо в сотрудничестве с Россией в рамках Союзного государства. И то, что все они будут успешно решены, не вызывает никакого сомнения.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
48
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика