Пять российских законов: как навести порядок в миграционной сфере - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 14.11.2024 |

Пять российских законов: как навести порядок в миграционной сфере

В Государственную Думу внесены пять законопроектов, направленных на ужесточение миграционной политики. С их помощью российские власти пытаются решить назревшие в этой сфере проблемы, не прибегая к введению визового режима.

О внесении в нижнюю палату парламента названных законопроектов 1 октября сообщила руководитель межфракционной комиссии по вопросу миграционной политики, зампредседателя Госдумы Ирина Яровая. Законы, по ее словам, направлены на противодействие именно незаконной миграции, которая осуществляется вне легальных рамок. Судя по всему, это заявление отражает отнюдь не личное мнение И. Яровой или мнение возглавляемой ею комиссии, а скоординированную позицию российских властей. На следующий день в Душанбе аналогичную позицию в ходе заседания таджикско-российской межправкомиссии по торгово-экономическому сотрудничеству озвучил вице-премьер правительства РФ Марат Хуснуллин. «Нелегальной миграции у нас в стране больше не будет, надо это четко понимать, – заявил он. – Мы будем работать по трудовым ресурсам, они нам нужны, но все это будет делаться абсолютно легально».

Авторами пяти законов «пакета Яровой» выступили более 350 депутатов, что говорит о согласованной позиции большей части депутатского корпуса. Сложилась эта позиция после теракта в «Крокус Сити Холле», ставшего переломным моментом в современной миграционной политике России. Показательно, что еще в конце 2023 – начале 2024 г. консенсуса по этому вопросу ни в обществе, ни в экспертной среде не было, и точки зрения противников и сторонников иммиграции из Средней Азии как бы «уравновешивали» друг друга.

В ответ на крайне тревожные оценки миграционной ситуации со стороны патриарха Кирилла, прозвучавшие на пленарном заседании XXV Всемирного русского народного собора, следовали выступления в защиту миграции, которые, как правило, обосновывались нехваткой рабочей силы. Теперь же экономические соображения при определении приоритетов миграционной политики если в расчет и принимаются, то явно стоят не на первом месте, а отдельные выступления в защиту мигрантов ни понимания, ни поддержки в обществе на находят.

Законопроекты «пакета Яровой» направлены на ужесточение ответственности за преступления, совершенные как самими мигрантами, так и теми, кто потоки нелегальной миграции «модерирует». Один из них предполагает внесение в Уголовный кодекс изменений, согласно которым преступления, совершенные нелегальными мигрантами, будут рассматриваться как отягчающее обстоятельство. Тем самым суд, по словам И. Яровой, не сможет изменить категорию преступления на менее тяжкую, и даже за совершенные впервые преступления сможет назначить реальный срок.

Принятие этого законопроекта фактически будет означать частичную реализацию давно витавшей в политических кругах идеи наказывать мигрантов за совершенные ими преступления жестче, чем граждан России. До «Крокуса» она выглядела малореальной, а после него, напротив, оказалась вполне рабочей и востребованной.

К особо тяжким преступлениям, согласно другому законопроекту, предлагается отнести организацию незаконной миграции, которая осуществлена организованной группой лиц. Ранее за это полагалось до пяти лет лишения свободы, теперь же предлагается давать от двух до пяти лет, а также налагать штраф до 500 тыс. руб. и лишать права занимать определенные должности и заниматься определенными видами деятельности. То есть меньше двух лет за совершение такого преступления суд уже назначить не может, что вводит нижнюю границу наказания. За совершение этого преступления группой лиц или с использованием служебного положения предлагается лишать свободы на срок не до семи, как ранее, а от пяти до десяти лет, штраф до 1 млн руб. и запрет на определенные должности. Условное лишение свободы, который суд ранее мог назначить за организацию нелегальной миграции, теперь станет невозможным.

Суровые наказания в рамках «пакета Яровой» предлагается ввести за подделку документов, связанных с нелегальной миграцией. Один из законопроектов устанавливает для юридических лиц штраф в размере от 5 до 10 млн руб. с конфискацией использованного для этих целей оборудования, а за повторное преступление – от 10 млн до 60 млн руб. За оформление фиктивной регистрации и постановки на миграционный учет можно будет давать до пяти лет лишения свободы, а для юрлиц предусмотрен запрет на определенные виды деятельности. Эти нововведения направлены против многочисленных фирм-посредников, которые, поставив по поток оформление поддельных документов для граждан стран СНГ, получили возможность зарабатывать на этом «бизнесе» неплохие деньги.

По данным юристов, цены на фиктивную регистрацию в Москве составляют от 1,2 до 5 тыс. руб. за временную и до 50 тыс. руб. за постоянную. В 2022 г. на миграционный учет в российской столице, по данным МВД, было поставлено 3 млн 786 тыс. иностранцев. Из них патент на право работы в России оформили только 556,3 тыс. Кроме того, 20,9 тыс. оформили в столице разрешение на временное проживание, 31,5 тыс. – вид на жительство, а 30,6 тыс. получили российский паспорт.

В совокупности число получивших документы на длительное или постоянное проживание в Москве составило в позапрошлом году 82,9 тыс. Вместе с обладателями патентов их насчитывается порядка 639 тыс. человек. Получается, что около 3 млн 146 млн мигрантов в столице вообще не имели никаких разрешительных документов, и их постановка на миграционный учет с высокой долей вероятности была фиктивной. Объем рынка услуг их фиктивной временной регистрации можно оценить от 3,8 до 15,7 млн руб. Впрочем, это вовсе не означает, что те, кто получил паспорта, патенты или виды на жительство, оформили регистрацию бесплатно и с соблюдением всех требований закона.

Для борьбы с такими организациями один из законопроектов предлагает внести поправки в закон «Об информации», которые позволяют «автоматически» блокировать ресурс с информацией о нелегальной миграции. Ранее блокировать их можно было только в том случае, если владелец ресурса не удалит информацию о ней. Тем самым фирмы, делающие бизнес на нелегальном завозе в Россию граждан южных стран СНГ, лишатся возможности продвигать свои услуг через интернет-ресурсы, что, как предполагается, позволит заметно сократить их «клиентскую базу».

Ужесточить предлагается и процедуру приема у иностранцев экзаменов на знание русского языка, истории и права, которые будет запрещено принимать компаниям-посредникам. Правом принимать такие экзамены будут наделены только организации, включенные в утвержденный правительством перечень. Передавать право на прием экзаменов другим структурам им будет запрещено.

Весной этого года Минобрнауки уже запретило принимать такие экзамены коммерческим организациям, в результате чего число посредников при приеме экзаменов уже сократилось с 622 до 155. «Пакет Яровой» предполагает, по всей видимости, их дальнейшее сокращение, что сделает процесс приема экзаменов более прозрачным и, главное, – контролируемым.

       

По оценкам среднеазиатских экспертов, ужесточение миграционного законодательства уже вызвало значительный отток трудовых мигрантов из России. За первые девять месяцев этого года их уехало более миллиона, что вызывает растущую тревогу государств региона. Не случайно премьер-министр правительства Таджикистана Кохир Расулзода на недавней встрече с М. Хуснуллиным в Душанбе заявил без сколько-нибудь серьезного обоснования о «тенденции повсеместного нарушения основных прав и свобод наших граждан». Такая реакция вполне закономерна, поскольку в условиях высокой рождаемости и связанной с ней экономической нагрузки на трудоспособное население возвращающиеся на родину мигранты, для которых нет работы, представляют угрозу для социальной, а следовательно, и внутриполитической стабильности.

Однако и у российских властей в условиях военного противостояния с Западом на Украине, а также попыток использовать мигрантов для терактов и дестабилизации ситуации внутри страны другого выбора, кроме как жесткое наведение порядка в этой сфере, нет. Альтернативой является введение со странами Средней Азии, которые не входят в ЕАЭС, визового режима, от которого они в итоге пострадают гораздо сильнее.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
1418
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика