Присоединение Армении и Киргизии к ЕАЭС удержало их экономику на плаву - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 24.07.2024 |

Присоединение Армении и Киргизии к ЕАЭС удержало их экономику на плаву

Часть II

Присоединившиеся последними к Евразийскому экономическому союзу Армения и Киргизия испытывали практически идентичные трудности в развитии своей экономики, что и их партнеры. Однако в ряде случаев ситуация в этих странах была куда более сложной, в том числе из-за ограниченности ресурсов и не всегда однозначной политики руководства.

В частности, в Армении с момента распада СССР проблемы в экономике возникали неоднократно, что было связано с ограниченными экспортными ресурсами и экономической изоляцией со стороны соседних стран, в первую очередь Азербайджана. В связи с нерешенностью вопроса Нагорного Карабаха страна фактически находилась в транспортной изоляции и не имела возможностей напрямую торговать с Турцией. Более того, отказ от критики России во время событий в Южной Осетии и Абхазии в 2008 г. привели фактически к разрыву отношений с Грузией.

Сложности добавляла и небольшая инвестиционная привлекательность страны, что не позволяло Еревану надеяться на крупные внешние вливания для развития экспортно ориентированного промышленного производства. По состоянию на 2004 г. приблизительно 75% валового национального продукта производилось в частном секторе, и в последующее десятилетие ситуация коренным образом не изменилась.

Вместе с тем в середине первого десятилетия ХХI века Армении удалось достичь довольно высоких темпов развития экономики, которые периодически достигали 10% в год. Это было связано с торговлей, сферой услуг и строительством, а также кредитами со стороны западных стран и международных организаций, стремившихся таким образом вывести республику из зоны влияния России. Однако в 2009 г. Армения, где считали, что мировой кризис 2008 г. пройдет мимо, испытала резкий экономический спад, а ВВП снизился на 14,1%. Более того, страна рекордными темпами стала наращивать внешнюю задолженность, и уже к 2013 г. соотношение общего государственного долга к ВВП составляло более 42%. При этом рост экономики так и не вышел на докризисный уровень, прирастая ежегодно лишь в среднем на 3,5% и в основном благодаря сельскому хозяйству.

К 2014 г. ВВП Армении составлял чуть более $23 млрд (это середина второй сотни стран мира), а её продолжало лихорадить: высокий уровень инфляции, девальвация, деградация остатков промышленности и пр. Причем структура торговли республики продолжала оставаться практически такой же, как многие годы до этого. Основу экспорта составляли медная руда, крепкие спиртные напитки, золото и бриллианты, ферросплавы и сырье меди, а импорта – газ, нефтепродукты, промышленная продукция и пр.

Кризисные явления толкали руководство Армении к поиску решения возникших проблем, но изначально о евразийской интеграции в Ереване даже не хотели думать, рассчитывая на обещания ЕС поддержать экономику страны и сделать ее конкурентоспособной. Однако каким образом это планировалось сделать, на тот момент было непонятно, особенно с учетом геополитического положения страны и отношения к происходящему со стороны России.

В частности, в ответ на отказ от развития интеграции и открытое сближение с ЕС, в том числе в рамках инициативы «Восточное партнерство», Россия в 2013 г. повысила для республики цену на газ до $270 за 1 тыс. кубометров вместо прежних $180. Это вызывало в стране серьёзное недовольство, вынудив правительство пересмотреть свою позицию. В результате Ереван передумал подписывать соглашение с ЕС об ассоциации и зоне свободной торговли в ноябре 2013 г., объявив о намерении участвовать в евразийской интеграции. Тогда это объяснялось довольно просто: основной объем экспорта Армении осуществляется в страны будущего ЕАЭС, а в России работает значительное число граждан страны, которые отправляют на родину миллиардные денежные переводы. Разрыв связей с РФ мог еще больше усугубить ситуацию, поставив страну на грань выживания без четкого понимая того, чем в таком случае ей сможет помочь Запад, за исключением кредитов.

В результате еще до вступления в ЕАЭС страна получила ряд важных преференций от России, главной из которых было новое соглашение о поставках газа в 2014-2018 гг. Согласно договоренности, «Газпром» обеспечивал ежегодную поставку в Армению до 2,5 млрд кубометров газа, стоимость которого определялась в соответствии с формулой цены, привязанной к российскому ценообразованию на газ (в 2014 г. – $189 за 1 тыс. кубометров). Более того, Москва в одностороннем порядке предоставила квоты на беспошлинный газ и нефтепродукты, а также освободила от пошлин сырые алмазы. Все это, а также урегулирование ряда политических вопросов в определенной степени стабилизировали ситуацию в стране, а ее дальнейший путь в рамках евразийской интеграции доказал правильность выбранного направления.

* * *

При рассмотрении ситуации в Киргизии следует помнить, что власти этой страны, в отличие от Армении, практически всегда выступали за развитие постсоветской интеграции, прекрасно понимания, что без восстановления прежних связей экономика страны вряд ли выживет. Поэтому неслучайно Бишкек с 1996 г. активно сотрудничал с Россией, Белоруссией и Казахстаном в рамках созданного Таможенного союза (ТС), а с 2001 г. являлся членом ЕврАзЭС. При этом, несмотря на стремление к более глубокой экономической интеграции, у Киргизии на протяжении многих лет возникали определенные проблемы в торговле со своими партнерами, в том числе и в процессе формирования Единого экономического пространства, что было обусловлено существовавшими тарифными и иными барьерами.

Для примера: в 2010 г. экспорт республики в страны Таможенного союза составлял $445,8 млн, или 25,4% всего экспорта, из которых на Россию приходилось 57,8%, Казахстан – 40,8%, а Белоруссию – 1,4%. Более того, в последующие несколько лет ситуация коренным образом не изменилась, а экспорт киргизских товаров в страны Таможенного союза не имел устойчивой динамики роста с периодами падения: с $445,8 млн в 2010 г. до $496,5 млн в 2014 г.

Как отмечали тогда эксперты, одной из главных причин снижения поставок в страны ТС было сокращение реэкспорта товаров из Китая, которые ранее в больших объемах проходили через киргизско-казахстанскую границу и далее шли в основном в Россию. В условиях формирования ЕЭП, куда Киргизия на первых порах не входила, страна постепенно начала утрачивать возможности по наращиванию товарооборота со своими партнерами, только усугубляя ситуацию в местной экономике, где наблюдались структурные и иные проблемы.

В частности, за годы, предшествовавшие появлению ЕАЭС, в Киргизии значительно сократилась доля промышленности в ВВП страны: с 20,7% в 2010 г. до 16,5% в 2014 г. По данным национальной статистики, за этот период число промышленных предприятий сократилось на 8% (с 1903 до 1745), а количество занятых в промышленности уменьшилось более чем в два раза (с 267 тыс. человек до 126 тыс.). Схожие тенденции наблюдались и сельском хозяйстве, где за четыре года количество занятых также уменьшилось, хоть и не столь значительно: с 699,1 тыс. до 688 тыс. человек.

Тревогу в руководстве Киргизии вызывала и постоянно растущая зависимость экономики страны от заработков граждан, выехавших за рубеж, в первую очередь в Россию и частично в Казахстан. По оценкам экспертов, их количество десять лет назад составляло не менее 1 млн человек, что приносило республике в виде денежных переводов до $1,8 млрд в год, или от 25% до 30% ВВП. Отмечалось, что денежные переводы от граждан Киргизии, работающих в странах ТС, были сопоставимы с доходами государственного бюджета, и именно они обеспечивали внутреннее потребление в стране, покрывая от 50 до 75% торгового дефицита.

Создание ЕАЭС со снятием ограничений на передвижение рабочей силы открывало перед Бишкеком серьезные перспективы. Поэтому неудивительно, что положительное отношение к евразийской интеграции было не только у руководства страны, но и у подавляющей части населения. Так, в 2014 году более 83% населения имели представление о Таможенном союзе и более 61% поддерживали инициативу вступления в ЕАЭС. В последующем в Бишкеке не раз подчеркивали правильность принятого ими решения, а результаты участия республики в евразийской интеграции за 10 лет сегодня выглядят весьма впечатляющими.

Таким образом, формирование единого торгово-экономического пространства на Евразийском континенте воспринималось всеми его участниками сугубо положительно. К углублению интеграции их толкали как ситуация в экономике, так и геополитическая обстановка, обусловленная нарастающими противоречиями между Россией и Западом. Последовавшие с момента появления ЕАЭС годы показали, что решение Белоруссии, России, Казахстана, Армении и Киргизии создать пространство, свободное от различных тарифов и барьеров, положительно сказалось на их развитии, заложив основу для более глубокой интеграции, выходящей за рамки экономики.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
912
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика