Белоруссия и Запад: санкционное давление набирает обороты, но есть нюансы - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 27.07.2024 |

Белоруссия и Запад: санкционное давление набирает обороты, но есть нюансы

Белоруссия с 2020 года находится под беспрецедентным в ее истории санкционным давлением со стороны Запада. Ограничения коснулись практически всех сфер экономики республики, нанеся ей серьёзный урон. Вместе с тем белорусские власти заявили, что страна уже смогла преодолеть значительную часть негативных последний от введённых против нее санкций. При этом, как показывают последние события, это совершенно не означает, что официальный Минск планирует молча смотреть на продолжающиеся попытки западных стран   разрушить экономическое благополучие республики, тем самым подорвав ее суверенитет.  

Для понимания того, что происходит сегодня на «поле битвы» Белоруссии и Запада, необходимо напомнить, что антибелорусские санкции изначально вводились в связи с недовольством ЕС и США результатами президентских выборов в республике в 2020 году, на которых победил Александр Лукашенко. Подавление массовых акций протеста, которые чуть не привели к государственном перевороту, было названо западными политиками нарушением прав и свобод человека, после чего последовало несколько серьезных санкционных пакетов, направленных на подрыв экономики страны.

После начала специальной военной операции на Украине давление на Минск только усилилось, хотя некоторые рестрикции, которые вводились в отношении России, в полной мере Белоруссии не коснулись. Последний большой пакет санкций со стороны ЕС был принят в августе 2023 года, когда вводился запрет на экспорт в республику ряда товаров и технологий, которые «способствуют военно-техническому совершенствованию» страны, а также огнестрельного оружия и боеприпасов, «товаров и технологий, пригодных для использования в авиации и космической отрасли» и пр. В последующем антибелорусские рестрикции объявлялись либо в рамках санкционных пакетов в отношении России, либо отдельными странами. Сегодня, похоже, ситуация может измениться.

Сначала в феврале – марте началось обсуждение повышения импортных пошлин на зерно, масличные культуры и продукты их переработки из РФ и РБ. Однако данная инициатива стран Прибалтики, Польши и Чехии – главных русофобов в ЕС, так и не нашла своего практического применения. Позже Еврокомиссия приступила к рассмотрению нового обширного пакета санкций в отношении Минска, который должен практически полностью уровнять рестрикции с теми, которые были введены против РФ. В частности, предлагалось запретить поставки товаров двойного назначения и технологий с обязательным включением в контракты с третьими странами условия о невозможности реэкспорта товаров в Белоруссию.

Кроме того, планировалось запретить торговлю алмазами с республикой, импорт из нее минеральных продуктов, въезд в Евросоюз белорусских прицепов и полуприцепов и пр. При этом ЕС решил подстраховать себя, для чего было предложено «при срочной необходимости третьих стран» разрешить европейским компаниям участвовать в поставках сельскохозяйственной и пищевой продукции, а также калийных удобрений из республики.

В конце мая в ЕС пообещали ввести санкции против Белоруссии в самое ближайшее время, дополнив их еще и запретом на торговлю сжиженным природным газом и ограничениями на поставку в республику «предметов роскоши» в виде дорогих автомобилей, которые, как считают в Брюсселе, прямиком едут в Россию. В дополнение ко всему свои санкции решила ввести и Литва, которая так и не смогла добиться повышения пошлины на белорусское зерно. Вильнюс решил запретить ввоз в страну более чем 2,8 тыс. видов сельхозпродукции и кормов как из РБ, так и РФ, начиная с молока и заканчивая табаком. Причем в обосновании решения Министерства сельского хозяйства Литвы заключается вся суть политики не только литовских, но и европейских властей: «Утверждение этого списка запрещенных сельскохозяйственных продуктов и кормов ослабит экономику стран, представляющих угрозу национальной безопасности Литвы».

Вместе с тем необходимо понимать, что европейские санкции в отношении Белоруссии в ряде случаев выглядят намеренно «дырявыми», что позволяет странам ЕС успешно их обходить там, где это им выгодно. Об этом свидетельствует статистка последних лет. Например, идея запретить импорт «люксовых» автомобилей появилась у европейских чиновников после того, как стало известно, что с введением санкций против РФ поставки машин из ЕС в РБ подскочили в четыре раза: до 1,5 млрд евро в 2022 г. и 1,7 млрд евро в 2023 г. Ежемесячный объем продаж автомобилей и автозапчастей, главными поставщиками которых являются Германия и Польша, в январе текущего года и вовсе достиг $268 млн.

До тех пор, пока на происходящее не обратили внимание русофобствующие политики и СМИ, в ЕС прекрасно зарабатывали на экспорте авто, которые официально были запрещены к продаже в России. Однако сейчас, по всей видимости, одной статьей дохода станет меньше, так как и Польше, и странам Прибалтики необходимо постоянно поддерживать свое реноме главных «борцов» с Москвой. Поэтому неудивительно, что еще до введения общеевропейских санкций Вильнюс, Рига и Варшава с марта запретили вывозить в Белоруссию легковые автомобили на транзитных номерах с двигателем от 1,9 литра и дороже 50 тыс. евро.

Кроме того, в санкционной войне Запада против Белоруссии и РФ есть некоторые позиции, о которых европейцы стараются громко не говорить, чтобы не навредить самим себе. Например, об угле, который, как оказалось, после «отказа» от российских энергоресурсов стал крайне востребован на рынке ЕС. Закупать напрямую данный вид топлива некоторые страны Евросоюза сами себе запретили, после чего Белоруссия негласно стала одним из важнейших его поставщиков на западном направлении. В частности, в Польше, где пугают Минск полной изоляцией, называют Лукашенко «диктатором» и «агрессором», еще в 2022 году заявляли, что хотят импортировать уголь именно через Белоруссию, так как больше всего точек сортировки этого топлива находится как раз на восточной границе.

После этого Варшава на официальном уровне стала ужесточать риторику в отношении Минска и Москвы, а потому и угольная тематика внезапно исчезла. Хотя, как оказалось, пропала она только из информационной повестки дня, чтобы не вводить в недоумение простого обывателя. В реальности же ситуация оказалась иной, что подтверждается статистическими данными. Так, согласно статистике Минэкономики РФ, в прошлом году Белоруссия превратилась в одного из самых активных покупателей российского угля, нарастив закупки более чем в (!) 38 раз до 2,2 млн тонн. Причем данный вид топлива в самой республике практически не используется, а значит, он приобретается для перепродажи и совершенно понятно кому. Правда, об этом не принято говорить ни в Варшаве, ни в Брюсселе, где политика двойных стандартов уже давно стала нормой.

В свою очередь, в Белоруссии всегда призывали страны Запада отказаться от деструктивных действий, сесть за стол переговоров и как минимум решить вопросы экономического характера. Для стимулирования своих западных «партнеров» Минск даже приступил к ранее несвойственной ему политике ответных мер. Например, в качестве зеркального ответа белорусские власти с 1 января 2022 года ввели ограничения на ввоз в страну ряда товаров из Европейского союза, США, Канады, Великобритании, Норвегии, Албании, Исландии, Северной Македонии, Черногории, Швейцарии. Изначально запрет предусматривался на полгода, так как в Минске рассчитывали, что этот шаг изменит позицию западных стран. Однако этого не случилось, и запрет в последующем неоднократно продлевался. Впоследствии нагнетание обстановки со стороны соседей вынудило Минск ужесточить свою политику, и 21 мая нынешнего года белорусские власти решили расширить запрет на товары из Латвии, Литвы, Польши, Чехии и Эстонии.

Сделано это было по двум основным причинам. С одной стороны, Минск официально ответил на ограничения Риги (запрет импорта из Белоруссии ряда видов пищевой продукции) и Вильнюса (запрет на один год ввоза белорусских сельхозпродукции и кормов), а также планы ЕС по повышению пошлин на продукцию сельского хозяйства республики, инициаторами которых выступили Латвия, Литва, Польша, Чехия и Эстония.

С другой – в вводимых против Белоруссии санкций присутствует политический подтекст. Об этом прямо говорится в комментарии МИД республики, где отметили, что указанные страны ЕС хотят «стать лидерами западной антибелорусской повестки», стремясь разрушить «дружественные связи между народами наших стран», для чего изобретают все новые ограничения и распространяют дезинформацию о реальной ситуации в республике. При этом в ведомстве подчеркнули, что «вся эта вакханалия происходит при молчаливом согласии большинства стран-членов ЕС… под сурдинку борьбы за демократию и поддержки белорусских псевдодемократических сил, которые на практике уже давно вызывают аллергию в белорусском обществе».

Проще говоря, в белорусской столице прямо связали экономические санкции ЕС со стремлением Запада дестабилизировать обстановку в республике с целью проведения в ней политических изменений по своему сценарию. При этом, вводя ответные меры, Минск, по всей видимости, перестал надеяться на благоразумие своих соседей, так как его обращения стали идти напрямую в Брюссель. Теперь власти республики призывают именно руководство ЕС «трезво и взвешенно оценивать информацию своих партнеров о якобы исходящих от Белоруссии угрозах», чтобы в конце концов прийти к пониманию «безальтернативности возврата к диалогу с Минском в интересах стабильности и безопасности всего региона».

Таким образом, нынешнее санкционное противостояние Белоруссии со странами Запада все больше переходит из экономической сферы в политическую. ЕС, США и их союзники за счет ослабления экономики республики хотят не только заставить ее делать то, что хотят на Западе, но и превратить страну в очередной очаг нестабильности в регионе с целью дальнейшего давления на Россию.

В свою очередь, в Минске осознали, что только одними разговорами убедить западные страны в пагубности такого подхода уже не получится и необходимо переходить к более действенным и жестким мерам реагирования. И, по всей видимости, одними только ответными санкциями и ограничениями по незначительным для Польши или стран Прибалтики позициям дело не обойдется. Впереди долгий путь противостояния, где победителем вряд ли выйдет тот, кто его начал.

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
1404
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика