Узбекистан и США засекретили военное сотрудничество - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 17.06.2024 |

Узбекистан и США засекретили военное сотрудничество

Сенат Олий Мажлиса на заседании 18 мая одобрил закон о ратификации соглашения между Министерствами обороны Узбекистана и США о мерах по защите секретной военной информации, которое было подписано в Вашингтоне 9 июня 2023 года. Его ратификация не потребует каких-либо изменений в законодательстве и выделения дополнительных средств из бюджета.

По оценке председателя комитета по вопросам международных отношений, внешнеэкономических связей, иностранных инвестиций и туризма Равшанбека Алимова, ратификация данного соглашения послужит созданию гарантий сотрудничества между двумя странами, а также безопасности и обороноспособности РУз. Кроме того, это создаст необходимые условия для взаимовыгодного обмена секретной военной информацией «по соответствующим вопросам».

По мнению Р. Алимова, военно-политическая ситуация в мире и Центрально-Азиатском регионе, существующие военные угрозы требуют развития военно-технического сотрудничества Вооруженных сил Узбекистана с развитыми странами, в том числе с США. С этой точки зрения вопрос ратификации соглашения между узбекским Минобороны и американским Минобороны о мерах защиты секретной военной информации «является логическим продолжением усилий по развитию двусторонних отношений». Председатель комитета также напоминает, что США одними из первых признали независимость Узбекистана и на протяжении последних лет являются одним из важных партнеров страны.

В свою очередь, председатель сената Танзила Нарбаева назвала документ «хорошим законом», который охватывает вопросы взаимовыгодного обмена информацией, получения безвозмездной военно-технической помощи для обеспечения национальной безопасности, проведения учебных занятий по эксплуатации военной техники со стороны подразделений Минобороны и другие.

Необходимо отметить, что ратификации вышеназванного соглашения предшествовали два визита в Узбекистан главы Центрального командования Вооружённых сил США генерала Майкла Куриллы – летом 2022 года (вскоре после назначения на пост) и осенью 2023 года.

Особенно громко освещался первый приезд М. Куриллы 15 июня 2022 года в рамках его 90-дневной ознакомительной поездки по 20 государствам, находящимся в зоне ответственности Центрального командования США.

В ходе своего турне американский генерал охарактеризовал Узбекистан как часть «слушающего тура», где он хотел бы услышать от каждой страны об угрозах, с которыми она сталкивается, и о возможностях для укрепления партнерства.

Помимо руководства Минобороны, М. Курилла встречался тогда с президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым и секретарем Совета безопасности Виктором Махмудовым. По словам главы Центкома, в ходе встреч и обсуждений стороны искали возможности для военных двух стран поделиться уроками, извлеченными из боевого опыта, накопленного за 20-летний период. Исходя из заявления американского генерала, «среди этих извлеченных уроков – улучшение боевого медицинского обслуживания. Во время боев за последние 20 лет наши войска многому научились с точки зрения технологий, методов и передового опыта в поддержании жизни наших войск во время боя. Теперь мы поделимся этой с трудом обретенной мудростью с нашими узбекскими партнерами. Мы также надеемся изучить узбекскую подготовку, методы и порядок действий, которые могут быть полезны для наших американских вооруженных сил».

Как отмечают ведущие центральноазиатские эксперты, логика действий Майкла Куриллы исходит из того, что американские войска имеют военные интересы в регионе. США, чьи военные операции направлены против геополитических соседей Узбекистана – их врагов, пытаются милитаризировать Центральную Азию, поскольку регион граничит с Китаем, Россией и Ираном и его можно использовать как «второй фронт» против этих государств.

Однако, как бы ни старался Вашингтон, центральноазиатские страны не усматривают со стороны Москвы каких-либо угроз своему суверенитету.

Еще одна большая проблема для Вашингтона состоит в том, что Казахстан уже несколько лет не проводит совместные с США учения под названием «Степной орёл». Ранее, начиная с 2000 года, в них обязательно участвовали бойцы миротворческих подразделений армии РК – сначала «Казбат», а позже «Казбриг», подразделения стран НАТО, а также представители ВС других государств Центральной Азии. Причем они не всегда проходили на казахстанских полигонах: «Степной орел» «долетал» и до Германии, и до США.

Согласно сделанному в феврале 2022 года послом России в Казахстане Алексеем Бородавкиным заявлению, «сейчас мы становимся свидетелями того, насколько далекую от миролюбия по отношению к России и, следовательно, ее союзникам линию проводят Вашингтон и Североатлантический альянс. Так что, насколько мне известно, "Степной орёл" в Казахстане "летать" больше не будет. А мы совместно с казахстанскими друзьями будем укреплять и совершенствовать миротворческий потенциал ОДКБ, доказавший свою состоятельность не словом, а делом.

Не поддалась Астана и на уговоры американцев разместить на казахстанской территории выводимую из Афганистана военную и разведывательную инфраструктуру ВС США, а также неких афганских «беженцев», которые сотрудничали с силами западной коалиции в ИРА».

Таким образом, претерпев неудачи с Казахстаном, американцы решили «взять в оборот» Узбекистан, используя его в качестве потенциального театра военных действий.

Несмотря на заявленное в последнее время довольно тесное сближение Узбекистана с США в военно-технической сфере, внутри страны разворачивается широкая дискуссия в части вступления в ОДКБ. Напомним: ровно 32 года назад именно в Ташкенте был подписан Договор о коллективной безопасности стран СНГ, и Узбекистан входил в организацию до 2012 года.

Сегодня прозападные узбекские специалисты утверждают, что не стоит возобновлять приостановленное тогда членство в ОДКБ, так как ничего «особого и экстраординарного в секторе безопасности Узбекистану сейчас делать не нужно, у него и так все хорошо». А вхождение в такие организации, как ОДКБ, дескать, никаких дополнительных возможностей для Узбекистана не формирует, но может создавать новые риски, связанные с необходимостью направлять своих военнослужащих за пределы страны для выполнения международных обязательств.

Большинство узбекистанских экспертов, наоборот, полагают, что крупнейшей по населению стране Центральной Азии стоит подумать о членстве в ОДКБ, поскольку возвращение Узбекистана в организацию значительно усилило бы его возможности в сфере безопасности, особенно в условиях роста реально существующих угроз, которые по понятным причинам коллективный Запад не декларирует, заставляя своих подопечных распространять информацию об отсутствии у Ташкента проблем в сфере безопасности, а именно  международного терроризма и экстремизма, наркотрафика, незаконного оборота оружия и других.

Практически все государства – члены ОДКБ в настоящее время являются стратегическими партнёрами и союзниками Узбекистана, и это позволяет надеяться, что расширение масштабов евразийской интеграции в рамках таких организаций, как СНГ, ЕАЭС, ОДКБ, ШОС поможет Узбекистану вернуть статус полноценного члена Организации Договора о коллективной безопасности.

Пока же Узбекистан выбирает стратегию многоуровневого сотрудничества с внешними партнерами, отдавая приоритет взаимодействию с западными странами. Но есть ещё время хорошенько подумать...

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
7934
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика