Трансафганская железная дорога – проект, способный изменить в регионе многое - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 29.05.2025 |

Трансафганская железная дорога – проект, способный изменить в регионе многое

Глобальные изменения на международной арене последних лет не могли не оказать существенное влияние на развитие ситуации на евразийском пространстве. Некоторые страны, ранее находившиеся практически на задворках мировой политики и торговых отношений, внезапно оказались в роли важнейших региональных игроков, от действий которых стало зависеть формирование обновленных торгово-экономических, а в ряде случаев и политических связей на континенте.

В частности, на одну из ведущих позиций в создании новых региональных транспортных коридоров начал претендовать Афганистан, который планирует стать связующим звеном между странами Центральной и Южной Азии, а в перспективе занять не последнее место в рамках международного транспортного коридора «Север – Юг». В этой связи на повестку дня снова был поставлен вопрос о создании Трансафаганской железной дороги, интерес к которой сегодня проявляют не только страны азиатского региона.

Следует напомнить, что железнодорожное сообщение в Афганистане является его головной болью на протяжении не одного столетия. Главными проблемами в данном случае всегда были сложный рельеф, включая горные районы и пустыни, землетрясения, а также политическая нестабильность и практически не прекращающиеся военные конфликты. В последние десятилетия ситуация начала определенным образом меняться, хотя сам процесс модернизации старой и строительство новой транспортной инфраструктуры всегда шел медленно.

Например, после долгих лет затишья в 2010 году началось строительство железнодорожной линии между Узбекистаном и афганским городом Мазари-Шарифом. Позже началась реализация проекта железной дороги Туркменистан – Афганистан – Таджикистан, в рамках которого к 2016 году туркменская сторона закончила строительство своего участка Атамурат-Имамназар – Акина (Афганистан) длиной 88 км. В августе 2017 года Иран завершил постройку 184 км железной дороги от своего города Хафа до афганского Герата, что стало настоящим прорывом для Афганистана, получившего доступ к 11 международным коридорам, в том числе в Европу. Однако всего этого оказалось недостаточно для того, чтобы в полной мере использовать транзитный потенциал афганской территории, что подтолкнуло страны азиатского региона к разработке более масштабного проекта.

В частности, в сентябре 2018 года на международной конференции «Центральная Азия в системе международных транспортных коридоров: стратегические перспективы и нереализованные возможности» впервые были представлены научно обоснованные результаты исследований и преимуществ формирования Трансафганской железной дороги или «Кабульского коридора». После этого между представителями Афганистана, Казахстана, России, Пакистана и Узбекистана был подписан протокол о создании совместной рабочей группы и финансового консорциума, а уже в марте 2019 года в Ташкенте прошла первая встречи многосторонней рабочей группы по строительству транзитных железнодорожных линий через афганскую территорию. Еще через год состоялось первое заседание Транспортной платформы «Центральная Азия – Южная Азия», где обсуждался вопрос развития инфраструктуры Афганистана, а в феврале 2021 года на узбекско-афганско-пакистанских переговорах на высшем уровне была утверждена дорожная карта по строительству Трансафганской железной дороги по маршруту Термез – Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар.

Изначально предполагалось, что новый транспортный коридор свяжет между собой ЕС, Россию, Узбекистан, Афганистан, Пакистан, Индию и далее государства Юго-Восточной Азии. Для этого необходимо было уложить порядка 760 км пути с колеёй шириной 1520 мм с переходом на колею 1676 мм на границе с Пакистаном, а также построить более 1200 искусственных сооружений, в том числе три тоннеля, 336 мостов, 33 станции и т. п.

На реализацию проекта отводилось около 5 лет, планировалось потратить от $4,5 до $8 млрд, а профинансировать его выразил готовность Всемирный банк. Однако все планы пришлось пересмотреть   после прихода в августе 2021 года к власти в Афганистане движения «Талибан». Несмотря на то что официально от строительства никто из стран региона   не отказался, Россия и Казахстан временно приостановили свое участие в разработке проекта.

Возобновление работ началось в 2022 году, когда Узбекистан, Афганистан и Пакистан официально заявили о том, что обеспечат безопасность строительства, после чего в рамках создания технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта состоялась полевая экспедиция. В последние два года Трансафганская железная дорога снова стала приобретать характер рабочего проекта, к реализации которого опять активно подключилась Россия, прекрасно понимая всю важность данного маршрута в нынешних условиях санкционного давления со стороны Запада. Тем более что активизировать свою деятельность в данном проекте Москву попросили в Кабуле, а в 2023 году временное правительство Афганистана и вовсе приняло решение установить российскую колею 1520 мм на всем афганском промежутке маршрута, чтобы вагонам из РФ не было необходимости менять платформу. Подтолкнул Москву к возвращению в проект и возросший интерес к «Кабульскому коридору» Китая, который не оставляет попыток усилить свое влияние в данном регионе, что в некоторой степени идет вразрез с российскими интересами.

Началом нового этапа работы над Трансафганской железной дорогой можно считать весну 2024 год, в частности министерскую встречу стран-участников мультимодального транспортного коридора «Белоруссия – Россия – Казахстан – Узбекистан – Афганистан – Пакистан», в рамках которой Москва официально подтвердила, что поддерживает строительство и создание консорциума из числа заинтересованных стран для разработки ТЭО и софинансирования работ. Тогда стороны договорились, что проектные бюро Узбекистана и России вместе спроектируют данную дорогу, а маршрут Узбекистан – Афганистан – Пакистан станет частью коридора «Север – Юг».

Нынешний, 2025 год, по всей видимости, выведет проект на совершенно новый уровень. Как отмечал в феврале министр транспорта Узбекистана Илхом Махкамов, в планах – удлинить маршрут Трансафганской железной дороги еще на 80 км, чтобы достичь портов Пакистана и Ирана. Причем он отмечал, что строительство может начаться еще до конца года.

Подобный оптимизм узбекского министра основывался не на пустом месте, так как в работу над проектом снова активно включались Казахстан и Россия. Так, Астана подписала с Кабулом протокол о намерениях провести начальный участок магистрали Тургунди – Герат и создать в афганском городе крупный транспортно-логистический центр. В свою очередь, в апреле министерства транспорта РФ и Узбекистана, а также ОАО «Российские железные дороги» и АО «Узбекистон темир йуллари» подписали комплект документов о начале практической реализации проекта, в том числе «в части определения прогноза объемов грузопотоков и экономической эффективности».

Причем были определены два маршрута: Мазари-Шариф – Герат – Диларам – Кандагар – Чаман (охватывает ключевые транспортные узлы на западе и юге Афганистана, выходя на пакистанский город Чаман на границе с Белуджистаном) и Термез – Наибабад – Логар – Харлачи (альтернативный более короткий и менее затратный вариант, но требующий дополнительной оценки в части безопасности). Причем каждое направление рассматривается в контексте логистической связи с международными торговыми коридорами, включая Китайско-Пакистанский экономический коридор (CPEC) и маршрут «Север – Юг».

Первое крупное международное обсуждение Трансафганской железной дороги прошло в середине мая в Казани в рамках ХVI Международного экономического форума «Россия – исламский мир: KazanForum». Здесь представители Афганистана, Казахстана, России, Пакистана и Узбекистана провели ряд встреч, которые позволили синхронизировать позиции сторон по маршрутам проекта, а также скоординировать будущие процедуры его реализации, в том числе и в области привлечения инвестиций. Как отметил на прошедшем в Казани российско-афганском бизнес-форуме заместитель председателя правительства РФ Алексей Оверчук, Россия не просто заинтересована в развитии железнодорожных маршрутов через Афганистан с выходом на Пакистан и Индию, но и рассчитывает на завершение подготовки обоснования проекта строительства Трансафганской железной дороги к началу 2026 года.

Несмотря на всю сложность реализации проекта, его важность для стран евразийского пространства признается всеми его участниками. В частности, предполагается, что ввод в эксплуатацию Трансафганской железной дороги и вывод ее на полную мощность в объёме порядка 18-20 млн тонн грузов в год, позволит сократить сроки и стоимость транспортировки товаров примерно на 30-40%. Более того, страны Центральной Азии получат доступ к портам Индийского океана, что превратит «Кабульский коридор» в важную часть глобального Евразийского транспортного маршрута, повысив транзитный потенциал региона. Более того, проект вполне может повысить интерес инвесторов к новым и более устойчивым транспортным маршрутам вне существующих традиционных путей из Китая в Европу со всеми вытекающими из этого последствиями.

При этом стоит помнить, что в рамках строительства Трансафганской железной дороги речь идет не только о его экономической выгоде. Сегодня это уже и геополитический проект, который за счет вовлечения Афганистана в различные международные логистические сети вполне может стабилизировать весь регион. К тому же, если Трансафганскую железную дорогу удастся реализовать в ближайшие годы, это станет настоящим прорывом стран Центральной Азии на международной арене, продемонстрировав их самостоятельную способность к реализации столь масштабных проектов.

Таким образом, проект строительства Трансафганской железной дороги сегодня можно рассматривать как часть более широкой повестки евразийского сотрудничества, выходящего далеко за рамки торговли. Развитие инфраструктуры прямо или косвенно позволит соединить не только рынки, но и культуры разных стран, способствуя их сближению. Последнее вполне соотносится с интересами России, для которой стабильность и мирное сотрудничество государств, расположенных у ее южных границ, является крайне важным. В конечном счете появление Трансафганской железной дороги вполне может стать поворотным моментом в истории Центральной и Южной Азии, а с ней и всего евразийского пространства.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
1011
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика