За последние насколько лет в Белоруссии произошли события, которые серьезным образом изменили облик государства. В стране началась масштабная зачистка от радикальных элементов, а прозападная оппозиция была лишена любых инструментов воздействия на общественное мнение и полностью отрезана от возможности получить доступ к органам государственного управления.
Одним из наиболее важных новых этапов развития республики стало придание конституционного статуса Всебелорусскому народному собранию (ВНС), которому теперь предстоит принимать стратегически важные решения по развитию Белоруссии как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе.
Необходимо отметить, что ВНС появилось не сегодня. Впервые оно было собрано в 1996 году, после чего каждые пять лет на собрании стали принимать программы социально-экономического развития республики на предстоящую пятилетку. Последний раз ВНС собиралось в 2021 году и уже тогда было заявлено, что его место в структуре государственного управления вскоре будет изменено.
В конце февраля 2022 года в Белоруссии прошел общереспубликанский референдум, на котором была утверждена новая редакция Конституции, в которой ВНС был придан конституционный статус. После этого Всебелорусское народное собрание было названо «высшим представительным органом народовластия Республики Беларусь, определяющим стратегические направления развития общества и государства, обеспечивающим незыблемость конституционного строя, преемственность поколений и гражданское согласие». При этом следует отметить, что ВНС отличается от парламента, который также является представительным органом республики. В частности, это более многочисленный институт, куда входят порядка 1200 делегатов, в то время как в двух палатах Национального собрания Белоруссии работают 174 человека. Кроме того, решения ВНС являются обязательными для исполнения, и они даже могут отменять правовые акты, а также иные решения государственных органов и должностных лиц, «противоречащие интересам национальной безопасности». Срок полномочий Всебелорусского народного собрания составляет пять лет, а его заседания проводятся не реже одного раза в год. При этом для оперативного решения вопросов, входящих в компетенцию ВНС, существует коллегиальный орган – президиум из 15 человек, который заседает минимум один раз в шесть месяцев.
Делегатами ВНС являются действующий президент Белоруссии и глава государства, прекративший исполнение своих полномочий, представители законодательной, исполнительной и судебной власти, а также члены местных Советов депутатов (290 человек) и представители гражданского общества (400 человек). При этом ВНС не вправе подменять иные госорганы, выполнять их функции и вмешиваться в их работу.
Полномочия ВНС довольно обширны. В них входят утверждение основных направлений внешней и внутренней политики, военной доктрины, концепции национальной безопасности, программы социально-экономического развития и пр. Кроме того, ВНС обладает полномочиями принимать решения о смещении президента с должности в случае систематического или грубого нарушения им Конституции, либо совершения государственной измены или иного тяжкого преступления. Также, что немаловажно, данный орган наделён правом законодательной инициативы и внесения предложений по изменению Конституции. Подобные широкие полномочия были поддержаны Александром Лукашенко, который считает, что именно ВНС должно стать «стабилизатором общества», которое не позволит внешним силам и оппозиции разрушить государство.
После изменения Конституции работа над законодательным оформлением работы ВНС велась на протяжении почти года, и 7 февраля 2023 г. А. Лукашенко подписал закон «О Всебелорусском народном собрании». После этого органы государственной власти начали готовиться к единому дню голосования, который прошел в конце февраля 2024 года, став основой для начала формирования ВНС. В течение второй половины марта в Белоруссии проходило выдвижение кандидатов в делегаты ВНС, а выборы от местных советов депутатов и гражданского общества были организованы с 1 по 10 апреля. Само же заседание ВНС назначено на 24-25 апреля, причем проведение мероприятия в течение двух дней было обосновано необходимостью принять на первом заседании кадровые решения. Как отмечал ранее А. Лукашенко, главной темой нынешнего ВНС, в связи с обстановкой вокруг Белоруссии, должны стать вопросы обороны и безопасности.
Стоит заметить, что отношение к новому органу в РБ со стороны государства и оппозиции оказалось совершенно различным. Если белорусские власти и большинство гражданского общества считают новый статус ВНС положительным моментом, который должен укрепить национальную безопасность страны, то у противников Лукашенко на этот счет совершенно иная точка зрения.
В частности, представители беглой оппозиции считают, что ВНС является «недемократическим органом для закрепления незаконной власти Лукашенко». При этом на первоначальном этапе «змагары» считали, что изменение статуса собрания задумывалось для обеспечения контролируемого транзита власти в рамках существующего в стране политического режима. Более того, отмечалось, что именно такие договорённости якобы были достигнуты с президентом РФ Владимиром Путиным. Правда, зачем это Кремлю, никто среди «змагаров» объяснить не мог, хотя и высказывались предположения, что Лукашенко займет пост председателя ВНС, после чего будут организованы досрочные президентские выборы, на которых победит «пророссийский кандидат».
Однако со временем отношение к ВНС со стороны оппозиции изменилось. Теперь его называют органом, где якобы нет никакого народного представительства, а его главной задачей является укрепление власти белорусского лидера. Как заявил экс-министр культуры Белоруссии, а ныне разыскиваемый по ряду уголовных дел Павел Латушко, «самое главное – во всех его конфигурациях (как усиление власти, так и потенциальный транзит) везде исключен главный субъект, источник власти – белорусский народ». Объясняется такой подход тем, что после начала специальной военной операции на Украине ситуация как внутри Белоруссии, так и вокруг нее серьёзно изменилась. За прошедшие два года Лукашенко сумел упрочить свою власть в стране, а потому и вопрос транзита перестал быть актуальным.
Более того, отмечается, что на решение белорусского лидера якобы повлияла ситуация в Казахстане, где Нурсултан Назарбаев после ухода с поста главы государства рассчитывал контролировать ситуацию в стране, сохранив титул «елбасы» и оставаясь председателем Совета безопасности и правящей партии «Нур Отан», а также членом Конституционного совета. Однако, как известно, в 2022 году первый казахстанский президент был окончательно отстранён от любых источников власти. Помимо того, что все его должности занял нынешний глава Казахстана Касым-Жомарт Токаев, в стране еще и упразднили титул «елбасы», а столице, переименованной ранее в честь Назарбаева в Нур-Султан, было возвращено название Астана. В белорусской оппозиции считают данные события одними из немаловажных в принятии решения Лукашенко о необходимости укрепления своей власти вне рамок ВНС, которое «змагары» теперь стали называть копией съездов КПСС.
В связи с таким подходом сегодня в среде беглой белорусской оппозиции интерес к ВНС стал минимальным. Противники Лукашенко считают неважной работу Всебелорусского народного собрания, так как на нем, по их мнению, будут приниматься решения, которые выгодны только существующей власти. Поэтому «змагары», по их утверждению, сфокусировали свое внимание на предстоящих в 2025 году президентских выборах. Именно к этому событию они готовят новые выступления и пытаются создать в белорусском обществе нужную для себя обстановку, которая бы позволила, как и в 2020 году, дестабилизировать ситуацию в стране с возможностью государственного переворота.
В то же время подобный расчёт беглой белорусской оппозиции сегодня выглядит крайне наивным. За прошедшее с 2020 года время в Белоруссии произошли серьёзные изменения как в области политики, так и идеологии. Немаловажное влияние на это оказали как ситуация на Украине, так и полный отрыв от реальности сбежавших из республики противников Лукашенко. Оказавшись за пределами Белоруссии, «змагары» растеряли всю имевшуюся у них поддержку части белорусского общества, окончательно деградировав и превратившись в маргинальную группировку, которая занимается поиском средств на существование.
Вместе с тем ВНС стало восприниматься в Белоруссии как действительно важный государственный орган, который вполне может определять развитие страны на краткосрочную перспективу. Это означает, что никаких шансов у «змагаров» прийти к власти, кроме как с помощью вооруженного переворота, нет. И ВНС является одним из тех инструментов, который стоит на их пути. Как бы его роль белорусская оппозиция и ее сторонники ни пытались принизить.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram