По последним данным АО «КазТрансОйл» (15 марта с.г.), в январе-феврале 2024 года экспортные поставки казахстанской нефти по трубопроводу Баку-Тбилиси-турецкий порт Джейхан составили 232 тыс. тонн. За тот же период из казахстанского порта Актау в порт Махачкала отгружено 311 тыс. тонн нефти. Этот тренд сохраняется в марте.
Транскаспийская портово-транзитная система
В дальнейшем это сырье перекачивается или следует по железной дороге к портам Новороссийск и Туапсе. Частично оно включается в дальнейшем в нефтепроводную систему «Дружба» (РФ-Восточная Европа).
По итогам 2023 года налив нефти в танкеры в порту Актау составил 3,37 млн тонн: большая часть этого объема затем проследовала транзитом через те же коммуникации РФ. В то время, как только 1 млн тонн был направлен на трубопровод (сперва по Каспийскому морю) Баку-Тбилиси-Джейхан.
Очевидно, что для казахстанской стороны привлекательны транзитные тарифы РФ и значительно меньшее расстояние - в сравнении с Джейханом - до нефтеэкспортных терминалов.
Азербайджан и Казахстан в 2022 г. подписали соглашение о транзите казахстанской нефти - в основном с прикаспийского месторождения Тенгиз - - в объеме 1,5 млн тонн в год через турецкий Джейхан. В марте с.г. стороны договорились увеличить объем до 2,2 млн тонн. Но пока увеличиваются поставки транзитом через РФ.
Наш корр.