Релокация бизнеса в Казахстан – перспективы ожидались более заманчивые - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 09.05.2024 |

Релокация бизнеса в Казахстан – перспективы ожидались более заманчивые

После начала специальной военной операции многим в России показалось, что экономика страны не выдержит обрушившегося на нее давления со стороны Запада. Экономические санкции, разрыв прежних торговых отношений и логистических цепочек, финансовые ограничения, отключение российских банков от SWIFT – все это и многое другое подтолкнуло ряд компаний и граждан РФ к тому, чтобы покинуть страну. Одним из главных направлений релокации стал Казахстан, где многие рассчитывали либо переждать происходящее вокруг России в надежде на то, что рано или поздно все вернется к состоянию до 24 февраля 2022 года, либо продолжить работу в новых условиях, но с наименьшими потерями.

Необходимо отметить, что казахстанское направление россиянами в 2022 году было выбрано не случайно. С точки зрения бюрократии открыть здесь бизнес достаточно просто, культурные связи между двумя странами существуют со времен СССР, а местные власти изначально весьма лояльно относились ко всем желающим начать работать в республике, так как рассчитывали получить от этого положительный экономический эффект.

Особый интерес в первые месяцы СВО к Казахстану проявили компании, для которых было необходимо сохранить связи с заказчиками и потребителями на Западе – из сферы транспорта и ИТ. В первом случае из-за введённого запрета на работу на территории ЕС у грузоперевозчиков не было другого выбора, как начать регистрацию автотранспорта в странах, не попавших под санкции. Во втором же – ИТ-компании в РФ долгие годы работали на страны Запада, которые начали отказываться от сотрудничества с российскими разработчиками, а получить оплату из-за рубежа в РФ из-за финансовых рестрикций стало практически невозможно.

Процесс релокации усилился после объявленной осенью 2022 года частичной мобилизации, когда в Казахстан потянулись не только представители бизнеса, но и обычные россияне. В итоге в стране к концу года было зарегистрировано почти 300 тыс. релокантов. При этом российско-казахстанскую границу за тот год пересекло более 3 млн граждан РФ, значительная часть из которых использовала РК в качестве транзитной страны. Для сравнения: в Грузии количество прибывших в 2022 году мигрантов из России оценивалось в 62 тыс. человек.

Необходимо отметить, что такой поток граждан и бизнеса из России в Казахстан не мог не сказаться на экономике последнего, где стали появляться тысячи новых предприятий самого различного направления. В частности, если еще в начале 2022 года количество юридических лиц из РФ здесь составляло лишь около 8 тыс., то к концу года этот показатель вырос в два раза. При этом, как показывает статистика, особые всплески регистрации были в апреле (+8,3%) и в октябре (+10,4%). За 2023 год, несмотря на падение темпов релокации, количество компаний с российским капиталом в Казахстане увеличилось еще в полтора раза, а россияне оформили более 100 тыс. индивидуальных идентификационных номеров, которые нужны для открытия банковского счета и регистрации юридического лица (в 2022 году граждане РФ открыли более 500 тыс. счетов в казахстанских банках). Это привело к тому, что к началу 2024 года практически каждое второе иностранное предприятие в Казахстане было «родом» из России – более 23 тыс. фирм. На втором месте с огромным отрывом были турецкие бизнесмены, а замыкали тройку предприятия Узбекистана.

Вместе с тем в сложившейся после февраля 2022 года ситуации необходимо учитывать один нюанс. Если посмотреть на виды деятельности российских компаний, организованных в Казахстане, то становится очевидно, что россияне, как правило, приезжают в республику с не слишком капиталоемким бизнесом: около 99% являются «малыми» юрлицами. При этом три четверти из них зарегистрированы в сферах торговли, информации и связи, обслуживания и услуг. Что касается ключевых для РК отраслей – горнодобывающей и обрабатывающей промышленности, то здесь больше всего юридических лиц из Турции, Узбекистана и Китая, а Россия лидирует лишь в сфере обработки. Проще говоря, большинство релокантов из России являются предпринимателями в сфере торговли, сервиса, ИT-кластера, а также экспертами в сфере административного и вспомогательного обслуживания и различными фрилансерами, не привязанными к какому-либо определенному месту работы.

Появление релокантов и мигрировавших из России иностранных компаний руководством Казахстана изначально было воспринято с большим позитивом, поскольку означало резкий рост экономических показателей и пополнение бюджета страны. Только за 2022 год в республику был привлечен рекордный за 10 лет объем прямых иностранных инвестиций в размере $28 млрд. Тогда же сообщалось, что ВВП Казахстана вырос на 3%, а еще через год данный показатель поднялся до 5,1%.

Однако основой интерес Астаны был связан не с мелкими российскими компаниями, а с крупным капиталом, что и предопределило последующую политику местных властей. Например, с января 2023 года были изменены правила пребывания иностранцев, согласно которым гражданам ЕАЭС теперь можно находиться в стране лишь 90 дней «в течение каждого периода в 180 дней». В то же время было заявлено, что планируется упросить условия для иностранных инвесторов, которые, вложив в местную экономику $300 тыс., смогут получить вид на жительство (ВНЖ) сразу на 10 лет, а также привезти в страну свою семью.

Более того, в руководстве Казахстана уже в 2023 году прямо заговорили о том, что его интересуют в первую очередь крупные иностранные компании, а не сотни тысяч мелких предпринимателей или фрилансеров, которые не только перестали вносить вклад в экономику республики, но и во многом способствовали повышению уровня инфляции. Поэтому еще в мае прошлого года в Астане сообщили, что отправили предложения по релокации 400 иностранным компаниям, официально заявившим об уходе из России. На тот момент в республику переехали порядка 35, среди которых были американский производитель систем автоматизации Honeywell, австралийская горнодобывающая компания Fortescue, французская машиностроительная корпорация Alstom Metals Group, TikTok и даже некоторые российские предприятия. В частности, на севере Казахстана обосновались Уральский пружинный завод, завод производства легких стальных тонкостенных конструкций «ЛСТК» и АО «Автоваз».

Всем иностранным компаниям власти пообещали самые благоприятные условия для переезда в республику, и более 70 из тех, кто был приглашен, выразили желание это сделать. Правда, к весне 2024 года оказалось, что после «прорыва» 2022 года процесс релокации замедлился не только среди физических лиц и мелких предпринимателей, но и представителей крупного бизнеса. Как сообщил 5 марта вице-министр национальной экономики Казахстана Бауыржан Кудайбергенов, только 41 иностранная компания завершила процесс перевода своих мощностей из России, а  еще с 37 ведутся переговоры. Из наиболее значимых переездов стоит отметить появление в Астане офиса входящей в десятку крупнейших в мире компаний золотодобытчиков и производителей серебра – Polymetal International plc, а также российского дистрибьютора южнокорейских автомобилей Kia. И несмотря на то что общая стоимость перебравшихся в Казахстан из РФ компаний составила более $1,5 млрд, это не совсем то, на что в реальности рассчитывали местные власти.

Казахстан, который с 2022 года делает все, чтобы получить максимальную для себя выгоду от ситуации вокруг России, планировал переманить к себе куда больше коммерческих организаций, которые располагались на территории РФ. Однако развитие событий в 2023 году помешало реализации подобных планов. Стало очевидно, что экономика РФ выстояла, вследствие чего значительная часть иностранных компаний не решилась терять российский рынок, постаравшись с помощью различных уловок, перерегистрации, передачи в доверительное управление и прочих мер, в том или ином виде сохранить свое присутствие в РФ.

Более того, с прошлого года из стран ближнего зарубежья наметился отток перебравшихся туда ранее релокантов, а также мелких коммерческих организаций. По различным подсчетам, к началу 2024 года в Россию вернулось около 40% тех, кто ранее из нее выехал. Главными причинами подобного разворота стали проблемы с документами в странах временного пребывания, трудности в поисках работы, невысокий уровень прибыли, а также ужесточение внутренней политики иностранных государств по отношению к россиянам. Компании же при релокации все чаще стали сталкиваться с проблемами в банковской сфере и последствиями применения вторичных санкций к тем, кто позволил себе работать с россиянами. Проще говоря, разница между ведением бизнеса в РФ и иных странах для российских граждан и организаций за последний год практически нивелировалась.

Впрочем, к настоящему времени Казахстан все же сумел получить определенную выгоду от событий последних двух лет и вполне может быть доволен собой, даже и не добившись всего, на что рассчитывал. Вполне вероятно, что в последующем Астана продолжит ужесточать условия нахождения в республике для простых релокантов, которые практически перестали быть интересны для местной экономики, а сосредоточится на превращении страны в зону промежуточной торговли между Россией и Западом.

Правда, такая попытка усидеть на двух стульях вряд ли будет одобрена ЕС и США, которые рано или поздно потребуют от Астаны сделать свой выбор. И каким он будет, сегодня точно сказать не может никто.

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
468
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика