Биобезопасность в ЦА: лаборатории нужны, но только не американские - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 09.05.2024 |

Биобезопасность в ЦА: лаборатории нужны, но только не американские

После пандемии COVID-19, когда большинство ученых на планете пришли к выводу, что коронавирус имел искусственное происхождение, а также после начала специальной операции России на Украине, где были обнаружены около полутора десятков курируемых Пентагоном военно-биологических лабораторий, вопросы обеспечения биобезопасности стали еще более актуальными. Причем как для каждого отдельно взятого государства, так и для международных и региональных объединений.

Распространение вирусов и вызываемых ими заболеваний, особенно тех, которые создаются в пробирках и, по сути, являются биологическим оружием, не останавливают ни государственные границы, на наличие Конвенции о запрещении бактериологического и токсинного оружия (КБТО). Соответственно, эффективное противодействие биологическим угрозам может быть обеспечено только коллективными усилиями – путем межгосударственного сотрудничества, примером которого может стать кыргызско-российский центр по исследованиям эпидемиологии и инфекционных болезней в Бишкеке, над открытием которого сейчас работают Кыргызстан и Россия.

Об этом рамках круглого стола «Перспективы сотрудничества стран ЦА в обеспечении биобезопасности и контроле эпидемиологической ситуации», организованного Центром экспертных инициатив «Ой Ордо» в партнерстве с Советом по устойчивому развитию в условиях изменения климата при спикере ЖК КР, рассказал заместитель директора Республиканского центра карантинных и особо опасных инфекций МЗ КР Нурболот Усенбаев.

По его словам, основные вопросы создания кыргызско-российского центра уже решены, соглашение ратифицировано: «Сегодня мы уже работаем над положением о центре. Там будет лаборатория с высоким уровнем биобезопасности. Для Кыргызстана одной из ключевых проблем является наличие природно-очаговых инфекций. В республике более 3 млн гектаров неблагополучной территории, где есть резервуары и переносчики заболеваний – клещи, комары, блохи и другие, что ставит перед страной необходимость проведения постоянного мониторинга и слежения за этой зоной».

Спикер отметил, что санитарная охрана территории является частью региональных обязательств КР по недопущению и предупреждению распространения особо опасных инфекций. «Наша республика является участником координационных советов и комитетов по вопросам биобезопасности. Уже второй год мы принимаем участие в работе координационного совета стран ОДКБ, где есть определенные стратегические направления, в рамках которых мы также ведем свою деятельность», – сообщил он.

Потенциальными факторами риска в Кыргызстане являются природные очаги особо опасных инфекций на территории республики, а также сеть разрозненных биологических лабораторий, включая медицинские и ветеринарные, к которым имеются вопросы, касающиеся биозащиты. Кроме того, существуют угрозы заноса инфекций и терактов с применением биологического оружия.  По словам Н. Усенбаева, благодаря сотрудничеству с Россией кыргызская сторона получит доступ к новым технологиям, что позволит ученым республики усовершенствовать свою работу по диагностике и идентификации возбудителей особо опасных инфекций. При этом Кыргызстан готов сотрудничать и с Казахстаном, более того, имеется и опыт такого сотрудничества по трансграничным исследованиям, например.  

Готовность к сотрудничеству есть и с казахской стороны. Гендиректор Национального научного центра особо опасных инфекций им. М. Айкимбаева МЗ РК Зауреш Жумадилова отметила: «В предотвращении биологических угроз мы готовы активно сотрудничать и со странами ЦА, и в рамках СНГ».  

Она рассказала, что биобезопасность в Казахстане обеспечивается на основании закона, который был принят в мае 2022 года. Его основная цель – создание правовых основ регулирования и государственного управления в сфере выявления, учета, контроля и анализа степени риска и внедрения единых критериев оценки рисков, связанных с негативным воздействием биологических факторов на жизнь и здоровье населения, животный и растительный мир.

«В ст. 4 закона обозначены принципы обеспечения биологической безопасности, из которых я бы хотела выделить пятый пункт – приоритетность национальных интересов, согласно которому в рамках международного сотрудничества не допускается принятие обязательств, не соответствующих национальным интересам и способных нанести ущерб государству или ведущих к утрате независимости Казахстана. Мы посчитали необходимым сделать акцент на этом вопросе. Отдельная глава в законе посвящена международному сотрудничеству в сфере биобезопасности. Согласно КБТО, каждая страна должна обозначить свою приверженность открытости и ненаправленности против других государств, и мы эту норму заложили в своем законодательстве», – отметила спикер. 

После З. Жумадилова ответила на вопросы участников с кыргызской стороны. Так, комментируя ситуацию с биолабораторией в п. Гвардейский Жамбылской области, она отметила, что конкретно по данному объекту не имеет информации, но подчеркнула, что в связи с пандемией коронавируса COVID-19 в Казахстане встал вопрос о необходимости развивать сеть лабораторий, которые могли бы проводить исследования патогенов I группы – вирусов: «Это вопрос стратегического плана, касающийся биобезопасности страны. Это перспективное, но дорогостоящее направление, поэтому в Казахстане оно пока не осуществляется».  

На вопрос, представляют ли угрозу для Кыргызстана центры, занимающиеся биологическими исследованиями в Казахстане, спикер заверила, что строительство любой лаборатории осуществляется по предварительному проекту, который предусматривает меры по обеспечению безопасности. «У Центральной референс лаборатории уровня BSL3 в Алматы повышенная сейсмоустойчивость, она устоит даже при 9-бальном землетрясении. А если в нашей республике когда-нибудь появится лаборатория BSL4, то в ее проекте будут предусмотрены максимальные меры предосторожности, скорее всего, она будет строиться даже не по национальным, а по международным стандартам. Во многих странах есть такие лаборатории, но я думаю, что они не представляют угрозы для соседних государств, потому что в этом случае они бы угрожали в первую очередь той стране, где они располагаются», – рассказала представитель Минздрава РК.

Когда З. Жумадилову спросили, будут ли в связи с российско-украинским военным конфликтом перемещены в Казахстан американские биолаборатории с территории Украины, она ответила, что такие материалы действительно муссируются в средствах массовой информации и социальных медиа, но они безосновательны: «Хочу вас заверить, что у нас в стране нет никаких американских биолабораторий. Все наши лаборатории казахстанские, и в них работают только казахстанские специалисты. Эти объекты достаточно открытые, т. е. их можно посетить. Для этого необходимо пройти определенные процедуры аккредитации в Минздраве Казахстана, который контролирует всю сеть биолабораторий в стране. Наш президент, премьер-министр, министр здравоохранения об этом неоднократно говорили, но эти вопросы поднимаются вновь и вновь. Я думаю, что это связано с тем, что некоторые блогеры хотят хайпа, запуская таких информационных уток».    

В свою очередь, эксперт по международным отношениям Байкадам Курамаев отметил, что многие материалы, опубликованные за последнее время в массмедиа стран СНГ, касались алма-атинской ЦРЛ. Сейчас же активно обсуждается тема биолаборатории уровня BSL4, которая появится в 80 км от границы с Кыргызстаном в поселке Гвардейском: «Есть информация, что она строится совместно с США. Мы надеемся, что строительство таких объектов в соседней республике осуществляется под контролем казахстанских властей и работать там будут местные специалисты. Отсутствие доступа национальных госструктур к таким исследовательским центрам является серьезным препятствием не только к доверию их работе, но и к доверительным отношениям между странами ЦА в целом», – пояснил спикер.

Он акцентировал внимание на том, что сейчас в мире фактически идет биологическая война: происходят вспышки сибирской язвы, чумы или давно побежденной, как считалось, кори, которая между тем за последние пару лет унесла сотни жизней детей в Казахстане, Кыргызстане и других странах ЦА. «О том, что в будущем человечество столкнется с еще более опасными инфекциями, сегодня говорят не только вирусологи и микробиологи, но и ВОЗ. При этом в Центральной Азии сохраняются риски быстрого распространения опасных инфекций, учитывая, что между странами региона десятки тысяч граждан ежедневно совершают взаимные поездки. Ситуация с пандемией показала, что для обеспечения своей биобезопасности странам нашего региона необходимо иметь технические возможности по выявлению особо опасных инфекций, включая те, что вызываются искусственно созданными вирусами. Поэтому нам нужно сплотиться и создать общую систему, которая не только контролировала бы вопросы размещения биолабораторий военного назначения на территории региона, но и служила бы основой доверия между народами».

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
681
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика