Электроэнергетика Казахстана: старые проблемы нового правительства - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 09.05.2024 |

Электроэнергетика Казахстана: старые проблемы нового правительства

После отказа от плановой и перехода на «рыночную» экономику в Казахстане сложилась тревожная ситуация с состоянием генерирующих, сетевых мощностей и нарастающим дефицитом электроэнергии. В частности, потребление электроэнергии в 2023 году выросло до 115 млрд кВтч с 112,9 млрд кВтч годом ранее, в то время как ее производство осталось на уровне 112,8 млрд кВтч. Дефицит компенсируется поставками импортной электроэнергии. И это понятно. Вместо рынка организована коррупционная схема, в которой причастные к энергетической отрасли озабочены лишь сбором платежей и набиванием своих карманов. Многие проекты реализовывались по формуле «украсть и забыть».

Все базовые электростанции старые, с катастрофическим износом основных производственных фондов предприятий ТЭК, растущими потерями электроэнергии при ее транспортировке в сетях. Так, генерирующее оборудование в среднем изношено на 65%, электрические сети – на 83%. Казахстан теряет более 10% электроэнергии из-за изношенных сетей. Поскольку более 70% энергопередающих организаций (ЭПО) являются частными, то профинансировать проекты по их развитию в рамках бюджетных программ не представляется возможным.

Результат – ограничения в поставках электроэнергии, рост числа аварий. Наглядным примером этого стала Алма-Ата. Перебои с электроэнергией в южной столице республики стали заурядным явлением. Обычно они короткие (10-20 минут), но бывают и многочасовые. Из-за дефицита электроэнергии город стал слабо освещенным. Даже праздничная иллюминация какая-то тусклая и жалкая.

Аварии последних лет – в Экибастузе, Рудном, Риддере, Темиртау – свидетельствуют о том, что запас прочности исчерпывается. Средний износ оборудования ТЭЦ составляет 66%, а износ ТЭЦ в Уральске, Степногорске, Таразе, Кызылорде, Кентау превышает 80%! А ведь именно для решения проблем аварий и дефицита электроэнергии была принята программа «Тариф в обмен на инвестиции» на 2007-2012 гг. с внедрением предельных тарифов на электрическую энергию.

Однако проводимая в ее рамках «корректировка» ценовых показателей ожидаемых результатов не дала, а привела к усугублению ситуации. Тем не менее, поскольку действующие тарифы не позволяют покрывать необходимые затраты, программу «Тариф в обмен на инвестиции» запустили вновь и с 1 января 2024 года повысили предельные тарифы на электроэнергию. Власти уверяют, что реинкарнация этой программы позволит модернизировать и расширить действующие энергоактивы и тем самым повысить надёжность работы энергосистемы.

В республике перманентно принимаются концепции и программы развития (к примеру, утвержденная в рамках ГПФИИР 2010-2014 гг. и бесславно канувшая в Лету Программа по развитию электроэнергетики), проводятся совещания, но отставание в отрасли продолжает нарастать. В середине января текущего года на заседании правительства был презентован очередной План мероприятий по развитию электроэнергетической отрасли, предусматривающий к 2030 году ввод дополнительно около 26 ГВт новой генерации и модернизацию существующих электрических станций (напомним, что за предыдущий 30-летний период в республике ввели не более 7 ГВт).

В числе проектов – строительство блока № 7 на Аксуской ГРЭС мощностью 325 МВт и расширение ПГУ ТОО Karabatan Utility Solution с 310 МВт до 620 МВт. Предусмотрено строительство газовых станций в городах Актау, Атырау, Актобе, Таразе, Кызылорде, Чимкенте общей мощностью 2,4 ГВт. Кроме того, до конца 2029 года планируется построить новую ТЭЦ в Жезказгане мощностью 500 МВт. Прорабатывается вопрос строительства российскими инвесторами новых ТЭЦ на базе угольной генерации в Кокшетау, Семее и Усть-Каменогорске. Ориентировочные суммы строительства каждой из этих ТЭЦ – от 270 до 330 млрд тенге.

Однако исходя из текущих реалий (в новом правительстве поменяли лишь его главу и четырех министров, т. е. по факту «на манеже» все те же – продукты созданной Назарбаевым системы), можно с большой долей уверенности предположить, что и этот план не будет выполнен. Тем более что, как сообщил в ходе того заседания правительства министр энергетики Алмасадам Саткалиев, «согласно утвержденному балансу мощности, к 2030 году при необходимом уровне резерва в 17% потребность в электрической мощности составит 28,2 ГВт, при этом располагаемая мощность с учетом ввода новых мощностей составит 22 ГВт». Таким образом, дефицит электрической мощности в Единой электроэнергетической системе Казахстана в 2030 году превысит 6 ГВт.

Республика катастрофически нуждается в масштабных, исчисляемых десятками миллиардов долларов инвестициях в электроэнергетику. По расчетам правительства, до 2030 года отрасли необходимы инвестиции в 5,5 млрд долларов (в среднем 325 млн долларов в год). Однако, по оценке Всемирного банка (ВБ), на самом деле эта сумма должна быть почти в 8 раз больше – 42 млрд долларов (2,6 млрд долларов в год). А в независимой Ассоциации организаций нефтегазового и энергетического комплекса Kazenergy полагают, что сумма необходимых инвестиций в электроэнергетику до 2030 года составляет 54 млрд долларов и в 10 раз превышает оценки правительства!

Кто будет это финансировать? В программах развития средства, необходимые на их реализацию, как правило, не подтверждены источниками финансирования, и вложения из республиканского и местных бюджетов не предусмотрены. Возможность найти внешнее финансирование энергетической отрасли на такие громадные суммы весьма сомнительна.

Недофинансирование энергетических объектов ведет к происходящей уже длительное время деградации отрасли и неспособности обеспечить потребности экономики в электроэнергии. Так, в 2009 году планировалось начать строительство Балхашской ТЭС. Проект оценивался в 4,7 млрд долларов и предполагал строительство четырех энергоблоков общей установленной мощностью 2640 МВт. Ввод первых двух энергоблоков намечался на 2013 год. Проект не состоялся, позже на месте ТЭС запланировали строительство АЭС, но и с ней до сих пор нет определенности.

Безусловно, обеспечение необходимых объемов расширения, модернизации существующих и строительства новых объектов электроэнергетики, которые должны обеспечить покрытие возрастающих потребностей, является важнейшей государственной задачей. Тем не менее в стране продолжается разгул «мертвых», кочующих из программы в программу проектов, за которыми вместе с фальшивыми реляциями стоят хищения и безответственность.

Главной проблемой властей Казахстана является тотальное неисполнение собственных планов. В правительстве не только не отчитываются за провалы программ, но и, не желая исправлять собственные ошибки и разбираться с враньем предшественников, по-прежнему не скупятся на обещания. Спрашивается, зачем государственные программы, концепции, законы, если чиновники их не исполняют и не несут за это ответственности? Необходим государственный орган, способный эффективно и жестко контролировать процесс освоения инвестиций и выполнения утвержденных планов.

Среди требующих решения проблем казахстанской энергетики – отсутствие стратегического планирования и инвестиционной привлекательности отрасли, невнятное тарифообразование, нехватка специалистов и низкий уровень оплаты их труда. Отсутствие в республике собственного энергомашиностроительного комплекса делает ее зависимой (особенно по срокам) от внешних поставок оборудования. Все это препятствует модернизации существующих и строительству новых мощностей, удержанию квалифицированных кадров.

Энергосистема России – единственный источник, способный компенсировать Казахстану нехватку энергии. Поэтому стратегическое значение имеет реализация принятого главами государств-участников Евразийского экономического союза решения о создании к 2025 году общего рынка электроэнергии. Для этого, в частности, требуется реорганизация как системы межгосударственных расчетов за перетоки, так и национальных диспетчерских систем вместе с системами противоаварийной автоматики.

Однако, с другой стороны, реализация общего электроэнергетического рынка ЕАЭС слишком затянулась. Времени до намеченного рубежа осталось всего ничего, но открытой информации о том, что уже сделано, не имеется. 

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
937
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика