Стал ли историческим нынешний визит Лукашенко в Узбекистан? Пожалуй, да - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 13.07.2024 |

Стал ли историческим нынешний визит Лукашенко в Узбекистан? Пожалуй, да

Сотрудничество Белоруссии и Узбекистана с момента обретения независимости двух стран всегда носило дружественный характер. Это связано в том числе с особым отношением белорусского лидера Александра Лукашенко как к бывшему президенту Узбекистана Исламу Каримову, так и нынешнему Шавкату Мирзиёеву. Подтверждением тому, что в Минске всегда по-особому относились к этой центральноазиатской стране, является количество личных встреч глав двух государств, а также неоднократные поездки президента Белоруссии в Ташкент: официальные визиты в 1994 и 2018 гг. и рабочие – в 2016 (дважды) и в 2022 гг. И каждый раз посещение Лукашенко Узбекистана становилось фактором более тесных отношений между странами.

Нынешний же визит белорусского лидера, который состоялся 7-9 февраля, многие уже поспешили назвать историческим, так как он вполне может вывести сотрудничество Минска и Ташкента на принципиально новый уровень.

Президент РБ был встречен в столице Узбекистана как дорогой друг. Несмотря на то что рабочие вопросы планировалось решать на следующий день, белорусский лидер уже в день приезда смог пообщаться в неформальной обстановке со своим узбекским коллегой и даже посмотреть хоккейный матч. Однако главные события развернулись именно 8 февраля, когда у глав государств и их делегаций состоялись переговоры по всему спектру двусторонних отношений, а также по региональной и мировой повестке дня, в том числе в рамках взаимодействия на международной арене в различных интеграционных структурах.

Причем стоит заметить, что в эти дни в Узбекистане проходил второй Форум регионов двух стран, который, по сути, являлся демонстрационной площадкой нынешнего белорусско-узбекского сотрудничества.

В Белоруссии всегда с пониманием относились к вопросам исторического прошлого своих партнеров. Поэтому неслучайно свой рабочий день в Ташкенте 8 февраля Александр Лукашенко начал с посещения парка культуры и отдыха «Новый Узбекистан», где возложил венок к монументу Независимости. Сами же переговоры двух лидеров проходили в загородном комплексе «Куксарой» сначала в формате «один на один», а затем в расширенном составе с участием членов правительств. Важно в данном случае то, что президенты в рамках своих выступлений на встрече были абсолютно единодушны в видении не только двусторонних отношений, но и нынешней международной повестки дня. Более того, за многочисленными и довольно привычными заявлениями можно было увидеть стремление и Лукашенко, и Мирзиёева сделать все, чтобы сотрудничество между Минском и Ташкентом вышло на новый уровень, вне зависимости от нынешней геополитической обстановки в Евразии.

В частности, президент РБ главный упор сделал на экономической стороне сотрудничества, фактически предлагая узбекским коллегам по-новому взглянуть на двусторонние отношения. Так, Лукашенко напомнил о нынешней турбулентности в международной торговле, политике санкций, нестабильности в регионе и отметил, что двум странам в таких условиях необходимо действовать более скоординированно. При этом он подчеркнул, что сегодня «важно не потерять время», отметив схожесть белорусского и узбекского народов, что, по его словам, и является основой двусторонних отношений. Более того, Лукашенко прямо назвал Узбекистан «опорной точкой для Белоруссии в Центральной Азии» и пообещал сделать все, чтобы это так оставалось и в будущем.

Особое внимание Лукашенко уделил развитию сотрудничества в сфере охраны здоровья и фармацевтики, что нашло самый серьёзный отклик со стороны его узбекского коллеги. По словам белорусского лидера, уже сегодня нужно активно создавать совместные фармацевтические производства на территории Узбекистана, а Минск в дальнейшим может «подставить плечо» в здравоохранении, особенно в области защиты материнства и детства. Не забыл Лукашенко и том, что Белоруссия может поделиться всеми имеющимися в республике компетенциями, чтобы помочь узбекским коллегам в модернизации страны, причем абсолютно на равноправной основе. Вспомнил белорусский лидер и о возможностях наращивания кооперации в сфере производства автомобильной и специализированной техники, расширении гуманитарного сотрудничества и пр. В целом же, по его мнению, нынешний торговый оборот между странами в $600 млн не является показателем, а в ближайшие год-полтора необходимо выйти на сумму в $1 млрд.

Заявления узбекского президента были выдержаны практически в аналогичном ключе и также были пронизаны чувством глубокого уважения и дружбы к Белоруссии. Мирзиёев согласился с необходимостью наращивать сотрудничество по различным направлениям и сообщил, что за последние годы совместными усилиями сторонам удалось кардинально изменить характер и содержание двусторонних отношений, выведя их на качественно новый уровень. По его словам, «никогда в истории наших отношений еще не было такого взаимопонимания, таких реальных результатов». При этом он отметил, что качественную белорусскую продукцию хорошо знают в Узбекистане, но и его страна может многое предложить своим партнерам в Белоруссии. Поэтому на встрече и прозвучало предложение создать совместную внешнеторговую компанию и продолжить наращивать сотрудничество по самому широкому спектру, начиная от здравоохранения и образования и заканчивая транспортной логистикой и промышленностью.

Общий смысл переговоров президенты двух стран изложили уже после встречи в принятом ими совместном заявлении. В нем отмечалось, что лидеры «обсудили важнейшие вопросы белорусско-узбекских отношений и определили ключевые направления их дальнейшего развития». При этом в качестве приоритетного направления было названо «дальнейшее расширение взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества». Стороны также согласились с важностью наращивания объемов взаимной торговли, формирования благоприятных условий для транзита внешнеторговых грузов, а также развития сотрудничества между регионами. Кроме того, было подчеркнуто «приоритетное значение сотрудничества в сельском хозяйстве, комплексном развитии связей по линии агропромышленных комплексов, обеспечения продовольственной безопасности».

Помимо внутренней повестки дня, Лукашенко и Мирзиёев обсудили и вопросы международного характера, отметив необходимость наращивания сотрудничества в борьбе с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и другими современными вызовами. Более того, как и предполагалось, в ходе переговоров лидеры двух стран договорились продолжить взаимодействие на международной арене и «выразили обоюдное стремление к развитию сотрудничества в ООН, СНГ, ШОС и других глобальных и региональных структурах».

Также было решено расширять двусторонние связи в культуре, образовании, науке, искусстве, туризме, молодежной политике и спорте, а в 2024-2025 годах провести в Белоруссии и Узбекистане Дни культуры двух стран. Все это стало возможным только благодаря продолжительной работе правительств двух стран и отсутствию противоречий между главами Белоруссии и Узбекистана. К слову, Лукашенко пригласил своего узбекского коллегу посетить с официальным визитом Белоруссию в любое удобное для него время, выразив надежду на «продолжение нашего плодотворного диалога в Минске».

Практическим же итогом поездки белорусской делегации в Узбекистан стало подписание огромного пакета документов, которые должны определить будущее двусторонних отношений. Как отмечал глава МИД Белоруссии Сергей Алейник, всего было принято 45 документов, в том числе двусторонние межведомственные и межрегиональные соглашения, а также ряд контрактов, суммарная стоимость которых около $150 млн. Масштабность произошедшего подтверждается тем, что за всю историю сотрудничества двух стран было подписано 70 документов, а тут – сразу 45.

В частности, в этот раз речь идет о соглашении о применении электронных систем сертификации происхождения товаров, программе сотрудничества в сфере культуры и искусства, документах в сфере образования, плане мероприятий по развитию сотрудничества в сфере туризма, а также дорожной карте по дальнейшему развитию сотрудничества в области агропромышленного комплекса на 2024-2026 годы. Главным итоговым документом стала дорожная карта по развитию сотрудничества между странами на 2024-2025 годы, которая включает в себя 81 мероприятие. В ней предусмотрены различные инициативы в промышленной кооперации, а также выход на совместные высокотехнологичные производства экспортно ориентированной продукции. Всего почти 100 проектов на сумму более чем $1 млрд.

Таким образом, визит Лукашенко и белорусской делегации в Узбекистан вполне можно назвать историческим для отношений двух стран. В ходе не только официальных, но и неформальных встреч, в том числе и 9 февраля на горнолыжном комплексе «Амирсой» под Ташкентом, главы государств подтвердили обоюдную заинтересованность в выходе на новый уровень сотрудничества. Символом же новой страницы двусторонних отношений стало посаженное Лукашенко и Мирзиёевым дерево на Аллее почетных гостей.

И если Белоруссии и Узбекистану удастся реализовать все задуманное, то это может стать отправной точкой для новой страницы не только в истории их отношений, но и всего Центрально-Азиатского региона.

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

_____________________________

Фото: https://president.gov.by

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
1365
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика