Лидер «Справедливой России» Сергей Миронов предложил отменить патенты для трудовых мигрантов, заменив их разрешениями на работу. Тем самым эсеры намерены усилить контроль государства над миграционными потоками, который на протяжении последних лет в значительной мере был утрачен.
Вместе с разрешением на работу в России трудовые мигранты, согласно этим предложениям, должны будут проходить фотографирование и дактилоскопическую регистрацию, а вместо стоимости патентов с них будет браться обычный налог на доходы физических лиц в размере 13%, который платят все граждане России. То есть «Справедливая Россия» предлагает уравнять в правах население России и трудовых мигрантов, лишив их тех финансовых преференций, которые они сегодня имеют. Кроме того, региональные власти должны будут ежегодно проводить аналитическую работу, определяя потребность в иностранных работниках на своей территории по отдельным видам экономической деятельности и включать их необходимое количество в прогнозный план социально-экономического развития региона.
Ранее, 6 октября, С. Миронов предложил на федеральном уровне ввести запрет на привлечение мигрантов для работы в наиболее чувствительных сферах – системе школьного образования, организациях здравоохранения и аптеках, такси, строительстве, а также компаниях, занятых грузовыми автомобильными перевозками. В остальных сферах численность иностранных работников предлагалось ограничить 5% от общей численности занятых по каждому виду деятельности, предусмотренному Общероссийским классификатором (ОКВЭД). По словам лидера эсеров, эти меры должны «прекратить приток мигрантов для работы в наиболее чувствительные отрасли экономики», вызывающий в последнее время усиление негативного отношения к ним. Последнее связано с увеличением притока мигрантов из Киргизии, Таджикистана и Узбекистана, а также «резким ростом преступности с их участием».
Необходимость отмены патентной системы, введенной в 2015 г. в ходе предыдущей миграционной реформы, обосновывается эсерами ее неэффективностью в плане регулирования потоков трудовой миграции. По действующему законодательству все мигранты из «безвизовых» стран СНГ, которые не входят в ЕАЭС (Таджикистан, Узбекистан, Азербайджан, Молдавия, Украина), должны приобретать патент на право работать в России. Гражданам стран ЕАЭС достаточно заключить трудовой контракт с работодателем, после чего они могут без патента работать в России на протяжении всего срока его действия.
Однако на практике отсутствие патента устройству на работу отнюдь не препятствует, превращаясь тем самым в проблему самого мигранта. Последний может как оформить необходимые документы, ежемесячно оплачивая стоимость патента, так и работать без него, ограничившись постановкой на миграционный учет по месту пребывания и получая «серую» зарплату.
Ежемесячная плата за патент устанавливается региональными властями и от субъекта к субъекту значительно колеблется. В среднем по России на 1 января 2023 г. она составляла 6 135 руб. Максимальным ее размер является в Якутии (12 255 руб.), а минимальным – в Чечне (2 724 руб.). Возможность устанавливать размер платежа за патент позволяет использовать его как барьер, препятствующий легальному привлечению мигрантов. В ряде регионов размер платежа явно имеет «заградительный» характер. Помимо Якутии, где в марте 2019 г. прошли вызванные криминальным инцидентом антимигрантские выступления, такой характер носит стоимость патента в Ямало-Ненецком автономном округе (10,9 тыс.), Забайкальском (9,7 тыс.) и Приморском (8,7 тыс.) краях. Достаточно высокой по сравнению со средней по стране является плата за патент в Кабардино-Балкарии (8,2 тыс.), Магаданской области (8,2 тыс.), Карелии (8,1 тыс.), Тверской (8,1 тыс.) и Новгородской (8 тыс.) областях. При этом в наиболее привлекательных для мигрантов регионах размер платежа по сравнению с уровнем зарплаты невелик. В Москве и Московской области он равен 6,6 тыс. руб., а в С.-Петербурге м Ленинградской области – всего 4,4 тыс. руб.
За январь-июль 2023 г. в России, по данным МВД, было оформлено 1 млн 407, 6 тыс. патентов, что на 14,9% больше, чем за тот же период прошлого года (1 млн 224,8 тыс.). Причем рост числа оформленных патентов наблюдался в условиях, когда количество поставленных на учет иностранцев немного сократилось (с 9,6 до 9,1 млн чел. – на 6,1%). Тем не менее доля оформивших патенты по отношению к общему числу поставленных на учет иностранцев увеличилась по сравнению с прошлым годом всего лишь с 12,7 до 15,5%. То есть если в прошлом году патент оформлял каждый седьмой-восьмой из зарегистрированных иностранцев, то в этом году – каждый шестой-седьмой. При этом количество действительных патентов выросло незначительно – с 2 002,5 тыс. до 2 058, 5 тыс., или менее чем на 3%. Фактически число легально работающих в России иностранцев в этом году значительно не изменилось, что говорит о стабильности той группы мигрантов, которая их оформляет.
При этом патенты приносят регионам довольно существенные доходы. Особенно тем из них, где мигрантов много. Так, объем поступлений в бюджет Москвы от платежей за патенты в 2015-2022 гг. составил около 145 млрд рублей, что эквивалентно 2% поступлений от НДФЛ. За прошлый год столичный бюджет получил от платежей за патенты рекордную сумму в размере 32 млрд руб., которая по сравнению с прошлым годом увеличилась на 45%. За 2022 г. обязательные для мигрантов регистрационные процедуры прошли 1,2 млн чел., включая 920 тыс. оформивших патенты и 250 тыс. граждан стран ЕАЭС (кроме Белоруссии).
При этом число актов постановки на регистрационный учет в Москве и Московской области за прошлый год составило 6 млн, а работу в качестве цели прибытия указали 4,8 млн. То есть три четверти всех «гостей столицы», прибывших главным образом из среднеазиатских стран СНГ, могли работать без оформления патента или трудового договора.
По сути, С. Миронов предлагает приравнять трудовых мигрантов, которые должны по закону приобретать патент, к гражданам стран ЕАЭС и России. Оформив трудовой договор, они будут платить НДФЛ в размере 13%, будучи уравнены с ними в трудовых правах и налогообложении. Обосновывается это тем, что в регионах с высокой зарплатой патенты для государства невыгодны. Так, в Москве, где зарплата на стройке может достигать 80 тыс. руб., трудовые мигранты платят в бюджет всего лишь 6,6 тыс. руб., тогда как в случае оплаты НДФЛ по обычной ставке размер платежа будет в полтора раза больше и составит 10400 руб. При этом зарплата мигрантов на стройках в Москве, судя по объявлениям о вакансиях, составляет от 100 до 200 тыс. То есть в реальности бюджет недополучает благодаря патентам огромные суммы, которые в случае перевода мигрантов на оплату НДФЛ могут вырасти в несколько раз.
Уравнивание иностранцев и граждан России в плане уплаты НДФЛ теоретически может привести к тому, что мигранты окажутся для работодателей не так выгодны, как ранее. На деле, однако, такой результат вовсе не гарантирован. Дело в том, что за граждан России, помимо НДФЛ, работодатель платит еще единый социальный взнос в размере 30%, что в совокупности добавляет к зарплате 43%, увеличивая ее почти в полтора раза. С мигрантов же, которые к местному населению вроде как не относятся, а потому оплачивать полагающиеся им и членам их семьи услуги образования, здравоохранения и т. п. не должны, брать социальные взносы «Справедливая Россия» не предлагала. То есть они по-прежнему будут для работодателей гораздо выгоднее, чем граждане России. Кроме того, платить НДФЛ мигранты будут лишь тогда, когда иных возможностей трудоустройства, кроме легального, у них не будет. А для этого следует перекрыть возможность свободного въезда в Россию с целью трудоустройства, разрешая его лишь тем, кто заранее прошел отбор у себя на родине.
В случае отсутствия иных, более действенных мер по ограничению притока мигрантов отмена патентов может обернуться снижением административных и финансовых барьеров, которые сегодня заставляют их оставаться в тени. И результат может оказаться прямо противоположным – произойдет повышение их конкурентоспособности на российском рынке труда, испытывающем сегодня дефицит рабочих рук. Поскольку работать с мигрантами проще, работодатели предпочтут нанимать их, указывая в трудовых контрактах заниженный размер заработной платы, на который большинство граждан России не согласится. В итоге отмена патентов может привести не к ограничению притока мигрантов, а к вытеснению местного населения из тех сфер деятельности, где привлечение иностранцев окажется более выгодным.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram