Босфор–Суэц: удорожание транзита повышает значимость коридора «Север–Юг» - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 17.05.2024 |

Босфор–Суэц: удорожание транзита повышает значимость коридора «Север–Юг»

Администрация Суэцкого канала (SCA) в конце октября объявила о новом повышении транзитных сборов за прохождение танкеров с нефтью, нефтепродуктами, сжиженным газом и рядом других грузов на 5-15% с 15 января 2024 года. Такое решение в сочетании с дальнейшим удорожанием транзита через турецкие проливы повышает востребованность альтернативных внешнеторговых маршрутов для России и в целом ЕАЭС (как и для многих других стран). Ибо на трансрегиональный маршрут Черное море–Босфор–Дарданеллы–Средиземноморье–Суэцкий канал–Красное море–Индийский океан приходится до трети объема внешнеторговых перевозок ЕАЭС и примерно столько же – РФ.

Если подробнее, транзитный сбор по Суэцу вырастет на 15% для танкеров, транспортирующих сырую нефть, нефтепродукты, для судов со сжиженным нефтяным и природным газом (и для круизных судов). Сборы для судов для транспортировки насыпных и генеральных грузов и Ro-Ro-судов (ролкеров) вырастут на 5-6%. Рост сборов не затронет контейнеровозы, идущие из портов северо-западной Европы к портам Дальнего Востока и в обратном направлении.

Но пока не уточняется, повысятся ли транзитные сборы для контейнеровозов, следующих из черноморских портов в страны Азии (включая дальневосточные) и Африки, как и в обратном направлении. Последнее же впрямую касается внешнеэкономических связей РФ–ЕАЭС: на Суэцкий маршрут приходится свыше трети совокупного объема грузоперевозок ЕАЭС по упомянутым направлениям из черноморских портов РФ (и к этим портам из тех же регионов) и около 15% – из черноморских портов Грузии/обратно к этим портам. Причем в объеме «параллельного» импорта в РФ общая доля черноморских портов России, Грузии и Абхазии превышает 35%. Плюс к тому не менее четверти объема «параллельного» импорта поступает в эти порты через Суэцкий канал.

Похоже, пояснения с суэцкими тарифами по контейнерным сообщениям с теми же портами связаны с антироссийскими санкциями Запада. То есть окончательный размер «суэцких» ставок на транзитные сообщения с Черноморьем зависит от дальнейшего режима санкций против черноморских портов РФ. К тому же Каир может повысить эти тарифы и для того, чтобы избежать риска вторичных санкций.

Многие участники фрахтового рынка уверены, что повышение транзитных сборов SCA приведет к дальнейшему росту стоимости фрахта судов, проходящих через канал. А это, в свою очередь, отразится на экспортных ценах перевозимой продукции, которые почти наверняка повысятся. Поскольку зарубежным экспортерам, в том числе партнерам по «параллельному» импорту (ПИ) в РФ, придется частично компенсировать удорожание «суэцкого» транзита. Впрочем, санкционный режим Запада против РФ может способствовать тому, что российским поставщикам придется использовать заниженные (демпинговые) цены на свою продукцию, по крайней мере вывозимую из черноморских портов через Босфор–Суэц.

Ценовая ситуация на этом трансконтинентальном маршруте усложняется и транзитной политикой Турции, активно пользующейся зависимостью всех причерноморских стран, особенно России, от транзита через Босфор–Дарданеллы. Достаточно сказать, что, например, почти до 40% объема совокупного российского экспорта нефти и нефтепродуктов издавна приходится на транзит через турецкие проливы. Характерно, что удорожание транзита здесь ускорилось, во-первых, с введением/ужесточением антироссийских санкций Запада и, во-вторых, с увеличением ПИ в Россию.

Поясним: как сообщал GMK Center, Турция с июля 2023 года снова повысила плату за прохождение судов в Босфоре–Дарданеллах на 8,3% за тонну груза. А в октябре 2022-го Анкара уже в 5-й раз (!) повысила эту плату. По предварительной информации, повышение этих ставок планируется и в 2024-25 годах.

И повторим, пока нет оснований полагать, что не будут впредь повышаться транзитные ставки и в Суэцком канале. Тем более что, по многим оценкам, весомый предлог для их увеличения – это бессрочная, как считают многие арабские СМИ, конфликтная ситуация в примыкающем к каналу секторе Газа.

С учетом вышеупомянутых факторов и тенденций стратегической альтернативой должен стать международный транспортный коридор «Север–Юг», обеспечивающий кратчайший и менее дорогостоящий выход из ЕАЭС–региона к портам Персидского залива–Индийского океана. Точнее – через Азербайджан – к иранским портам в Персидском заливе и через Казахстан–Туркменистан – к портам Ирана на побережье Индийского океана.

Заметим в этой связи, что с середины 2023 г. более активно растут грузопотоки по восточному сектору этого коридора (через Казахстан–Туркменистан) к иранским портам Индийского океана, поскольку данный сектор выходит напрямую к этому бассейну, минуя Персидский залив. Что важно и политически, поскольку на его южном, то есть аравийском, побережье и вблизи него размещены многочисленные базы ВМС/ВВС Великобритании и США.

Маршруты коридора «Север–Юг»

Начальник Северо-Кавказской железной дороги Сергей Задорин отметил 10 ноября в ходе круглого стола в Минводах по транспортным технологиям, что минимум вдвое «к 2025 году РФ может увеличить перевозки по западному (через Азербайджан. – Ред.) маршруту коридора «Север–Юг» – до 15 млн тонн в год, а к 2030-му – до 20 млн тонн». Не в последнюю очередь это связано с вводом в действие соединительной прикаспийской ж/д ветки в Иране (Решт – порт Астара), что запланировано на вторю половину 2020-х.

Насчет восточного сектора коридора на форуме тоже прогнозировался весомый темп роста перевозок к 2025-2030 годам. Скажем, на этот сектор только со станций СКЖД за январь-октябрь с. г. было отправлено 201,6 тыс. тонн – в 1,6 раза выше уровня того же периода 2022 года.

Что же касается транзитной альтернативы для экспортируемой в южном направлении российской нефти, то ввиду удорожания и нефтетранзита на маршруте Босфор–Суэц вполне может быть востребована проработка проекта нефтепровода по маршруту РФ–Азербайджан–Иран. То есть с несколькими выходами к иранским портам  в Персидском заливе или на побережье Индийского океана.

Возможность такой артерии впервые обсуждалась еще в начале 1970-х в связи с открытием ирано-советско-восточноевропейского газопровода через Азербайджан и с невозможностью эксплуатации Суэцкого канала с 1967 года до 1975-го включительно. Разработка вариантов такого нефтепровода началась в 1972-м, но в дальнейшем они не были доведены до конкретных проектов.

Востребованность же такой артерии сегодня тем более повышается с учетом упомянутой транзитной политики Анкары и Каира на маршруте Босфор–Суэц. А в более широком контексте тому же проекту способствует всё более активное использование РФ, Азербайджаном, Ираном и странами Центральной Азии коридора «Север–Юг».

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
1643
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика