Не потоп, так маловодье: у Центральной Азии – серьезные проблемы с водой - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 27.07.2024 |

Не потоп, так маловодье: у Центральной Азии – серьезные проблемы с водой

Несмотря на весенние наводнения, в летний период в Казахстане ожидают серьезный дефицит воды. В зоне повышенного риска окажутся поливные земли Туркестанской и Кызылординской областей. Впрочем, аномальная жара и засушливость летом нынешнего года прогнозируется на всей территории Центральной Азии. По оценкам специалистов, это приведет к маловодью, которое могут повлечь за собой более серьезные по сравнению с прошлым годом последствия, прежде всего экономического и продовольственного характера. Т. е. проблематика гидроресурсов в регионе с каждым годом становится все актуальнее.  

На пятой консультативной встрече глав государств ЦА, проходившей в сентябре 2023 г. в Душанбе, президент Кыргызстана Садыр Жапаров подчеркнул, что вопросы адаптации к изменению климата, использования водных ресурсов и взаимодействия в энергетической сфере приобретают все большее значение для стран региона: «Для всех уже очевидно, что воды с каждым годом будет все меньше, а потребность в ней будет все больше возрастать».

Эксперты предупреждают: если страны региона уже сейчас не начнут координировать свои усилия, нацеливая их на рациональное и эффективное водопользование, то в ближайшее десятилетие вода может стать причиной серьезных конфликтов между странами. А к середине нынешнего века внушительная территория региона и вовсе может превратиться в пустыню, непригодную для жизни людей.

Такие прогнозы были озвучены участниками прошедшей в Бишкеке международной конференции «Дефицит гидроресурсов в ЦА: пути решения водных проблем на региональном и международном уровнях». Организаторами дискуссии выступили Центр экспертных инициатив «Ой Ордо» и ОФ «Green Energy».

Поиски решений

 «По прогнозам аналитиков Всемирного банка, к 2050 г. на фоне роста населения ЦА до 90 млн человек дефицит питьевой воды составит 25-30%, а потребность в поливной воде может возрасти на 30% уже к 2030 году, – рассказал секретарь Совета безопасности КР Марат Иманкулов. – При этом многие эксперты в своих прогнозах приходят к неутешительному выводу, что в ближайшие 25-30 лет человечество столкнется с глобальной проблемой нехватки питьевой воды. И хотя к 2050 г. на планете будет достаточно гидроресурсов для обеспечения потребностей 9 млрд человек, распределены они будут неравномерно. ООН в своих докладах и экспертных оценках отмечает, что если не принять меры по сохранению водных ресурсов уже сейчас, то через четверть века более 5 млрд человек будут иметь проблемы с доступом к воде».

В настоящее время основными вызовами для Кыргызстана, по словам М. Иманкулова, являются: сокращение объемов доступной питьевой воды; высокий износ водохозяйственной инфраструктуры; проблемы трансграничного вододеления; незавершенность реформирования системы управления водных отношений. Есть ряд и других проблем, которые также влияют на водную безопасность страны. Как показывают данные официальной статистики, ситуация с ледниками в Кыргызстане вызывает уже не озабоченность, а сильную тревогу и требует принятия экстренных мер.

«На территории нашей страны берут начало наиболее крупные реки, обеспечивающие водой как Кыргызстан, так и соседние государства. После 1991 г. связи и структура единого хозяйственного механизма управления водными ресурсами были разрушены. На повестку дня встал вопрос по разработке новых правил и норм эффективного и рационального водопользования, а также необходимости пересмотра нормативных актов и схем в сфере вододеления трансграничных водных ресурсов», – подчеркнул секретарь Совбеза.

По его словам, отдельные проблемные вопросы использования водных ресурсов государствами ЦА остаются по-прежнему нерешенными и зачастую становятся предметом разногласий во взаимоотношениях суверенных государств, в том числе из-за нерешенности вопросов компенсации за использование водных ресурсов. «Кыргызстан, находясь у истоков формирования рек, всегда строго придерживался соблюдения ранее заключенных межгосударственных соглашений, исходя в первую очередь из принципа добрососедства и сотрудничества. Считаю, что в настоящее время возникла острая необходимость в активном сотрудничестве государств по вопросам воды и изменения климата. После тщательных обсуждений и нахождения взаимоприемлемых компромиссов должны быть пересмотрены межгосударственные соглашения с учетом текущей ситуации и заключены новые договоренности на взаимовыгодных условиях», – заявил М. Иманкулов.

Замминистра водных ресурсов, сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности КР Алмазбек Сокеев также подчеркнул, что в сфере водопользования существует много проблем, требующих оперативного решения. «В свете изменения климата нам надо адаптироваться к новым ситуациям. Если раньше маловодье случалось примерно раз в 6 лет, то сейчас это происходит практически через год. Кроме того, сдвинулись циклы: если раньше вода приходила в мае, то сейчас приходит в июне. Т. е. нам нужно отрегулировать свою деятельность с учетом этих условий. Учитывая тенденцию к маловодью, необходимо строить новые гидросооружения, иначе мы не сможем полноценно подавать воду», – отметил чиновник.

По его словам, в Кыргызстане сегодня ведется активная работа по минимизации потерь в водопользовании. Большое внимание уделяется ирригационной системе: «За последние три года в 8 раз увеличено финансирование на ремонт ирригационных сетей, благодаря чему за последние полгода нам удалось увеличить объем водоподачи примерно на 40%, т. к. многие каналы очищены и функционируют. Реконструкция этих сооружений позволит минимизировать потери, а значит, мы сможем подавать больше воды странам низовья. Этот вопрос мы прорабатываем с коллегами из соседних стран. Например, с Узбекистаном мы ведем совместную работу по реабилитации Касан-Сайского водохранилища. С Казахстаном договорились, что будем совместно очищать БЧК», – рассказал А. Сокеев.

В свою очередь директор Института водных проблем и гидроэнергетики НАН КР Догдурбек Чонтоев подчеркнул, что все водорегулирующие и транспортирующие сооружения, построенные более полувека назад, сегодня находятся в опасном техническом состоянии и уязвимы перед реальной угрозой разрушения, что грозит катастрофой, прежде всего, равнинным государствам, расположенным в низовьях рек – Узбекистану и Казахстану. «Только сообща, при долевом участии всех государств может быть обеспечена надежная эксплуатация межгосударственных гидротехнических объектов, а следовательно, и гарантированная водоподача», – пояснил спикер.

Вода – это ценность, и она должна стоить денег

При этом он обратил внимание на отсутствие экономических принципов межгосударственного водопользования. «Введя плату за услуги по подаче воды для собственных водопользователей, государства ЦА совершенно не учли рыночный механизм оплаты за воду, получаемую с территории соседних государств. Они используют её по-прежнему бесплатно, не возмещая никаких затрат Кыргызстану за обслуживание и эксплуатацию водохранилищ и других ирригационных сооружений межгосударственного использования, регулирующих сток рек и подающих воду в соседние государства, т. е. эти объекты обслуживаются и содержатся только за счет бюджета республик», – пояснил Д. Чонтоев.

Мысль о том, что Кыргызстану, как главному поставщику гидроресурсов, необходимо «на берегу договориться» с соседними странами об определении стоимости воды и способов оплаты за нее, а также совместно с соседями выработать формы и механизмы компенсации, озвучила председатель ОФ Green Energy Анара Султангазиева.

«Вода не является возобновляемым ресурсом, как солнечная энергия и энергия ветра. И с каждым годом ее становится все меньше. В настоящее время вода стоит больше, чем нефть. Если в Европе один литр бензина стоит 1,5 евро, то один литр питьевой воды обходится европейцам в 4 евро, а через 5-10 лет она будет стоить дороже золота. И если учитывать данные мировых исследований и прогнозов, то к 2040 году во всем мире могут начаться войны за водные ресурсы, исключением не станет и ЦА. Во избежание конфликтов в будущем мы должны решить водные вопросы уже сейчас, т. е. установить адекватную стоимость нашего ценного ресурса. И наши соседи должны это понимать и принимать наши условия. Вода не является природным благом, как многие привыкли считать. Вода – это ценный товар и имеет свою стоимость», – отметила она.

Решение водно-энергетических проблем региона председатель Института изучения водных проблем и гидроэнергетических ресурсов в ЦА Эрнест Карыбеков видит в строительстве тепловой электростанции на угольном месторождении Кара-Кече в Кыргызстане. По его словам, страны ЦА 30 с лишним лет независимости отбирали воду сверх нормы, и они будут это делать, пока не появятся экономические рычаги и условия, которые вынудят их рационально использовать гидроресурсы.

«Во-первых, мы не должны рассматривать водные проблемы отдельно от энергетики, т. к. вырабатываем электроэнергию за счет воды. Кыргызстан ввиду того, что зимой энергопотребление выше, сбрасывает воду в холодное время года. Наши соседи построили у себя водохранилища и контррегуляторы, где накапливают воду, но часть ее уходит в песок, а часть испаряется, потому что у них жарко. Воду надо хранить в высокогорье, т. е. у нас. А для этого нужны условия», – отметил спикер.

При этом он поддержал мысль о том, что вода – это национальная ценность и ее необходимо оценить: «Но у нас опять же нет рычагов. Чтобы это сделать, нам нужно построить альтернативную электростанцию, которая не будет зависеть от гидроресурсов – тепловую станцию на угольном месторождении Кара-Кече мощностью 1200 мВт. Через три года после ее запуска Токтогульское водохранилище будет полным, потому что в зимнее время мы будем пользоваться мощностями ТЭЦ, благодаря чему сможем накапливать и хранить воду. Т. е. у нашей республики появится возможность подавать воду соседям в вегетационный период и в нужных объемах, но за хранение соседние государства нам должны будут платить. Если им не будет хватать их объемов, тогда Кыргызстан, который использует только 2% воды из Сырдарьи и Амударьи, сможет им продавать свои излишки за отдельную стоимость. Примерно по три сома за кубометр, что соответствует одному кВт/ч».

Эксперт подчеркнул, что это и будут те условия, при которых Кыргызстан сможет оценить воду. В другом случае никто из соседей не согласится платить, т. к. они сами накапливают воду. «Да, она уходит в песок и испаряется, но эти проблемы они у себя на территории не решают, потому что вода им достается даром. Поэтому нужно создать экономический рычаг, чтобы все страны ЦА добровольно собрались за стол переговоров. А пока этого не произойдет, вода будет использоваться неэффективно и расточительно», – добавил Э. Карыбеков.

(Окончание следует)

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
2990
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика