США педалируют тему «желтой угрозы» в Арктике - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 18.05.2024 |

США педалируют тему «желтой угрозы» в Арктике

Председатель Военного комитета НАТО адмирал Роб Бауэр считает, что растущие связи между Китаем и Россией повышают риски в Арктике. Во второй половине октября он заявил, что НАТО все больше беспокоит китайское судоходство по российскому Северному морскому пути (СМП) и возможность того, что коммерческие и научные интересы Пекина могут стать предвестниками китайского военного присутствия в Арктике, т. к., мол, «наивно рассчитывать только на коммерческое использование».

Стремление Китая стать крупным игроком в Арктике долгое время сдерживалось его соседом – Россией, которая, по словам авторов The Wall Street Journal, «тщательно оберегала свою доминирующую роль в этом регионе». Теперь же «вместе со льдом, сковывающим северный полюс Земли, сопротивление Москвы начинает таять». Причина, по мнению ведущего бизнес-издания США, озвученному в начале октября, состоит в том, что западные санкции заставили Россию в большей степени опираться на Китай для поддержки своей экономики, военных действий и достижения давних целей по освоению Арктики. Именно поэтому, оказавшись после начала СВО на Украине в изоляции со стороны ряда западных стран, Москва обращается за помощью к Пекину, чтобы переправить больше нефти на Восток по полярным маршрутам.

Пользуясь этими обстоятельствами, Китай укрепляет свои позиции как в Арктике, так и на севере России. По мнению небезызвестного со времен холодной войны Джеймстаунского фонда, Москва давно заявляла, что роль Китая в развитии СМП является центральной частью их стратегического сотрудничества. Несмотря на это, Кремль не может быть полностью доволен недавним масштабом расширения деятельности Пекина в Арктике. Российские комментаторы и официальные лица в последние несколько лет все чаще выражают обеспокоенность по этому поводу. Однако после саммита Си Цзиньпина с Владимиром Путиным в марте 2023 года российские аналитики опубликовали меньше статей о действиях Китая в Арктике. Это отражает трудное положение, в котором находится российское руководство в связи с международными санкциями, а правительство В. Путина все более жестко реагирует на заявления, которые бросают вызов основным направлениям его внешней и внутренней политики.

В то же время, по мнению американских специалистов по холодной войне, научные исследования Китая могут иметь большее значение в долгосрочной перспективе, поскольку это дает Пекину шанс проложить свой собственный курс в Арктике. Этот, совершенно другой арктический морской путь, Китай может проложить севернее российского СМП. Благодаря ему КНР могла бы функционировать в качестве перевозчика по линии Восток-Запад в Арктике, независимого от России.

В период летней навигации Пекин уже направил свой самый современный ледокол Snow Dragon 2 для создания временной исследовательской базы на 84-й параллели к северу, далеко за пределами тех мест, где проходит СМП. В связи с этим специалисты Jamestown Foundation уже выражают надежду на то, что проводимые китайцами исследования позволят улучшить прогноз погоды и картографирование региона – две возможности, необходимые для открытия Дальнего Севера для судоходства. Что, в свою очередь, позволит китайским судам свободно и бесконтрольно проходить за пределы территорий, строго контролируемых Россией, и может стать основой для оспаривания территориальных претензий Москвы в Арктике.

В данном контексте необходимо особо отметить, что американцы, недавно (в конце сентября – начале октября) сами проведшие свой ледокол «Хили», входящий в состав Береговой охраны США, севернее российского Северного морского пути, в последнее время стремятся педалировать тему «желтой угрозы» в Арктике как можно активнее. С явным акцентом на то, что Китай может проложить совершенно другой арктический морской путь к северу от СМП и таким образом станет функционировать в роли перевозчика Восток-Запад в Арктике, независимого от России.

В чем здесь подвох, помимо понятного желания Вашингтона стравить Москву и Пекин на арктической теме?  

Во-первых, не совсем понятно, зачем китайцам в принципе прокладывать «второй Северный морской путь»? Ведь Россия и так прилагает максимум усилий, чтобы обустроить первый и на данный момент единственный СМП. В перспективе уже ближайших лет там появятся новые ледоколы, новая спасательная инфраструктура, будет развернута спутниковая группировка. Все это позволит сделать навигацию в регионе еще безопаснее, а коммерческий трафик – еще более предсказуемым. И в значительной степени все это делается как раз для обеспечения транзитных перевозок Восток-Запад, что пойдет на пользу того же Китая и его торговли с Европой.

Во-вторых, если китайцам все же захочется организовать свой высокоширотный транзит севернее СМП, это станет для них крайне сложным вызовом, в т. ч. с технической точки зрения. Пекину потребуются не только ледоколы (озвучить планы о создании флота из нескольких мощных атомоходов с судами обеспечения на словах – это одно, а создать его – совершенно иное дело, тем более что и по этим планам китайцы смогут обзавестись таким флотом только через пару десятилетий), но и инфраструктура, охватывающая, помимо прочего, собственные спасательные и прочие службы. Все это делает саму идею проекта, и так рискованную в принципе, еще и весьма затратной.

В-третьих, исследователи отмечают, что долгосрочные планы властей КНР действительно включают в себя проникновение в Арктику, закрепление за Пекином некой особой роли в регионе, богатом ресурсами и имеющем важное геополитическое и транзитно-транспортное значение. При этом китайцы совершенно не имеют какой-либо особенной «привязанности» к России. Если по каким-то причинам они посчитают, что выгоды от выстраивания своей логистики в Арктике перевесят издержки от дальнейшего сотрудничества с РФ, то без особых колебаний отойдут от него. Но и в этом случае они вряд ли будут создавать свой собственный «китайский СМП-2». Скорее, выбор может быть сделан в пользу пресловутого «размывания суверенитета», подрыва эксклюзивного статуса России в арктических акваториях.

В-четвертых, из-за того, что правовая позиция российской стороны в данном вопросе, к сожалению, пока все еще небезупречна, высока вероятность того, что в перспективе Пекин будет предпринимать попытки договориться об условиях работы на российском СМП китайских ледоколов (прежде всего  атомных), которые к тому моменту уже станут в строй. В то же время как китайские перевозчики, поддерживаемые всей мощью мягкой силы и дипломатии Пекина, будут последовательно претендовать на особенный статус, близкий к национальному. И вот эта перспектива как раз является для России более угрожающей, чем возможная прокладка китайцами «второго Северного морского пути».

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
1180
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика