ЕАЭС: опасения «реинкарнации» СССР беспочвенны - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 11.05.2024 |

ЕАЭС: опасения «реинкарнации» СССР беспочвенны

Сегодня деятельность ЕАЭС ограничивается пока территорией бывшего СССР. Это вызывает у многих людей в бывших союзных республиках обеспокоенность тенденцией к некоему восстановлению Советского Союза или даже Российской империи. Это были, безусловно, великие державы, одна из которых пришла на смену другой, но наряду с массой положительных сторон они имели как для Центра, так и для национальных окраин немало минусов.

Сравнивая настоящее с прошлым, начинать надо, безусловно, отнюдь не с экономического положения, а с имевшего место ощущения собственной второсортности. Даже тот факт, что при СССР Беларусь и Украина обрели собственных представителей в ООН, мало что меняет по сути. Эта инициатива была предпринята советским руководством с одной целью - чтобы вместо одного голоса у СССР оказалось сразу три.

В действительности ЕАЭС не имеет практически ничего общего с СССР, за исключением границ, которые кое-где пытаются менять. Ни общих политических, ни общих военных директив из некоего единого центра евразийское объединение не получает. Его, этого единого центра, просто нет. Конечно, Россия по экономическому потенциалу в ЕАЭС превосходит всех остальных участников, но не имеет рычагов давления на них, какие имел Кремль для давления на союзные республики, а также на партнёров по Совету экономической взаимопомощи (СЭВ).

И это надо признать даже с учётом того, что в СССР формально у всех союзных республик было конституционное право на выход из состава Советского Союза. Были и попытки пользования таким правом, например, со стороны Тбилиси, Баку и Вильнюса.

А в рамках ЕАЭС нет, как и в БРИКС, никакой политической подоплёки, только чистая экономическая география. Даже Беларусь, имеющая статус союзного с Россией государства, позволяет себе многое, и за это многое в рамках ЕАЭС Россия и не думает прибегнуть к каким-либо экономическим или таможенным санкциям.

Белорусский президент Александр Лукашенко ездит в Иран и Индию с поисками альтернативных рынков для сбыта калийных удобрений, МАЗов, БелАЗов, тракторов. Если представить, что в советское время такое бы без согласования с Кремлём делал Петр Машеров, можно представить, где бы он оказался…

В БРИКС, нельзя не напомнить, примерно такие же нарочито «свободные» отношения между членами, хотя в последнее время явственно видны амбициозные инициативы ЮАР. Но без поддержки других членов БРИКС эти инициативы точно были бы спущены на тормозах. И это при том, что экономика ЮАР по сравнению с экономикой наиболее мощного члена БРИКС Китая, это даже не экономика Таджикистана в сравнении с экономикой РФ – еще меньше.

       

В своё время экс-президент Казахстана Нурсултан Назарбаев высказал вполне мудрую мысль о том, что надо сделать ради дистанцирования ЕАЭС от Союза ССР. По его словам, чтобы «постсоветские республики не боялись», что снова окажутся «под Россией» в случае вступления в ЕАЭС, надо пригласить туда какую-нибудь из развивающихся стран с достаточно крупной экономикой, например Турцию. Тогда и страх улетучится.

Впрочем, почему-то Турцию никуда не приглашают, даже несмотря на то, что по высказываниям президента Реджепа Эрдогана можно понять, насколько он разочарован уже не только в Евросоюзе, но и в НАТО. В последнем Турция состоит уже давно, но почти все время находится с другими членами альянса в конфронтации.

Проблема расширения перед ЕАЭС стоит всё-таки более остро, чем для БРИКС, и без того объединившего чуть ли не половину планеты. Впрочем, как раз БРИКС, где явно позитивно прочувствовали свежий ветер с присоединением ЮАР, пойти на дальнейшее расширение смогли, опередив ЕАЭС. Хотя вряд ли кто-то вообще задумывался при этом о какой-либо форме конкуренции. Тем не менее не может не впечатлять, что, несмотря на поистине огромный массив тем по всем трём столпам взаимодействия в БРИКС (политическому, экономическому и гуманитарному), вопросы расширения и единого подхода к организации системы платежей вышли на первый план.

Однако глубина взаимодействия при всём этом в БРИКС никогда не сравнится с ЕАЭС – это истина, не нуждающаяся в доказательствах.  В то же время и в ЕАЭС никто и никогда, хотя бы из опасений распада, не пойдёт на повторение создания практически единого экономического пространства, как это было в СССР, а под его диктовку – и в СЭВ.

Эйфория от первых экономических успехов ЕАЭС на базе таможенного союза и почти полного открытия границ вкупе с унификацией целого ряда экономических, налоговых, технических нормативов уже давно позади. При этом расширение ЕАЭС, опираясь среди прочего и на положительный опыт СЭВ, это не только выгодно, в чём уже мало кто сомневается, даже с учётом собственных, порой скромных позиций в объединении, но и достаточно сложно. Принятие правил игры ЕАЭС для многих – едва ли не главное препятствие, и в то же время любой, примкнувший к евразийскому сообществу, не только укрепит его, но резко снизит все опасения по поводу «возврата в СССР».

Есть и ещё один нюанс: действующим членам ЕАЭС необходимо быть готовыми поменять в пользу общего обновляемого объединения что-то из действующих норм и правил. Особенно, если его новые участники не будут иметь за спиной опыта пребывания ни в СССР, ни в СЭВ. В таком случае практически безальтернативной становится перспектива оптимизации всех существующих и согласованных процессов и соглашений в рамках ЕАЭС. Что даст не только дополнительную нагрузку на все профильные ведомства и экспертные круги, но и принесёт дополнительные барьеры для пресловутого приоритета наиболее крупного из членов объединения, то есть России. Новые страны-члены должны получить предельно ясную и чёткую картину всех взаимосвязей в объединении для полноценного включения во все процессы ЕАЭС.

Должно ли сегодня действующее ядро ЕАЭС прикладывать какие-то дополнительные усилия, чтобы дать перспективным новичкам изучить все нюансы и специфику, прежде чем самим погружаться в евразийскую интеграцию? Ответ на такой вопрос должен быть однозначно положительным, причём не всегда для такой практики страны ЕАЭС обязательно должны выступать этаким единым фронтом. Одиночные инициативы должны только приветствоваться и активно поддерживаться. Позиция «ЕАЭС не нуждается в рекламе» в современных условиях абсолютно неприемлема.

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
1151
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика