
Главное управление морских портов Минтранса Турции на днях сообщило, что с 1 июля с.г. увеличиваются почти на 10% сборы за проход торговых судов по маршруту Босфор-Мраморное море-Дарданеллы в обоих направлениях. Более чем втрое эти сборы были увеличены с середины октября 2022 года.
В турецком Минтрансе прогнозируют, что в текущем году доходы Турции от транзита по данному маршруту составят порядка 900 млн долл. в сравнении с 160-170 млн долл. в предыдущие годы. Столь высокий рост транзитных доходов обусловлен, прежде всего, более активным использованием Россией того же маршрута для внешнеторговых перевозок, особенно для параллельного импорта в РФ и для экспорта российских зерновых, нефти и химудобрений.
Существенное повышение транзитных ставок в проливах связано и с тем, чтобы перенаправить экспорт казахстанской нефти, в том числе в рамках Каспийского трубопроводного консорциума, с «привязанного» к этим проливам Новороссийска на нефтепровод Баку-Тбилиси-турецкий средиземноморский порт Джейхан. Нефтеэкспорт из Казахстана через Джейхан увеличивается с весны с.г.
Наш корр.