Коридор в Монголию через Туву ограничивать экспортом угля нецелесообразно - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 18.09.2024 |

Коридор в Монголию через Туву ограничивать экспортом угля нецелесообразно

В Туве планируется создание транзитного коридора в Монголию и далее в северо-западный Китай (Синьцзян-Уйгурский автономный район). Об этом в конце февраля с.г. заявил СМИ Владислав Ховалыг, глава Республики Тыва. Речь идет, прежде всего, о железной дороге примерно в 600 км: Курагино (Красноярский край) – Кызыл – граница с Монголией.

Упомянутому проекту, заметим, уже свыше 100 лет. Но сроки его реализации переносились не менее 10 раз. Либо по финансовым причинам, либо в связи с неопределенностью перспективной грузовой базы по этой магистрали. К настоящему времени главная задача проекта состоит в создании дополнительного выхода Транссиба в Монголию–КНР для освоения транзитных грузопотоков. Сроки реализации такого проекта официально пока не объявлены, предположительно это вторая половина 2020-х.

Ранее создание означенной артерии предусматривалось для промышленного освоения колоссальных запасов угля, руд цветных металлов, разнообразного химического сырья и лесных ресурсов в Тыве и в примыкающем к нему южном регионе Красноярского края. И параллельно  для расширения железнодорожной сети в южном секторе Транссиба.

Ныне превалирует, повторим, именно «коридорно-транзитный» акцент в означенном проекте. Как отметил В. Ховалыг, «что касается социально-экономического развития, будем продвигать инфраструктурные проекты, как, например, организация трансграничного коридора через Туву в Монголию и Китай». Уточнено в этой связи, что в конце декабря 2023 г. в Туве должны запустить после реконструкции пункт пропуска «Хандагайты» на границе с Монголией.

Реализация проекта упомянутой магистрали до начала 2020-х была увязана с развитием восточно- и южносибирского секторов Транссиба. Но к 2020 году основной задачей в планах развития восточносибирской железнодорожной сети стало повышение пропускной способности Транссиба и БАМа, в том числе их ответвлений к дальневосточным портам РФ и в Китай. А в трансграничном аспекте главными «полюсами» в повышении провозных мощностей той же ж/д сети стали, во-первых, маршрут Наушки (Транссиб) – Улан-Батор (Монголия) – Эрлянь – Чжанцзякоу (КНР), далее к восточнокитайским портам, а во-вторых, восточное ответвление от Транссиба в Монголию и далее в северо-восточный Китай (Соловьевск – Чойбалсан – Иэрши).

В такой системе координат не исключено, что реализация железнодорожного коридора через Тыву в Монголию–КНР рискует оказаться «вторичной».

Что же касается ресурсно-экономической составляющей того же проекта, то она предусматривала в первую очередь освоение весьма крупных запасов высококачественного угля, в основном коксующегося, в центральнотувинском районе (Элегест – Чадан – Улуг-Хем) вблизи тувинской столицы. В этот район запланирована ветка от Кызыла в 50-65 км. Причем не менее 80% объема добычи здесь угля планировалось – согласно проекту этой артерии первой половины 2010-х – направлять на экспорт в соседние страны (прежде всего в Китай).

Основная ресурсная база проекта Кызыл – Курагино

Если поподробнее, общий объем разведанных здесь углезапасов достигает почти 1 млрд тонн. Объем рентабельной добычи предварительно определен в 4-5 млн тонн в год, в том числе экспортной добычи не менее 3 млн. Еще в июне 2021 г. эксперты отмечали, что в связи с проектом этой магистрали «существуют проекты по увеличению погрузки тувинского энергетического угля от 2 млн до 5 млн тонн ежегодно, но без железной дороги говорить о них бессмысленно». Более того, не отменен проект создания здесь же горнодобывающего комплекса, который сможет экспортировать даже до 15 млн тонн угля в год.

Реализация проекта Кызыл – Курагино планировалась и, по имеющейся информации, поныне планируется в рамках концессионного варианта (КВ) государственного-частного партнерства. Которое предусматривает меньший объем государственного финансирования в сравнении с госбюджетным вариантом. Проще говоря, доминирующая часть затрат по созданию стальной магистрали и примыкающих к ней промышленных мощностей при КВ приходится на частных инвесторов, заинтересованных в столь комплексном проекте. Тот же расклад по финансированию в концессионных рамках и при создании транзитного коридора (то есть без хозяйственного освоения примыкающего региона).

Но современная внешнеэкономическая ситуация вносит коррективы и в реализацию проекта Кызыл – Курагино. Они вызваны введением против РФ в 2022-м санкций ЕС, США, Японии, Южной Кореи, Тайваня, Австралии, Новой Зеландии в отношении российского угля. К тому же санкции распространяются и на транзитные перевозки через РФ, включая транзит через российские порты. Когда санкционный режим будет ослаблен или вообще отменен, остается только гадать.

Наперегонки с паровозом… Редкая марка, выпущенная в период самостоятельного существования Тувинской народной республики (1921-1944 гг.)

В то же самое время сохраняется высокий спрос на российский уголь в дружественных России дальневосточных странах, прежде всего в КНР, куда традиционно направляется не меньше 60% российского углеэкспорта в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Только за январь-середину февраля 2023 г. КНР втрое увеличила импорт российского угля, причем почти весь этот объем поставлен из Западной и Восточной Сибири. Эти поставки китайская сторона планирует как минимум не сокращать. Соответственно, весьма перспективна реализация «транстувинского» коридорного проекта с акцентом на экспорт тувинского и в целом сибирского угля. Притом с возможным участием китайских инвесторов.

Но окупаемость, точнее целесообразность такого проекта определится финансово-экономическим сравнением двух вариантов доставки: первый – через Туву/из Тувы, второй – через действующие сибирско-дальневосточные ж/д артерии и связанные с ними погранпереходы. Разумеется, с достоверным определением углеэкспортной (и в целом экспортной) грузовой базы в обоих вариантах.

Что же касается трансформации нового коридора в южный дублер маршрута Транссиб – Китай – АТР, эффективность такого дублера зависит от динамики российско-китайских и евроазиатских (то есть транзитных) грузовых перевозок. Соответственно, изучение и достоверное прогнозирование этой динамики определит, достаточны ли провозные мощности артерий, действующих в Сибирско-Дальневосточном регионе РФ, для освоения региональных (с учетом грузоперевозок между РФ и Монголией) и евроазиатских перевозочных объемов или потребуется создание здесь новых коридоров, в том числе через Туву.

При этом не следует забывать и «внутритувинский» аспект проекта. Ибо создание этой магистрали позволит, согласно проектной документации начала 2010-х, увеличить более чем вдвое объемы производства промышленной и сельскохозяйственной продукции. И плюс к тому ускорить освоение колоссального гидроэнергетического потенциала Республики Тыва: ее гидроэнергоресурсы минимум вдвое перекрывают среднегодовой спрос республики на электроэнергию. Освоение же этого потенциала позволит увеличивать поставки электричества в Монголию, а в перспективе – и в КНР.

Заметим, что в Монголии предлагали построить стальную магистраль через Туву в середине 60-х, во второй половине 70-х. Это было обусловлено в основном военно-политической напряженностью во взаимоотношениях СССР и Монголии с КНР (по ряду причин предложение не было реализовано). А монгольская сторона тогда же апеллировала к тому, что эта артерия в сравнении с линиями Наушки – Улан-Батор и Соловьевск –Чойбалсан будет менее дальним железнодорожным маршрутом между Монголией и СССР. А этот фактор, можно сказать, бессрочно повышает конкурентоспособность того же железнодорожного проекта.

Словом, вполне можно согласиться с экспертом портала «РЖД-партнер» Марией Салеевой: успешная реализация проекта Кызыл – Курагино с возможным его продлением в Монголию–КНР зависит от целеполагания проекта. То есть насколько он будет увязан с планами социально-экономического развития примыкающего региона РФ и с трансграничными внешнеэкономическими тенденциями.

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
2164
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика