
Проект ГЭС-каскада в северомонгольском (южном) Прибайкалье на трансграничной Селенге по-прежнему «обходится» без комплексной российско-монгольской экологической экспертизы. Это было подтверждено в первом квартале с. г. в ходе дискуссионных мероприятий обеих сторон в Москве и Иркутске.
Напомним, что не только российская сторона, но и фонд Всемирного наследия ЮНЕСКО уже который год выражают сомнение в экологической безущербности таких проектов для Байкальского региона. Они выступают за проведение детального анализа биосферных факторов строительства и эксплуатации ГЭС-каскада, прежде всего ГЭС «Эгийн-Гол». В противном случае негативное экологическое влияние столь крупного проекта на Байкальский бассейн наверняка будет бессрочным.
Схожие оценки прозвучали и в ходе первого заседания двусторонней рабочей группы по тем же проектам, состоявшемся в президиуме РАН в Москве. Показательно, что эти проекты озвучены в Монголии более 10 лет тому назад, но первое заседание профильной рабочей группы РФ-Монголия состоялось только в конце февраля 2025-го.
Заседание проводилось под председательством вице-президента РАН академика Владислава Панченко и президента Монгольской академии наук академика Дэмбэрэла Содномсамбуу. Директор Института динамики систем и теории управления имени В.М. Матросова Сибирского отделения (СО) РАН, научный директор Иркутского филиала СО РАН академик Игорь Бычков представил доклад «Комплексная экологическая оценка воздействия монгольского проекта «ГЭС Эгийн-Гол» на территорию Российской Федерации и озера Байкал». В нём были отражены ретроспектива вопроса и планы по двустороннему и международному сотрудничеству по данной теме. Отмечено, например, что пока нет двусторонней подробной характеристики экологических факторов создания и использования северомонгольских ГЭС. При том что научный совет СО РАН по проблемам озера Байкал еще на рубеже 2010-2020-х представил предварительные экологические оценки данного проекта.
А именно: по мнению российской стороны, исследования в Монголии в части воздействия проекта ГЭС на окружающую среду выполнены без учёта влияния возможных изменений в трансграничном бассейне Селенги, особенно влияния на экосистему прибайкальской дельты Селенги и самого Байкала. Научный совет СО РАН по-прежнему предлагает выполнить дополнительное исследование возможных экологических последствий основной регулирующей ГЭС-плотины в районе Хялганат в рамках Эгийн-проекта, расположенной невдалеке от границы с РФ. Такое исследование должно включать «моделирование режимов регулирования стока ГЭС Эгийн-Гол для всех возможных гидрологических условий и для оценки возможности выполнения требований по уровню стока реки на границе РФ».
Кроме того, как отмечено в ходе форума, российские эксперты предлагают разработать проект правил использования водоресурсов плотин, учитывающий требования «экологического стока» (обеспечение течения, требуемого для полноводности стока реки, где находятся плотины или водоснабжаются мелиоративные каналы. -–Ред.). Плюс к тому предложено совместно с монгольскими коллегами подготовить «Единую концепцию использования водных ресурсов трансграничного бассейна Селенги».
Как отметил вице-президент РАН Владислав Панченко, соответствующие решения должны основываться на нормах российского и монгольского законодательства, как и на нормах международного права. А совместной экспертной группе «предстоит выработать согласованное понимание основных проблем, связанных с использованием водно-энергетических ресурсов в российской и монгольской частях Байкальского региона, и найти пути их решения». То есть получается, что пока нет согласованного понимания основных проблем по упомянутому монгольскому проекту?
Российская сторона в ходе заседания, как сообщается, обозначила также задачи для «нового комплексного исследования под эгидой российских научных организаций – по оценке возможного воздействия ГЭС «Эгийн-Гол» на озеро Байкал и реку Селенгу, презентовала техническое задание по такому исследованию». По итогам каждого этапа этой работы планируется детальное обсуждение результатов с монгольской стороной. Похоже, такое исследование, судя по упомянутой инициативе, пока планируется как российское, промежуточные результаты которого, повторим, будут детально обсуждаться с монгольской стороной.
В свою очередь, монгольский академик Дэмбэрэл Содномсамбуу поделился основными параметрами проекта ГЭС «Эгийн-Гол», отметив, что, по его мнению, если и возможны негативные факторы по означенному проекту, то они немногочисленны, минимальны. И потому могут быть устранены «выработкой эффективных совместных решений задач, стоящих перед научным сообществом двух стран».
Впрочем, аналогичные вопросы поныне существуют по соседним четырем проектируемым ГЭС в северомонгольской части бассейна Селенги. По имеющейся информации, приоритетным проектом остаётся одноимённая станция на Эгийн-Гол, но те же вопросы остаются и по другим соседним проектам.
Трансграничный бассейн р. Селенги
Между тем еще в середине августа 2024 г. было торжественно-официально объявлено, что три крупнейшие политические партии Монголии, включая правящую Народную партию, полны решимости построить в ближайшей перспективе центровую ГЭС «Эгийн-Гол» в бассейне Селенги: это значится в подписанном тогда же этими партиями совместном правительственном договоре «Решимость к быстрому развитию». Причем в официальном релизе сотрудничество с РФ не указывается: «...совместное правительство в рамках договора реализует мегапроекты: АЭС с Францией и ГЭС на реке Эгийн-Гол». И следовало пояснение: «Вот некоторые из мегапрограмм, описанных в договоре: ГЭС мощностью 310 МВт на реке Эгийн-Гол; ГЭС Эрдэнэбурэн мощностью 90 МВт; Совместная программа Монголии и Франции (2023-24 гг. – Ред.) по добыче урана и атомная электростанция».
Кстати, гидропроект «Эрдэнэбурэн» на северо-западе страны расположен в речном бассейне, частично трансграничном с РФ (Алтайский регион), но о комплексной экологической экспертизе этого проекта официально не сообщается по сей день. Зато в ноябре 2024 г. в Шанхае подписано межгосударственное соглашение о кредите на льготных условиях со стороны КНР на создание этой станции.
Очевидно, что уже по географической причине предопределено сотрудничество Москвы и Улан-Батора в означенных вопросах. Но, похоже, монгольская сторона не придаёт должного значения партнерству с РФ по экологической проблематике прибайкальских гидропроектов.