Узбекистан, став страной-наблюдателем в ЕАЭС в 2020 г., заявил, что вступление в организацию будет постепенным и займет определенное время. При этом власти прекрасно понимают, что отмена таможенно-тарифного регулирования и других барьеров между Узбекистаном и странами, входящими в ЕАЭС или имеющими соглашение о свободной торговле с организацией, может стать большим подспорьем для роста экономики страны, поэтому и делают ключевую ставку на это направление.
Корреспондент Podrobno.uz задал независимому эксперту, кандидату экономических наук Жорилле Абдуллаеву вопрос, насколько «токсичной» выглядит ЕАЭС для властей Узбекистана с учетом активной роли в ней России, имея в виду примененные к РФ беспрецедентные западные санкции.
Приводим ответ эксперта:
«Все понимают, что Россия, как самый крупный игрок в ЕАЭС, играет в ней ведущую роль. Проводимая РФ в 2022 году внешняя политика не внесла существенных коррективов во внешнеполитический вектор Узбекистана. Ташкент по-прежнему реализует проекты, отвечающие его прагматичным экономическим интересам, продолжает политику сбалансированной равноудаленности от глобальных центров силы, так называемой многовекторности, в том числе от России.
В то же время в настоящий момент внешние игроки стремятся сделать наши взаимоотношения с Россией "токсичными". Госсекретарь США Энтони Блинкен на пресс-конференции по итогам визита в Астану подчеркнул, что США следят за соблюдением санкций против России странами Центральной Азии. При этом санкции против России имеют побочные экономические эффекты на страны региона, поэтому США приложат все усилия, чтобы смягчить и минимизировать их. Он объявил о выделении 25 миллионов долларов в целях диверсификации торговли и создания рабочих мест в регионе.
Все мы понимаем, что стоит за этими словами. Как говорится, волков бояться – в лес не ходить. Узбекистан входит в такие политические организации, как СНГ и ШОС. В этих организациях ведущую роль играют Россия и Китай. Это наши соседи и ведущие экономические и политические партнеры. Узбекистан в этих организациях участвует на равноправных условиях с момента их основания».
Нужно ли, резюмировал Ж. Абдуллаев, в угоду политической конъюнктуре отказываться от участия в этих организациях, разрывать связи с партнерами и соответственно обрекать свою экономику на развал и стагнацию? Ответ представляется очевидным, при том, что, как убежден эксперт, «Узбекистану никто не сможет заменить ушедшего партнера и гарантировать экономическую и социальную безопасность».
Наш корр.





