Завершившиеся на неделе предвыборные съезды политических партий с единым для всех вопросом – участие во внеочередных выборах в парламент и маслихаты, вывели политический сезон в Казахстане на новый виток.
Напомним, что электоральной кампании предшествовали референдум по внесению изменений в Конституцию страны, а также президентская избирательная кампания и выборы в сенат. А событием, создавшим условия для ускорения политического процесса, стал трагический январь 2022 г.
Победить абсентеизм вместе
Нынешняя электоральная кампания будет существенно отличаться от того, что казахстанцы наблюдали последние 16 лет. Ожидания от неё следующие: оживление политического пространства, увеличение интереса к выборам, повышение явки – короче говоря, изменение тренда, заложенного с 2012 г., когда начала складываться отчетливая тенденция на упрощение политического процесса, его консервацию.
Так, по итогам выборов 2012 г. в парламент вошли три партии: «Нур отан» (ныне «Аманат»), «Ак жол» и Коммунистическая народная партия Казахстана (ныне НПК), и полуторапартийная конфигурация (см. таблицу) с одной доминирующей партией сохранялась до досрочного прекращения полномочий мажилиса и маслихатов 19 января с. г.
Данные по явке и результатам парламентских выборов РК
(с 2007 г. при проходном количестве голосов в 7%)
|
2007 |
2012 |
2016 |
2021 |
«Аманат» («Нур отан») |
88,4 |
80,9 |
82,1 |
71,1 |
«Ак жол» |
3,0 |
7,4 |
7,1 |
10,9 |
КНПК (НПК) |
1,2 |
7,1 |
7,1 |
9,1 |
Общая явка |
64,5 |
75,4 |
77,1 |
63,3 |
Надежды на то, что ожидания от предстоящих выборов оправдаются, существуют, и они не совсем иллюзорны. Предстоящие внеочередные выборы будут проходить в новом формате в соответствии с поправками в выборное законодательство.
Впервые с 2007 года выборы пройдут по смешанной системе: 70% депутатов будут избраны по партийным спискам, а 30% – по избирательным округам. В депутатских креслах цифры будут выглядеть так: 69 будут принадлежать депутатам-списочникам, 29 – одномандатникам.
«Аманат» – первый среди равных?
Партии создали предвыборные штабы, сформировали списки кандидатов, определились с тактикой кампании. Среди комментаторов встречаются мнения, что результаты выборов по партийным спискам предсказуемы и потому никакого особого интереса эта часть кампании не представляет.
Позволим себе не согласиться с этим мнением, поскольку, в отличие от выборов 2012, 2016 и 2021 годов, предвыборные вводные на этот раз несколько иные.
Начнем с того, что партия «Аманат» потеряла значительную часть преференций и ресурсов, которыми обладала в бытность «Нур отаном». Во-первых, глава государства больше не является председателем партии, а занимает равноудаленную позицию по отношению ко всем субъектам партийного поля. Во-вторых, главы областных администраций больше не являются председателями областных филиалов партии. Таким образом, по меньшей мере формально «Аманат» из «партии власти» превратилась в партию парламентского большинства. А это требует от неё новых тактических решений, новых подходов, нового позиционирования.
Конечно, нельзя исключать, что местные избирательные комиссии или ЦИК по старой памяти не накинут «Аманату» дополнительных процентов, но, учитывая пафос текущего момента – политическая перезагрузка, хочется побыть не циничным реалистом, а наивным оптимистом.
Также следует учитывать еще два фактора, способных повлиять на результаты выборов: законодательно оформленное два года назад снижение избирательного порога для политических партий с 7 до 5%, что потенциально способно разбавить сложившийся в парламенте триумвират из «Аманата», «Ак жола» и Народной партии, а также появление двух новых партий – «Байтак» и «Республика».
Впервые на арене!
«Байтак», который позиционирует себя как партия зеленых, выставила не предстоящих выборах в общей сложности 22 кандидата. В партийном манифесте «Байтак» называет себя «партией конкретных (малых, но важных) дел», которая от выборов до выборов «пашет», а во время выборов – докладывает гражданам о своей работе и получает заслуженные результаты».
Сильной стороной партии является экологическая повестка – некоторые экосистемы в стране впору объявлять зонами экологического бедствия. Также в её пользу может сыграть её малоизвестность: на фоне усталости от прежних партий, как успешных, так и не особо, молодой проект может выгодно выделиться.
Также, видимо, «Байтак» определил для себя спарринг-партнёра – партию «Ак жол», которая, по выражению лидера зеленых Азаматхана Амиртая, «занимается только лоббированием интересов крупного бизнеса. В этой партии все думают только о деньгах». В то же время «Байтак» подчеркивает лояльность по отношению к действующей власти.
Наиболее слабая сторона партии – вопросы финансирования, с которыми, видимо, нет определенности, поскольку никакой серьезный экономический сектор, не считая охотничьего хозяйства и торговли профильным инвентарём, за партией не просматривается.
Другой новичок на политическом джайляу страны – партия «Республика», получившая регистрацию буквально за день до объявления досрочных выборов. Злые на язык комментаторы характеризуют её как партию молодого бизнеса, хипстеров и инфоцыган. Сами партийцы скромно называют себя «цифровыми номадами». «Республика», как и «Байтак», говорит о своей лояльности власти и поддержке предложенной президентом К.-Ж. Токаевым программы реформ.
Идеологические месседжи партии – социальная инклюзия, или «общество для всех», системное государственное управление по бизнес-стандартам, казахстанская идентичность и многовекторная внешняя политика.
Сильная сторона партии – молодость её лидеров, что выгодно отличает её от партий-соперниц, а также наличие в её рядах лидеров общественных мнений.
Слабая сторона – молодежный максимализм, который хорош на спринтерских политических дистанциях, но никак не на стайерских или марафонских.
Что может измениться?
Часть казахстанских экспертов склонна оценивать политические реформы, проведенные накануне выборов, как паллиативные. Тем не менее они создали условия, по крайней мере гипотетические, для прихода в политическое пространство новых людей и организаций. Результаты выборов уже не настолько очевидны, как раньше, когда партия парламентского большинства и её сателлиты были известны заранее.
Конечно, с большой долей вероятности «Аманат» останется доминирующей политической силой, но его окружение вполне может поменяться. Но если сделать смелое (и наивное) предположение о том, что какая-либо из партий наберёт сопоставимое с ним число голосов, то речь пойдет о закате т. н. полуторапартийной системы.
Не менее интересными представляются итоги выборов по одномандатным округам, где вполне могут лидировать «тёмные лошадки».
Поэтому интриг на предстоящих выборах хватает, что делает их не в пример интереснее всех прошлых за 16-летний период. В конце концов, результаты предстоящих выборов покажут, насколько далеко будут простираться «красные линии» очередной политической модернизации, объявленной в Казахстане.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram