На грани интеграции, или Что сулят «списки Макетуки»? - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 08.09.2024 |

На грани интеграции, или Что сулят «списки Макетуки»?

Накануне визита главы российского МИД Сергея Лаврова в Южно-Африканскую Республику, завершившегося 23 января, представители ряда российских СМИ поспешили за «дежурным» интервью к Мзувукиле Макетуке – послу ЮАР в России. Вряд ли сами по себе его «интеграционные прогнозы» кого-то сильно удивили. Напомним, что дипломат проинформировал прессу, что в присоединении к БРИКС на сегодня заинтересованы как минимум 13 государств мира.

Судя по всему, сотрудничать с объединением стран, население которых составляет почти половину мирового, готовы намного больше государств. Однако реальные заявки на вступление, точнее присоединение, поскольку членство в БРИКС напрямую ни к чему и никого не обязывает, в настоящее время подали шесть стран.  

Это Алжир, Египет, Иран, Бахрейн, Саудовская Аравия и ОАЭ. На данный момент, по свидетельству г-на Макетуки, именно этим странам отдаётся приоритет в плане переговоров по допуску к организации. Насколько точным было использование термина «допуск», точнее его перевод на русский и другие языки, судить трудно, хотя, действительно, за вступление в БРИКС новых членов должны единогласно высказаться все нынешние, которых пока только пять. Нет необходимости повторять, что список «претендентов», по словам посла, «изначально и должен складываться из тех, кто уже успел подать заявку».

Подобная конкретика не столько удивила, сколько вдохновила. И не могла не вдохновить, ведь это лучшее свидетельство долгожданного прогресса в набирающем как политические, так и экономические висты неформальном объединении. Впрочем, на самом деле, какой-то особой смелости от опытного южноафриканского дипломата не требовалось, поскольку речь идёт о вполне официальных заявках сразу шести стран на вступление в БРИКС.

Вопреки опасениям, имевшим место в связи с союзническими и прочими обязательствами новых потенциальных членов БРИКС, реакция стран-членов союза, причём вполне официальная, на его возможное расширение оказалась положительной. И этот факт дипломат из ЮАР отметил особо. Однако, по его мнению, важно определить критерии, по которым можно будет отобрать претендентов. В этой связи необходимо напомнить, что интеграционные процессы набирают обороты по всему миру, это уже коснулось ШОС и несколько в менее конкретных параметрах – ОДКБ и ЕАЭС. Если с прямым членством везде есть определённые проблемы, то в случае евразийской кооперации нельзя не отметить практику создания зон свободной торговли уже с целым рядом стран.

М. Макетука напомнил о том, что последнее расширение БРИКС произошло достаточно давно – ещё в 2010 г., когда в объединение абсолютно безболезненно, но в какой-то мере неожиданно вошла ЮАР. Напомнив о некоторых трениях в процессе тогдашнего присоединения, посол отметил, что полностью транслировать на новое время и новых потенциальных членов опыт приёма в союз южноафриканского партнёра, к сожалению, не удастся.

По свидетельству дипломата, двенадцать лет назад у БРИКС практически не было планов на дальнейшее расширение, и в том числе поэтому в настоящее время алгоритм для избрания достойных стран-претендентов практически отсутствует. Именно поэтому ЮАР, испытавшая в своё время на себе, что такое дипломатическая изоляция, как председательствующая страна в этом году должная заняться и обязательно займётся этим вопросом, уверил прессу дипломат.  

Повторив, что в настоящее время именно ЮАР председательствует в этом объединении, М. Макетука счёл необходимым напомнить, что с момента вступления этой страны в 2010 году в БРИКС процесс её расширения несколько застопорился. Многие успели поторопиться с выводом, что присоединение ЮАР к БРИКС – пожалуй, наименее формализованной интеграционной организации, так и ограничится созданием объединённого банка БРИКС.

Однако это уже само по себе немало, и в настоящее время банк уже достаточно успешно функционирует. И отнюдь не случайно единые финансы стали одной из главных тем, которые сегодня активно обсуждаются в рамках БРИКС. При этом в повестке дня не только и не столько перспектива использования национальных валют во взаимных расчётах – в этом прогресс уже налицо, сколько дискуссия о едином средстве расчётов.

Предложение о введении в рамках БРИКС такой, как её обозначил глава банка ЮАР, нацвалюты – предварительно названной брикси, уже названо самой смелой инициативой ЮАР. Не претендуя на конкуренцию с долларом, евро и национальными валютами, брикси должен обеспечить более оперативное решение финансовых сложностей во взаимоотношениях пяти стран-членов.

Интересно, что практически сразу после бурной, но не слишком результативной дискуссии о брикси с идеей перейти на единое средство расчётов параллельно выступили Бразилия и Аргентина. Напомним, Бразилия – один из основателей неформального объединения, тогда ещё БРИК, а Аргентина, по всей видимости, входит в число тех 13 стран, о которых высказался посол ЮАР в России.   

Однако пока процесс введения единого средства расчётов, начатый очень активно, что называется, реально так и не пошёл. Эксперты связывают это с целым рядом объективных, и не слишком, причин. В первую очередь такое случилось, скорее всего, в силу противодействия финансовых структур стран-участниц, в большинстве своём транснациональных.

Крупнейшие банки и компании стран БРИКС, причём даже в России, оказались по сути заложниками глобализации, имея в числе совладельцев или акционеров со значительными пакетами акций иностранных представителей. Обычно это структуры, однозначно ориентированные на расчёты в традиционных конвертируемых валютах, которым не нужны лишние сильные конкуренты, к тому же поддержанные всей мощью БРИКС.  

И это при том, что Россия, которую считают неформальным моральным лидером БРИКС, тогда ещё не попала под полный пресс санкций и не была вынуждена начать СВО. Однако нельзя сбрасывать со счетов и иные мотивы, к примеру традиционное взаимное недоверие Китая и Индии, которые к тому же используют в своих денежно-кредитных политиках практически взаимоисключающие принципы.

Так, в Индии никто и ничуть не опасается падения курса рупии и даже нередко пользуется инфляцией как средством конкурентной борьбы. Для Национального банка Китая курс юаня – тоже инструмент в конкурентной борьбе, и Пекин тоже не боится инфляции, однако непременно жёстко управляемой. Вожжи управления эмиссией своей валюты НБ КНР предпочитает из рук не выпускать.

Локальная интеграция, причём в политическом смысле не менее активная, чем в экономическом и культурном, становится своеобразным трендом XXI века. Хотя на самом деле речь идёт всего лишь о попытке многих стран мира, стыкуясь друг с другом на основе взаимопроникновения, но без прямого вмешательства, сохранять собственную индивидуальность, культурную и ментальную идентичность. Это особенно важно под давлением глобализации под диктовку строителей пресловутого долларового Pax Americana.

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
3229
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика