
Республика Индонезия – одна из важнейших стран Глобального Юга. Москву и Джакарту связывают хорошие отношения, опирающиеся ещё на советское наследие. Недавно вступившая в БРИКС Индонезия – одна из самых быстрорастущих экономик мира и обладательница огромного внутреннего рынка. Поэтому России исключительно важно развивать экономическое сотрудничество с этим государством, одним из ключевых в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Очень перспективный индонезийский рынок
6 января Индонезия стала полноправным членом БРИКС. В связи с этим Максим Кузнецов, эксперт-практик по бизнесу с Азией, отмечает, что прошлый 2024 год стал для внешней политики Индонезии поворотным. Осторожного Джоко Видодо сменил на посту президента этой державы Прабово Субианто, который без лишних раздумий принял решение вступить в БРИКС. «Сам Прабово Субианто пришел к власти с программой, предполагающей многовекторность и партнерство. БРИКС, не имеющий чётких правил игры и иерархии, стал идеальной площадкой для реализации данных намерений. Индонезия, как крупнейшая экономика Юго-Восточной Азии, получила формальное главенство в регионе, став здесь первой страной-членом объединения. Имея все козыри в рукаве, Прабово Субианто может предложить миру и в первую очередь АСЕАН консолидированную повестку для Глобального Юга, которая так нужна для образования голоса стран региона», – пишет Кузнецов.
В любом случае факт присоединения Индонезии благоприятно характеризует перспективы БРИКС. Ведь это страна с населением в 283 млн человек и с растущей экономикой (+ 5% ежегодно за последние два года). Индонезийский ВВП превышает 1,4 трлн долларов в год – шестнадцатый по значению в мире. ВВП на душу населения составил 16 542 доллара (по паритету покупательной способности). Страна демонстрирует впечатляющие успехи, претендуя на роль четвёртой экономики мира по объёму ВВП к 2030 году – после Китая, США и Индии. В объёме индонезийского ВВП доля промышленного производства составляет более 45%. Кстати, при этом в местной промышленности занято всего 15% работающего населения.
Важный нюанс: Индонезия, ещё в марте 2022-го заявившая, что не собирается присоединяться к антироссийским санкциям, последовательно придерживается этой линии и сейчас. За последние пять лет российско-индонезийский товарооборот вырос более чем на 80%, а в прошлом году Индонезия вошла в тройку крупнейших торговых партнеров России в АСЕАН. Только лишь по итогам 2024 года товарооборот между Россией и Индонезией увеличился до 4,3 млрд долларов.
При этом индонезийский импорт из России пока слабо диверсифицирован. Свыше 95% всех поставок обеспечивают четыре товарные группы: каменный уголь и нефтепродукты (в январе-октябре 2024-го они составили 46% российского экспорта в эту страну), азотные, калийные и смешанные удобрения (21%), зерно (17%), полуфабрикаты нелегированной стали, чугун и прочие металлы (11%). В свою очередь, основную часть поставок из Индонезии в Россию за тот же срок составили преимущественно товары агропромышленного комплекса: пальмовое и кокосовое масла, маргарин и прочие масла и жиры (54%), какао и продукты из него (11%), кофе, чай и пряности (9%), каучук и резинотехнические изделия (6%).
Следует учитывать, что у Индонезии огромный потенциал внутреннего рынка. Также растет доля представителей платежеспособного среднего класса: к 2029 году он составит приблизительно 100 млн человек. В стране возникает огромная емкость рынка для услуг в формате B2B. Уже сейчас в Индонезии насчитывается более 60 млн малых и средних бизнесов, которым объективно нужны различные услуги. Консалтинг, образование, финансы, техническое обслуживание – всё это потребует привлечения большого числа специалистов. Поэтому, как считает президент Национального координационного центра международного делового сотрудничества Кирилл Бабаев, российским предпринимателям, инженерам, программистам критически важно не упустить возможность взаимодействия с Индонезией.
Что ещё мы можем продать Индонезии
По мнению Бабаева, перспективными для российских инвесторов в Индонезии могут быть и более традиционные сферы: в частности, добыча и переработка минерального сырья, золотодобыча, производство олова, добыча и переработка ильменита и рутила (источники диоксида титана). Также возможна организация сборочного производства востребованной в Индонезии российской военной техники: в частности, БТР и БМП, грузовиков «Урал». На авиационном заводе в Бандунге можно наладить сборку специально модернизированного самолета «Супер Джет 100». Стоит рассмотреть и инвестиции в индонезийскую рыбную промышленность, в частности в разведение креветок. Также не лишено смысла приобретение контрольного пакета какого-либо частного индонезийского банка для обслуживания внешнеторговых операций и российских инвестиций в Индонезии.
В середине апреля в Джакарте прошёл бизнес-форум «Россия – Индонезия», организованный фондом «Росконгресс» и индонезийской торгово-промышленной палатой (KADIN). На нём рассматривались разные аспекты развития двухсторонних торгово-экономических отношений – в частности, сфера сельского хозяйства, промышленная кооперация и логистика. Присутствовавший там индонезийский министр-координатор по вопросам экономики Аирлангга Хартарто сообщил: «Да, объём торговли между нашими странами вырос на тридцать процентов, но этого недостаточно – нам нужно больше. И, как поручил мне президент Прабово, необходимо завершить работу над соглашением о свободной торговле с ЕАЭС. Чтобы с его помощью облегчить торговлю, в которой нуждаются как Индонезия, так и Россия».
Первый вице-премьер России Денис Мантуров, также посетивший форум, подтвердил, что обе стороны с нетерпением ждут подписания соглашения Евразийского экономического союза с Индонезией о свободной торговле. Для Джакарты это особенно важно на фоне решения США о повышении тарифов для внешнеторговых партнеров. «Переговоры идут, и я надеюсь, что до конца года соглашение будет подписано», – сказал вице-премьер. Также он сообщил, что в настоящее время регуляторы обеих стран решают вопрос о прямых расчётах между российскими и индонезийскими банками. «Учитывая текущие реалии, не могу не отметить и важность бесперебойности взаиморасчетов. Основная задача на сегодня касается расширения прямых корреспондентских отношений между банками наших государств», – пояснил вице-премьер.
Заместитель министра энергетики РФ Роман Маршавин поведал, что Россия и Индонезия рассматривают возможность реализации совместных проектов в области возобновляемой энергетики, разработки месторождений углеводородов и атомной энергетики. Для Джакарты это важно в связи с провозглашённой ею целью по реконструкции национальной энергетики.
Со своей стороны, Д. Мантуров пояснил, что потенциал для энергетического сотрудничества включает как поставки востребованного в Индонезии ископаемого топлива, так и совместные инвестиции в геологоразведку, добычу и переработку углеводородов, в сооружение сопутствующей инфраструктуры. Также Россия готова делиться компетенциями и передовыми решениями для реализации намеченных Индонезией планов по развитию собственной ядерной энергетики.
Мантуров также заявил, что российский экспорт в Индонезию может быть расширен за счет продукции лесопромышленного комплекса и металлургии. Вообще же он отметил важность диверсификации российского экспорта в Индонезию. «Здесь у нас уже имеются позитивные сдвиги. Наряду с продукцией топливно-энергетического комплекса, мы наращиваем экспорт продовольствия и минеральных удобрений. В 2023 году возобновились поставки российской пшеницы. Рассчитываем в ближайшее время начать отгрузки мясной продукции, которая будет отвечать стандартам "халяль". Видим возможности для развития экспорта изделий лесопромышленного комплекса и металлургии», – сказал статусный госчиновник.
…И этим список не исчерпывается
Первый вице-премьер РФ также отметил, что российские компании готовы предложить индонезийцам свой опыт по созданию судов на воздушной подушке и на подводных крыльях. Вице-премьер упомянул о планах российских логистических компаний по развитию судоходно-портовой инфраструктуры в регионе. «Речь идёт о создании экономически эффективных контейнерных маршрутов и внедрении комплексных мультимодальных решений. Ведущие российские логистические операторы также прорабатывают инвестиционные проекты, направленные на развитие портовой инфраструктуры», – пояснил Мантуров.
К слову, российская транспортная группа FESCO на днях произвела первый судозаход в порт Джакарта. Он был осуществлён в рамках морской линии FESCO Intra Asia Service, маршрут которой также охватывает Вьетнам, Малайзию и Таиланд.
Ещё вице-премьер рассказал, что в настоящее время ведётся работа по открытию индонезийского рынка для российских животноводов и организации поставок туда говядины, мяса птицы и молочной продукции. Заместитель министра сельского хозяйства РФ Максим Боровой сообщил, что в настоящее время Индонезия устанавливает квоты на импорт говядины. При этом российские компании пока не могут претендовать на участие в поставках – из-за отсутствия сертификации. Но две страны уже ведут переговоры о запуске процесса сертификации.
Также в апреле в Джакарте состоялось мероприятие Московского экспортного центра (МЭЦ), в котором приняли участие 15 компаний из столицы России, предлагающих решения в сферах финансовых, инновационных технологий и цифровизации. Также участвовали дипломаты из посольства РФ в Индонезии, члены торгового представительства РФ, KADIN, «Русского дома» в Джакарте и Общества дружбы России с Индонезией. По итогам этого мероприятия российский торговый представитель Александр Мальцев заявил, что Джакарта ни в коем случае не намерена поддаться на давление западного блока и вступать в санкционную конфронтацию с РФ. «И этому не может помешать ничто, включая непростую ситуацию в мировой экономике и политике. Я хотел бы особо отметить твердую позицию нынешнего руководства (Индонезии – Авт.), которое не присоединилось к антироссийским экономическим санкциям», – подчеркнул Масальцев.
По словам торгпреда, «безусловным приоритетом» двустороннего сотрудничества является расширение бизнес-контактов, наращивание объемов торговли, инвестиций (особенно в IT-сфере и области высоких технологий). В свою очередь, посол РФ в Индонезии Сергей Толченов сообщил, что у России «есть очень хорошие наработки» в таких сферах, как коммуникация и информационные технологии, фармацевтика и медицинские технологии. Ими наша страна тоже могла бы поделиться с Индонезией – к обоюдной пользе обеих государств.
15 апреля своё официальное представительство в Джакарте открыл российский экспортный центр (Группа ВЭБ.РФ). Это представительство станет связующим звеном между российскими и индонезийскими компаниями и будет оказывать комплексную поддержку на каждом этапе реализации экспортных сделок. Туда смогут обращаться отечественные предприятия, заинтересованные в выходе на рынок Индонезии – за консультациями и экспертизой, за помощью в поиске партнёров и сопровождением переговоров.