Парадоксальное состояние белорусской экономики явлено в официальной статистике и комментариях официальных же лиц. Национальный статистический комитет Белоруссии (Белстат) констатирует падение ВВП, а правительство, в состав которого входит этот же госкомитет, – рост валового внутреннего продукта и оптимизм.
«Объем ВВП в текущих ценах составил 140,2 млрд рублей, или в сопоставимых ценах 95,3% к уровню января – сентября 2021 г.», - констатировал 17 октября Белстат в публикации на своём официальном сайте.
Через неделю, 31 октября, Александр Лукашенко провёл совещание с членами правительства, на котором присутствовала и глава ведомства Инна Медведева. На мероприятии с докладом выступил председатель Совмина Роман Головченко.
«Прежде всего - что у нас с экономикой? Мы констатируем (и это правда) последние месяцы, недели определенное хорошее оживление и рост экономики в целом. Я это говорю специально и подчеркиваю, чтобы наши люди понимали, что не все так хорошо. Они нас критикуют иногда за то, что министры якобы приукрашивают ситуацию, особенно министр экономики», - сказал А. Лукашенко, обращаясь к чиновникам.
Как сообщила президентская пресс-служба, глава государства напомнил о поставленной им задаче не допустить снижения экономических показателей к уровню прошлого года. «А превзойти его тоже было бы неплохо», - подчеркнул он.
А. Лукашенко также обратил особое внимание на погашение госдолга пресловутым «недружественным странам», отметив: «Мое поручение было здесь однозначным, оно должно быть выполнено: мы надежные плательщики, мы готовы платить по своим долгам, тем более Западу мы не много должны. Но они отказались принимать валюту из Беларуси. Хорошо, тогда мы им предложили белорусский рубль. Они тоже отказались. Поэтому было мое поручение, что по долгам надо платить, но в белорусских рублях мы на отдельные счета зачисляем эти платежи. Созреют для того, чтобы мы с ними рассчитались, - ради бога. Не созреют - что ж».
Он также сообщил об «очень больших планах» в ВПК и об АЭС, которую «Росатом» построил в Гродненской области. Лукашенко напомнил также, что Россия выделила официальному Минску $1,5 млрд на реализацию интеграционных проектов. «России выгодно и нам. Даже больше России, чем нам. Поэтому Россия и кредитует их. Как здесь у нас обстоят дела?» - спросил президент РБ, анонсируя скорую встречу с Владимиром Путиным.
Речь на совещании также шла о реализации скандальной директивы № 10 от 6 октября с. г. «О недопустимости роста цен». Совмин во исполнение этого документа принял своё постановление, в котором, по мнению Лукашенко, «надо корректировать, добавлять», то есть ужесточать запретительные меры. Он также напомнил о своём «требовании по регулированию цен и выработке системы ценообразования».
Ценообразование в Белоруссии существует со времён, когда ещё белорусского государства не было в помине. Существует оно и сейчас.
Однако самое интересное началось после совещания. Официоз представил председателя правительства внезапно преисполнившимся амбициозной готовности догнать и перегнать показатели прошлого года, а также выполнить и перевыполнить прогнозные показатели на год нынешний.
«Валовый внутренний продукт страны прирастает. Если в сентябре мы прибавили 0,2 процентных пункта, в октябре – бухгалтерской еще нет статистики – но мы ожидаем еще прибавку 0,3 и собираемся расти вплоть до конца года. Рост, может, будет не очень бурный, но зато стабильный и уверенный. Ситуация абсолютно управляемая, где-то она даже радостная. Например, правительство очень радует ситуация по экспорту. Сегодня можно сказать, что проблемы с белорусским экспортом нет. Цифры нас радуют, особенно радует сальдо внешней торговли, сейчас мы имеем 3,5 миллиарда чистого плюса. Думаю, в следующем месяце дойдем до четырех», - заявил Р. Головченко сразу же после совещания.
Такую оптимистичную речь о росте ВВП и сальдо внешней торговли при снижении индекса потребительских цен и прочих позитивных тенденциях растиражировали центральные государственные СМИ. Без ссылок на стремительное сокращение ВВП с начала года и такие «частности», как падение промышленного производства при повышении цен производителей, снижение экспорта и внешней торговли в целом, сокращение занятых в экономике, уменьшение реальных доходов населения, почти трёхкратный рост годовой инфляции к показателю действующего официального прогноза и т. д.
Обыватели и эксперты отреагировали на такую неадекватность ироничными комментариями. Проблема, вероятно, не в том, что сказал Головченко на основе оперативных данных за сентябрь-октябрь, а в административном восторге пропагандистов. В их подаче глава правительства Белоруссии предстал странным, мягко говоря, персонажем. Чего в этом больше – глупости или измены, как сказал бы лидер российских кадетов Павел Милюков, ответственные за информационную безопасность как-нибудь разберутся.
ВВП Белоруссии, по данным Белстата за январь – сентябрь, снизился на 4,7%, и этот показатель до конца года вряд ли удастся существенно улучшить. Президентский указ № 481 «О важнейших параметрах прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2022 год» не имеет шансов на реализацию. Важнейшие параметры официального прогноза досрочно провалены, и это было очевидно ещё летом.
Не исполнены радостью при взгляде на белорусские реалии и международные организации. Аналитики ЕАБР констатировали падение ВВП Белоруссии на 3% в августе и 3,3% в сентябре. Пессимизма преисполнены эксперты Всемирного банка и рейтинговых агентств, которых цифры белорусской официальной статистики по состоянию экономики совсем не радуют.
Белстат констатировал рост ВВП Белоруссии за 2021 год на 2,3%. Превзойти этот результат обозначенными Головченко темпами компенсации падения экономики невозможно. Остаётся уповать на чудо. Таковому неоткуда появиться, кроме как с северо-восточного направления.
С этого же направления Белоруссия получает львиную долю кредитов, нефтегазовый дисконт и другие формы союзнической поддержки. Главная из них – открытость российского рынка для сбыта белорусских товаров и услуг. До августа 2020 года они демонстрировали низкую востребованность в других странах, несмотря на усилия по диверсификации вплоть до откровенного демпинга. Позднее их конкурентоспособность была ограничена возобновлением замороженных Западом санкций и введением новых. Евросоюз применил эмбарго к критически важным позициям белорусского экспорта, генерировавшим почти 2/3 валютной выручки (нефтепродукты, калийные удобрения, древесина).
Поэтому выбор у А. Лукашенко 24 февраля 2022 года был невелик. Евросоюз, США и их ближайшие партнёры не признали итоги президентских выборов в Белоруссии и объединились в санкционном давлении на официальный Минск. Внешнеполитическая «многовекторность», которую до сих пор, пусть и не так открыто, отстаивает глава МИД Владимир Макей, потерпела сокрушительное фиаско.
Западные «друзья и партнёры» задействовали все механизмы экономического удушения и политической изоляции России, с которой официальный Минск вынужденно солидаризировался. Открытое похищение российских активов в ЕС стало нормой, в свете которой заявления Лукашенко о возможности выплат по западным долгам в белорусских рублях выглядят странно.
Проблема выплат по долгам создана западными «друзьями и партнёрами», которые применили к Белоруссии финансовые санкции. Фактически они отказались от исполнения своих обязательств по договорам, под которые выделялись кредитные ресурсы. Более того: они же заблокировали поступление должнику той валюты, которую сами же назначили валютой платежа, не говоря уж о блокировке ими же механизмов платежей.
Белорусский политикум пытается демонстрировать игру по упразднённым Западом правилам, даже не ставя вопрос о «зеркальном» применении таких же мер, которые применены к России – союзнику Белоруссии, единственному геополитическому покровителю. В таком ракурсе понятно, почему белорусский госдолг выплачивается, но не погашается.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram