Экономический курс КНР в отношении России: с оглядкой на санкции Запада - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 27.07.2024 |

Экономический курс КНР в отношении России: с оглядкой на санкции Запада

Китайская Народная Республика с начала военной спецоперации РФ на Украине и в связи с последовавшими «блокадными» антироссийскими санкциями Запада официально проявляет солидарность с Россией. Солидарность, прежде всего, политическую и информационную. В экономическом же плане Пекин вовсе не отказывается от активного развития торговых и инвестиционно-технологических связей с РФ, в том числе на основе взаиморасчетов в национальных валютах.

Но прогнозы, что КНР заменит чуть ли не «на все 100» экономические взаимосвязи Запада с Россией, навряд ли обоснованны. И тому несколько взаимосвязанных причин.

Во-первых, в стоимости внешней торговли КНР, по данным китайских источников, доля Евросоюза ныне превышает 40%, Северной Америки (США и Канады) – около 20%. А доля РФ в этой табели о рангах едва превышает 3%. Разумеется, такие пропорции сформировались за десятилетия и даже при максимальных усилиях их в одночасье не изменить.

В совокупных взаиморасчетах КНР с Западом общая доля расчетов в долларах США и евро превышает 60%. Хотя этот показатель снижается с начала 2000-х (когда он составлял 75%) в пользу китайских юаней, тем не менее он, по большинству китайских и западных прогнозов, не опустится ниже 60%.

Во-вторых, КНР с 2022 года участвует в обширной Азиатско-Тихоокеанской зоне свободной торговли с участием ещё 15 стран, но среди них нет России. Зато в их числе те, которые тоже вводят жесткие экономические санкции против РФ – Австралия, Япония, Новая Зеландия, Южная Корея, Сингапур (эти же страны – традиционно важные экономические партнеры КНР).

В-третьих, в совокупном объеме иностранных инвестиций в Китае общая доля инвестиций коллективного Запада уже которое десятилетие превышает 85%.

В-четвертых, по оценкам МВФ и Азиатского банка развития, в современных валютных госрезервах (ВГЗ) КНР доля американской валюты составляет около 50%, евро – до 30%, британских фунтов, японских иен, гонконгских, канадских, австралийских долларов, швейцарских франков (в целом) – не ниже 20%. Российских рублей в этих резервах нет и пока не предвидится.

Такая структура китайских ВГЗ предопределена опять же ведущей ролью коллективного Запада во внешней торговле Китая и в зарубежных инвестициях в КНР. 

Так что развитие экономических связей между КНР и РФ не может не испытывать влияния вышеупомянутых факторов. Тем более при ужесточении санкционной политики Запада не только в отношении РФ, но и тех стран, что стремятся игнорировать такую политику.

Более того, некоторые ключевые позиции в российско-китайских экономических связях за последние годы даже ухудшились. По экспертным оценкам Торгово-промышленной палаты РФ, Российского союза промышленников и предпринимателей и ряда отраслевых ассоциаций РФ (февраль – середина марта), доля взаиморасчетов между предприятиями обеих стран в рублях и юанях с учетом новых торговых контрактов (1-й квартал 2022 г.)  почти достигла 50%. В то время как в начале 2010-х она превышала 85%.

Стороны планируют выправить ситуацию. Переговоры и предварительные договоренности о возможных или намечаемых китайских инвестициях в российскую химическую, легкую промышленность, АПК, тяжелую индустрию, транзитную инфраструктуру предусматривают инвестирование главным образом в нацвалютах (но не сугубо в них). 

В большей мере использовать нацвалюты, согласно информации, полученной корреспондентом ТАСС в китайском МИД, Пекин планирует и при закупках нефтегазового сырья – пока основного экспортного товара РФ для Китая. Дипломаты уточнили: «Китайские компании намерены более активно использовать рубли или юани в торговле с РФ на равноправной и взаимовыгодной основе, с учетом изменения ситуации на рынке», поскольку «использование собственных национальных денежных единиц в процессе регулярного торгово-экономического взаимодействия может позволить избежать валютных рисков и снизить издержки, связанные с обменом валюты». Но при этом китайская сторона, похоже, стремясь избежать косвенных санкций Запада, не гарантирует 100%-го использования нацвалют в этих закупках. «Разумеется, по различным соображениям мы будем осуществлять расчеты и в валюте других стран», – отметили в МИД КНР.

Тем временем Пекин на днях закупил новые партии нефти и угля из РФ в нацвалютах после отказа ЕС включить эти товары в санкции. Проявляется также растущий интерес и к импорту российского сжиженного природного газа (СПГ). По данным Bloomberg и ряда других источников (4 апреля), государственные компании Sinopec и Petroсhina «ведут переговоры о закупке СПГ из России с большой ценовой скидкой». Этот продукт продаётся, по тем же данным, с дисконтом более чем в 10% по сравнению с поставками газа из Центральной Азии. Отмечено, что в Китае нет острой нехватки СПГ, но покупка «такого дешевого сырья» заблаговременно пополнит газовые запасы «при взлёте цен».

При этом китайская сторона все же опасается косвенных санкций. Трейдеры пока воздерживаются от крупных закупок российского СПГ. А некоторые китайские импортеры рассматривают возможность участия российских фирм в тендерах на закупку СПГ от имени тех же импортеров, чтобы скрыть свои планы от властей других стран. К слову, такие схемы «ухода» от возможных санкций Запада используют и нефтеперерабатывающие заводы КНР, закупающие российское сырье.

Альтернативной валютой в контрактах/сделках, когда невозможно использовать доллары США, юани или рубли, некоторые китайские экономисты считают доллары не примкнувшего к санкциям Гонконга (автономного от КНР), котирующиеся на мировом рынке. Но гонконгская финансовая система связана не только с китайской, но также с ФРС США и с британскими финансовыми структурами. Потому наверняка потребуются дополнительные конвертации «юань-доллар Гонконга-рубль», да и то при условии, что администрация Гонконга не будет учитывать санкционную политику Запада против РФ. А это зависит и от позиции Пекина по финансово-экономическому «транзиту» с РФ через Гонконг.  

При всем при этом китайский бизнес все же может восполнять западную нишу в экономике РФ. Как полагает глава Федерации зарубежных китайцев в Москве Ван Чуаньбао, ввиду ухода западных компаний из России нужно «тщательно обдумать, как заполнить бреши и обеспечить место на российском рынке». Но крупные предприятия Китая с учетом влияния западных санкций наверняка будут действовать осторожно – такова точка зрения Чжуана Бо, эксперта по Китаю инвестиционной корпорации Loomis, Sayles & Company (США).

В этой связи в ряде зарубежных СМИ сообщалось о временном прекращении некоторыми китайскими банками в начале-середине марта кредитования закупок российских нефти и некоторых других товаров. Ибо китайские финансовые институты «серьезно относятся к комплаенсу по санкциям, – поясняет Бен Костерзева, консультант отделения юридический корпорации Hogan Lovells (Великобритания–США) в Гонконге. – Они учитывают санкции и, например, против КНДР, Ирана, поскольку не хотят сами подпасть под санкции и потерять доступы к долларовым транзакциям».

Возможно, что упомянутые прецеденты могут быть обусловлены ещё и тем, что решением Евразийской экономической комиссии КНР была исключена с ноября 2021 г. из перечня развивающихся стран, пользующихся правом экспорта в страны ЕАЭС по минимальным ввозным пошлинам или вовсе без пошлин (в зависимости от конкретных товаров, на которые распространяются эти льготы).

Решение обусловлено, во-первых, стабильно высоким незаконным реэкспортом из Китая в РФ через Киргизию и Казахстан широкого ассортимента сырья и готовой продукции, особенно массового спроса. А во-вторых, экономическими показателями КНР, многократно превышающими ооновские критерии, по которым страны включаются в реестр развивающихся.

Но с учетом нынешней санкционной и в целом геополитической ситуации резонно предположить, что торговые льготы для КНР в ЕАЭС могут быть восстановлены. Тем более это возможно ввиду стратегической роли комплексного, притом долговременного экономического партнерства России и всего Евразийского союза с Китаем.

Но развитие именно такого партнерства зависит и от того, готова ли китайская сторона и в какой степени игнорировать блокадную истерию Запада в отношении России.  

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
2364
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика