Казахстан и Китай запустили в Актау самый крупный терминал на Каспии - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 19.06.2025 |

Казахстан и Китай запустили в Актау самый крупный терминал на Каспии

В самом крупном порту Казахстана Актау введён в эксплуатацию крупнейший в Каспийском регионе контейнерный узел. Проект осуществили совместными усилиями Национальная железнодорожная компания «Казахстан темір жолы» и китайский порт Ляньюньган. Расположена первая очередь пускового комплекса контейнерного хаба на территории специальной экономической зоны «Морпорт Актау». В задачи нового узла входит центральное обеспечение контейнерного сервиса и формирование парка контейнеров для государств Каспийского региона и Центральной Азии.

Важность запущенного проекта подчеркнул Нурлан Жакупов, глава правления АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Қазына», который инвестировал в постройку хаба со стороны РК. Спикер отметил стратегическое значение проекта для развития транзитного потенциала республики. «За 10 лет партнерства с портом Ляньюньган мы реализовали несколько ключевых проектов, и новый хаб в Актау станет важным звеном международных транспортных маршрутов», – отметил он.

Чиновник уточнил, что за прошедшие годы сотрудничества компании «Казахстан темір жолы» с портом Ляньюньган осуществили уже три крупных инфраструктурных проекта: казахстанско-китайский терминал в Ляньюньгане, сухой порт Khorgos Gateway и теперь – современный контейнерный хаб в Актау. На новом терминале применяются передовые технологии обработки грузов, которых не было до недавнего времени в Казахстане. Это значительно ускорит логистические операции в порту.

Строительством хаба занимался консорциум China Communications Construction Company (CCCC). Это одна из самых крупных государственных корпораций КНР. Инвестором стала одна из крупнейших портовых компаний Китая – ООО «Группа компаний Порт Ляньюньган».

В начале июня провели торжественную церемонию запуска, с которой совпало символическое событие – прибытие 100-тысячного контейнера по Транскаспийскому международному транспортному маршруту (ТМТМ). С его помощью обеспечат увеличение транзитных возможностей и укрепление положения РК в качестве важного звена международных маршрутов Восток – Запад, а также Север – Юг и других. Располагается контейнерный хаб на восточном побережье Каспийского моря, в дальнейшем он будет ключевым узлом для соединения Актау с азербайджанским портом в Баку. Также с его помощью увеличится пропускная способность ТМТМ.

Основная нагрузка в рамках ТМТМ будет на казахстанско-китайском терминале в Сиане, он начал работу с января 2024 года. Уже сейчас через него проходит 30% всех контейнерных поездов, следующих из Китая в Европу.

К нему подтянется и терминал в Актау. Когда проект строительства контейнерного хаба заработает в полной мере, это позволит предоставлять полный спектр услуг по перевалке контейнеров и перетариванию грузов, уже в 2025-м объёмы увеличатся до 300 тыс. ДФЭ (условная единица измерения вместимости грузовых транспортных средств) в год.

История и современность порта Актау

Свою историю порт Актау (до 1991 года – порт Шевченко) ведёт с 1963 года, тогда у КазССР возникла потребность в перевозке продукции урановой промышленности и нефтяных месторождений Мангышлака. Отправной точкой стало строительство главного и вспомогательного волноломов и параллельное возведение четырех сухогрузных причалов. За 1969-1986 годы здесь создали четыре нефтеналивных причала и паромный комплекс.

Сейчас Казахстан активно использует Актау. Основными грузами перевалки порта и обработки в морской гавани являются нефть, зерно и контейнеры.

Напомним, в 2023 году, накануне своего 60-летнего юбилея морской торговый порт Актау вернул себе международный статус. Тогда президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев распорядился укрепить гражданский торговый флот и построить для порта контейнерный хаб, как раз для активизации морских перевозок. Спустя два года усилия увенчались успехом. Как отметил глава правления АО «НК «АМТП» Абай Турикпенбаев, команда порта Актау компетентна, она обладает всем спектром инструментов, позволяющих эффективно развивать порт и реализовать любые начинания.

Как раз новый контейнерный терминал порта – это центральный элемент «трехузловой интеграции» недавно установленного транспортного коридора Азия – Европа. Он является инструментом бесперебойной работы всей логистической цепочки: от «домашних ворот» до складских терминалов.

Со временем пропускную способность нового хаба доведут до 66 тыс. контейнеров в год. Он обеспечит логистику транзитных и экспортных маршрутов через Каспийское море на Кавказ, в Турцию, Европу, Китай и Среднюю Азию.

Выгоды и упрощения логистики

Контейнерный хаб Актау способен обеспечивать на своей территории все сервисы по обслуживанию, обработке контейнеров, проводить ремонтные работы, затарку и перетарку контейнеров как на автомобильный, так и железнодорожный транспорт. Эта мера обеспечит контейнерные перевозки и выгодные условия для доставки грузов до порта обоими видами транспорта. Портовики считают, что контейнеризация грузов выгодна бесперегрузочной доставкой и сокращением промежуточных работ.

В будущем на контейнерном узле будут обеспечивать дополнительные сервисы, такие как хранение, ремонт, сертификация и взвешивание (в том числе определение массы брутто) контейнеров.

Порт благодаря созданию хаба поэтапно обновит контейнерный парк. Предварительные сметы подразумевают приобретение портальных и мобильных кранов (уже приобретён портальный кран грузоподъемностью 64 тонны), погрузчиков, терминальных тягачей с прицепом, вилочных автопогрузчиков, терминальных тягачей, полуприцепов, перегрузочного оборудования. Будет полностью обновлена система электроснабжения объекта.

«Запуск первого пускового комплекса контейнерного хаба в порту Актау – это важный этап в развитии транспортной системы Казахстана и Транскаспийского маршрута, соединяющего Китай с Европой через Центральную Азию и Каспийское море», – заявил генеральный директор АО «KTZ Express» Дамир Кожахметов.

Совместная многолетняя работа Китая и Казахстана в транспортно-логистической сфере отразилась появлением таких крупных инфраструктурных проектов, как казахстанско-китайская логистическая база в порту Ляньюньган (провинция Цзянсу, Восточный Китай), сухопутный порт «Хоргос – Восточные ворота» на приграничных территориях обеих стран, международный транзитный автокоридор «Западная Европа – Западный Китай». Контейнерный хаб в Актау рассматривается как продолжение этой совместной работы, объединяющей более 7 тыс. км транспортной сети.

Заместитель мэра города Ляньюньгана Жэнь Дун подчеркнул, что реализуемый проект контейнерного хаба в порту Актау показывает долгосрочное планирование Китая и Казахстана в рамках совместного строительства «Пояса и пути». Это всячески способствует укреплению и расширению взаимоотношений, повышению пропускной способности ТМТМ, в дальнейшем посодействует торгово-экономическому развитию стран вдоль маршрута.

За месяц по маршруту ТМТМ перевозят примерно 40 контейнерных поездов. Увеличить перевозки удалось благодаря слаженной работе железнодорожных путей, морских портов и торгового флота. На будущее объемы контейнеропотока увеличат до 3 тысяч контейнерных поездов в год. Стоит учитывать, что Транскаспийский международный транспортный маршрут обладает большим потенциалом для прямой доставки грузов из Азии в Европу.

Специалисты отмечают, что на этом направлении идёт экспорт таких грузов, как нефть, нефтепродукты, металлы, зерно, химикаты, сода и другие товары. Среди импортируемых товаров преобладают: потребительские товары, продукты питания, железная руда, черные металлы, химикаты, руды цветных металлов и нефтепродукты. Тогда как транзит в основном состоит из товаров народного потребления, продуктов питания, зерна, строительных материалов, черных металлов, химикатов и соды.

В заключение отметим, что контейнерный узел порта Актау даже на первых этапах позволил увеличить транспортировку контейнеров через Азербайджан, Грузию, Турцию и переориентировать часть транзитных грузов, следующих из Китая в Европу. Перспективы у начинания открываются масштабные.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
282
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Арктический Совет Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Гренландия Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Дания Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика